Японская повязка на голову

Эта статья содержит следующие подтемы:

ХАТИМАКИ

ОБВЯЗАННАЯ РОЛОМ ЧЕРЕПУШКА

От недавно "обсуждённого" головного убора типа Красная шапочка логично будет перейти к более известной всем нам японской головной повязке, которую тоже можно, в какой-то степени, назвать головным убором. Речь идет о знаменитой хатимаки — да, да,той самой белой или красной повязке на голове японца, основная цель которой, защищать глаза от пота или, если кому не по душе такая "физиологичность", демонстрировать непреклонность серьёзных намерений. Согласитесь, не каждому оказалось знакомым название столь знакомой всем повязки. Итак, разберём это название:

鉢巻 — хатимаки. 巻 (маки) нами уже разбрано в опусе про выражение Цезаря "пришел, увидел, победил", поэтому сегодня лишь коснёмся его, а больше акцентируем внимание на иероглифе 鉢 . Перед нами цветочный горшок. В принципе, это видно из составляющих элементов-иероглифов: 金 (КИН канэ) — деньги, металл — то есть, некоторая металлическая посуда, в которую помещают что? Правильно, корни растений: 本 (ХОН мото) — источник, корни. Правда, большинству из нас иероглиф 本 больше знаком как "книга" (хон), а заодно счётное слово для длинных цилиндрических предметов (коими и были книги в древнем Китае — свитки, свёрнутые в рулон вокруг цилиндрического стержня). А книга, как известно, это ИСТОЧНИК знаний, которые КОРНЯМИ своими уходят в книги и только в книги.

Итак, 鉢 (хати) — горшок: металл (канэ) + корни (мото).

Ну, а что такое 巻 (КАН ) — это тоже известно каждому, кто забегал в какую-нибудь "сушильню" и пробовал то, чем в наших, типа, суши-барах, называют ролами: 太巻き (футомаки) — большие ролы (рулеты), 細巻き (хосомаки) — тонкие ролы, ну и прочие разные другие "ролы". А всё почему? Да потому, что по японски:

巻く (маку) — свертывать, обертывать, скатывать.

巻 (маки) — свиток, рулон и (внимание!) том, книга.

Таким образом, 鉢巻 — обвязанная черепушка (горшок у японцев в просторечии, как и у нас, голова, черепок, черепушка) — повязка вокруг головы — хатимаки.

Японская головная повязка, хатимаки, hachimaki, по-японски, иероглифами, с разбором, на сайте самоучителе японского языка, японский для души, японский для начинающих.

Японская повязка на голову

quote: Да, действительно: первый иероглиф "ками" (в китайском чтении "дзин")

Эт современная повязочка делатая неизвестно кем — толь китайцы, толь фиг его знает кто ишшо. Вопчем невсамделишная.

Крот Кротович posted 24-5-2009 21:39

quote: Originally posted by dreydog:
вопрос второй у летчиков камикадзе и у моряков камикадзе (люди-торпеды) надписи были одинаковые? (

Я может скажу то что все присутствующие знают. Пусть тогда будет для тех кто не знает.
Камика́дзе (яп. 神風, ками — , ; кадзэ — )
История этого слова с идет с древнего придания о тайфуне, который дважды, в 1274 и 1281 годах, уничтожил корабли монгольской армады хана Хубилая на подступах к берегам Японии. Камикадзе это название этого тайфуна.

Во Вторую Мировую слово Камикадзе стали использоваться для обозначения японских пилотов-смертников. Потом уже европейцы (и амерекосы) стали называть так всех смертников.
У японцев для названия других добровольцев-смертников использовалось слово — тэйсинтай

Крот Кротович posted 24-5-2009 21:56 Надписи действительно могли быть разные. Вот какие варианты я нарыл:
"божественный ветер",
"обязательно победить",
"семь жизней за императора",
"Я лечу на небо, К вершинам облаков. Это — моя могила",
"путь самурая есть смерть"

Крот Кротович posted 24-5-2009 22:21 Гимн одного из корпусов камикадзе "Боги грома":

Небесные самураи, рожденные в облаках,
Зорким оком высматриваем мы добычу на поле брани.
Смотри, как парим мы на распростертых руках,
Как на божественных крыльях, над вами.

Вот мы — дети священной Страны восходящего солнца,
Поднялись по тревоге, чтобы вражеские корабли
Ввергнуть в бездну морей!

В атаку вперед, эскадрильи Цветка Дикой Вишни!
Наша база осталась внизу на далекой земле.
И сквозь марево слез, переполнивших наши сердца,
Видим мы, как товарищи машут нам вслед на прощанье.

Пробил час наш последний; мы смело идем на таран
И готовы пролить свою кровь ярко-алого цвета.
Посмотри, как пикируем мы на суда!

Успокоятся души погибших в холодных волнах,
Но однажды мы вновь возродимся в цветении вишен —
Там, в чудесном саду Ясукуни-дзиндзя.

Крот Кротович posted 24-5-2009 22:40 И еще повезочки

papasha1 posted 25-5-2009 16:44 тэйсинтай — какие иероглифы ?

Повязки — это сильно. Брали оптом или в розницу ?

Это не истина, это — версия.

Крот Кротович posted 25-5-2009 21:49

quote: Originally posted by papasha1:
тэйсинтай — какие иероглифы ?

Пишется — 挺身隊, переводится "добровольческие отряды"

quote: Originally posted by papasha1:

Повязки — это сильно. Брали оптом или в розницу ?

Это не мои, я на службе императора страны восходящего солнца не стою : )
Нужно просто уметь искать

quote: Originally posted by papasha1:

Это не истина, это — версия.

Это о чем вы?

Va-78 posted 26-5-2009 12:57

quote: Нужно просто уметь искать

Особо радует нижняя с надписью "ниндзя". )))))))))))))))
Так и представляю секретного нинзю на задании, с такой паливной повязочкой на чОрном капюшончике.

Крот Кротович posted 26-5-2009 17:08

quote: Originally posted by Va-78:

Особо радует нижняя с надписью "ниндзя". )))))))))))))))
Так и представляю секретного нинзю на задании, с такой паливной повязочкой на чОрном капюшончике.

Ну я нарыл эти фотки на разных сайтах.
Видимо ту что с надписью "Нидзя", японцы сделали чтобы поржать над туристами : )
Такой тонкий восточный юмор.

Va-78 posted 27-5-2009 11:05

quote: Видимо ту что с надписью.

Японская повязка на голову

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Хатимаки" в других словарях:

хатимаки — 1) Повязка на голову. 2) Также тэнугуи. Платок, повязываемый под шлем (мэн 1)). Защищает голову от натирания завязками шлема (мэн химо), а глаза от пота … Японско-русский словарь терминов японских боевых искусств

Planetes — Обложка DVD версии. ΠΛΑΝΗΤΕΣ (греч.) プラネテス (яп.) Жанр научная фантастика, драма … Википедия

Super Street Fighter II Turbo — Разработчик Capcom Издатель Capcom … Википедия

Виды головных уборов — … Википедия

Доспехи самураев — Военное снаряжение японских воинов средневековья отличается от лат европейских рыцарей. Основные элементы и общая композиция лат самурая существовали в Японии уже в V–VI вв. н. э. Доспехи, скрепленные кожаными или шелковыми шнурами, состояли из… … Вся Япония

Камикадзе — У этого термина существуют и другие значения, см. Камикадзе (значения). Пилот камикадзе Киёси Огава, который атаковал американский авианосец «Банкер Хилл» … Википедия

Бандана — Не следует путать с байдана. Красная и синяя бандана с традиционными орнаментами пейсли … Википедия

Шлем (доспехи) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шлем … Википедия

Папская тиара — Тиара (греч. τιάρα, древний персидский головной убор) тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный головной убор, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты, который носили папы римские с начала XIV… … Википедия

Гренадерка — Гренадёрка русской армии … Википедия

Тэнугуи — японская традиционная головная повязка

Путеводитель по Японии

  • English
  • 日本語
  • 简体字
  • 繁體字
  • Français
  • Español
  • العربية
  • Русский

—>

Культура токийского района Асакуса тесно связана с мацури, традиционными праздниками храмов квартала, главным из которых является Сандзя-мацури. Популярность праздника такова, что он порождает явления моды, распространяющиеся в мировых масштабах. Форменная накидка хантэн, которую надевают участники праздника, сараси, поддерживающая полоса белого хлопка, которую носят снизу, матерчатый пояс и, конечно, головная повязка тэнугуи — целый арсенал одежды и аксессуаров из ткани, связанных сместными праздниками в Японии. Существует и музей праздников — Асакуса О-мацури (музей традиционного праздника в Асакуса), открытый в 2011.

У каждого свой способ носить его тенугуи

Такидзава Исиро, изготавливающий оригинальные тэнугуи и владелец в 4-ом поколении бутика «Токио Вадзараси», оказался в центре проекта строительства музея. «Быть модным для эдокко— это всегда поиск выражения своей индивидуальности, и для этого тэнугуи — очень эффективен», — говорит он.

Владелец Токио Вадзараси в 4-ом поколении. г-н. Такидзава Итиро.

«Токио Вадзараси», основанный в 1889, был сначала мастерской стирки хлопковых тканей. В то время вначале сжигали солому, мыли хлопок с золой соломы и мылом, затем его перед полосканием вымачивали в многочисленных ваннах с гипохлоритом кальция.

«Однажды выбеленный хлопок мог быть окрашен в оживленные цвета для изготовения юката (летнее кимоно) или тэнугуи. Однородность полученного белого цвета определяла умение ремесленника.

Лекало для окраски тенугуи. Речь идет об очень плотном шелковом экране, прикрепленном лаком на японскую бумагу. Вырезанный вручную, приклеенный вручную, это точная работа.

Тенугуи окрашивается, начиная с предыдущего лекала. Техника ручного крашения, называемая тюсэн.

Именно в 1960 г отбеливание хлопковой ткани для юката достигло пика. Мастерская производила треть всей белой ткани для юката страны. Но традиционная одежда все меньше и меньше носилась, спрос на юката упал, и большая часть мастерских ручного крашения исчезла.

Взамен возвратились в моду тэнугуи. Повязываемый вокруг головы тэнугуи стал знаменитым аксессуаром проникновения эдоского шика в современную моду. Сегодня, благодаря сотрудничеству мастеров ручного крашения всей страны, Токио Вадзараси производит 90 % тенугуи на заказ.

Окрашенный вручную тэнугуи стоит от 800 до 1200 йен. Можно сделать и индивидуальный заказ на сумму от 30 000 йен (100 единиц; 50 000 йен для ручного крашения).

[Музей] Музей Асакуса O-мацури / Адрес: 2-3-5 Каминаримон, Тайто-ку, Токио / Тел: 81.3.6796.7800 / Открыт: при информировании / Вход бесплатный (за исключением временных выставок). http: // omatsurimuseum.net / english / [Мастерская] Токио Вадзараси / Адрес: 4-14-9 Татейси, Кацусика-ку, Токио / тел.: +81.3. 3693.3334 http: // www.tenugui.co.jp/

Текст: Мотоёси Киёко.
Фотографии: Като Такэми, Кодера Кей, Ямада Синдзи)

(Оригинал опубликован на японском 26 июня 2012 г. )

Bestiary.us

Быстрый переход

Почему японские призраки носят треугольные повязки на голове?

© Zack Davisson «What is the Triangle Headband Japanese Ghosts Wear?» — http://hyakumonogatari.com

Что за странные треугольные шапки или повязки на головах некоторых японских призраков? Это довольно сложный вопрос, по поводу которого есть несколько мнений, так как никто толком не знает.

Белый наголовник представляет собой небольшую полосу ткани, вырезанную или сложенную треугольником, который закрывает лоб и охватывает затылок. Он выполняет функцию ободка и японцы называют его «боси» (шляпа) или «нуно» (полотно). Однако, эта тряпочка не является непременным атрибутом юрэйской одежды. Мода в погребальных обрядах, как и всякая другая, тоже меняется, что-то уходит, а что-то приходит. И хотя белое кимоно-кё:катабира оставалось неизменным на протяжении многих веков, этого нельзя сказать о тряпочке.

Он появился примерно в эпоху Хэйан и на юрэй-га (картины призраков) частенько можно увидеть этот кусок ткани. Возможно, наголовник основан на шляпе-эбоси, которая была очень популярна в то время. Однако, каково бы ни было ее происхождение этот обычай вероятно исчез в эпоху Эдо. Следует отметить, что на знаменитой картине Маруямы О:кё — «Призрак Оюки», которая считается точным изображением призрака, тряпочка отсутствует. В современную эпоху его стали связывать в частности с морскими призраками фуна-юрэй, которые всегда носят эту ткань.

Я продолжаю называть это «тряпочка» или «наголовник», потому что для него нет конкретного слова. Его называют по разному. Самым претензиозным названием должно быть является — «тэнкан», т. е. «небесный венец». Наиболее привычное — «дзукин», которое используют для обозначения шапочки или косынки, которой обертывали голову. Другие термины носят описательный характер. Например, «хитай-эбоси» — налобная шляпа, «хитай-какуси» — покрывающее лоб или «ками-какуси» — покров для волос. Это все основные термины для «санкаку-но сирой нуно», т. е. треугольника белой ткани.

Значение этой тряпочки чисто умозрительное, но существует несколько теорий почему он вошел в моду. В одной считается, что мертвые поднимаются на более высокий уровень, и «тэнкан» (небесный венец) помещается на их лоб как знак их нового статуса. Другая говорит, что острый конец треугольника отгоняет злых духов и демонов и не дает им проникнуть в пустующее тело через голову, чтобы оживить труп, а также не дает душе мертвеца сбежать.

Вероятно, доля правды есть и в том и в другом мнении.

Музыка

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

О хатимаки

Среда, 07 Октября 2009 г. 10:53 + в цитатник

Хатимаки

HATIMAKI

Хатимаки — часть японского мужского костюма фуданги, головная повязка, используемая для защиты от солнца и впитывающая пот, в Древней Японии ее надевали под шлем самураи. Хатимаки представляет собой полосу ткани шириной от 5 до 10 см. Существует два способа завязывания хатимаки. Первый – классический, хатимаки завязывается на лбу восьмеркой, из-за чего собственно и получила свое название. Второй – более простой, хатимаки завязывается обычным узлом сзади.

Хатимаки появилась в период войн между Гэндзи и Хэйкэ. В то время самураи носили шлемы, но перед тем как одеть шлем они закрепляли такой повязкой волосы. Головная повязка хатимаки всегда помогала самураю в бою. Поэтому хатимаки ассоциируется с борьбой или подготовкой к борьбе.

Хатимаки японских летчиков с надписью "камикадзе" — "божественный ветер"

Японские школьницы провожают цветущими ветвями вишни пилотов-камикадзе,
отправляющимися в последний полет на истребителях Накадзима Ki-43 «Оскар».

В настоящее время хатимаки носят во время массовых спортивных соревнований или во время физической работы. Участвуя в спортивных праздниках, японцы повязывают хатимаки разного цвета для обозначения принадлежности к той или иной команде. Они просто отрезают полоски хлопчатобумажной ткани шириной около 5 сантиметров. Во время религиозных праздников повязки могут быть у участников, несущих священный паланкин.

* И из Википедии:*
"По преданию, впервые их надели в 1702 году легендарные сорок семь ронинов перед нападением на дом чиновника Кире Кодзуке-но-Сукэ с целью отомстить за смерть своего господина — даймё Асано Такуми-но-Ками Наганори. Очевидно, белые повязки были надеты ими с целью отличать друг друга в ночной атаке."

Хатимаки (hachimaki)

Вопрос: У некоторых кендоистов длинные волосы, и у некоторых небрежные «растрепанные» прически (например, длинная челка и т.п.), в результате, волосы попадают в глаза. На одном семинаре во время тренировки без доспехов сенсей (7-го дана) подошел к кендо-ка, у которого на голове была завязана хатимаки, и попросил его снять повязку. «Но без хатимаки волосы мне будут мешать», — сказал кендо-ка. На что сенсей ответил «�?звините, но это кендо!».

Не могли бы вы прокомментировать? Правда ли, что кендоисты не могут носить хатимаки или же, может быть, есть какой-то неправильный способ завязывания хатимаки, но разрешен другой способ?

Еще один момент, когда очень жарко и тренировка проходит без доспехов (т.е. на голове нет тенугуи), некоторые кендоисты носят хатимаки, чтобы вытирать пот и не допускать его попадания в глаза. Как им поступать без хатимаки?

Ответ Масахиро �?мафудзи:
Спасибо за сообщение.

Хатимаки, если читатели не знают, — это повязка на голову, но обычно мы используем тенугуи (очень тонкое полотенце для рук).

Вы должны знать, что в Японии мы, на самом деле, не часто используем хатимаки. Хатимаки можно увидеть во время различных событий, вроде летних фестивалей и т.п. Сегодня в Японии хатимаки, по большому счету, используется только в подобных мероприятиях.

Вы, наверное, видели самураев с хатимаки на голове в манге или аниме. Вероятно, самураи правда носили хатимаки в боях, но это было много лет тому назад. В общем, как я уже написал, хатимаки используется преимущественно для разных событий. �? это первая вещь, которую вы должны понимать по поводу хатимаки. Хорошо?

Таким образом получается, что, когда у вас на голове хатимаки, многие японцы думают, что вы несерьезно относитесь к кендо.

Я долгое время находился за пределами Японии и жил на Западе, но, наверное, мне бы было очень неудобно, если бы в додзё находились люди с хатимаки на голове.

По поводу пота — пусть он будет. Вытирайте пот в перерывах. Я использую рукав кейкоги, если нужно быстро вытереть пот. Но я стараюсь не делать этого (причину читайте ниже). Я бы рекомендовал стряхивать пот быстрым движением.

Когда вы надеваете мен, вы не можете вытереть лицо, значит, вероятно, когда вы без мена, вы также не должны вытирать лицо от пота.

Кендо рассматривается как сюгё (shugyo, аскетичная тренировка), поэтому, по сути, мы должны побороть все те личные «хочу что-то сделать» чувства, как, например, хотеть вытереть пот.

Представьте, что вы интенсивно сражаетесь и вдруг захотели вытереть пот с лица. Это маленькое движение убило бы вас. Возможно, поэтому самураи носили хатимаки.

Говоря в общем, хатимаки на тренировках в кендо — это плохая идея, согласно вышеперечисленным причинам. Кендо всё еще оснвано на «смерти», т.е. умер или жив, поэтому у нас и есть такого рода «само-дисциплины».

Возможно, это не тот ответ, который вы искали. Мне жаль, если я вас разочаровал. Однако, кендо до сих пор путь, берущий начало из самурайского искусства фехтования, и, в сущности, оно как раз о «само-дисциплине».

Мне тяжело было объяснить, поэтому, если у вас есть еще вопросы, спрашивайте. Тогда я смогу больше подумать над этим и, возможно, ответить более понятно.

ПЛАТЬЕ И ЭКИПИРОВКА: САМУРАИ

Форма одежды, которую надевал самурай, если только не готовился к сражению, то есть, если не облачался в доспехи, зависела от степени торжественности события. Основным мужским платьем было кимоно, длинное одеяние с широкими рукавами, закрывающее колени, которое иногда надевалось поверх белого нижнего белья того же покроя. Кимоно перехватывалось длинным поясом, который дважды или трижды оборачивался вокруг талии и завязывался спереди. За этим поясом самурай носил мечи.

Самурай надевал кимоно, если собирался пойти куда-нибудь развлечься летним вечером, и единственное, что он мог надеть под кимоно, была фундоси, или набедренная повязка. В других обстоятельствах он мог дополнить этот костюм широкими штанами хакама. Хакама больше напоминали раздвоенную юбку. Они были жестко накрахмаленными, имели широкие разрезы по бокам и подвязывались двумя комплектами шнуров спереди и сзади, которые затем обматывались вокруг талии. Хакама доставали до лодыжек, и когда самурай их надевал, то мечи засовывал за пояс кимоно, но поверх хакама.

Дайсё (два меча) были визитной карточкой самурая. Длинный, именуемый катана, представлял собой стандартный боевой меч; катана преуспевающего самурая отличался исключительной отделкой и зачастую являлся фамильной ценностью, передаваемой по наследству. Лезвие меча было слегка изогнутым, что усиливало его режущие свойства и делало идеальным оружием для рукопашного боя. Вдоль лезвия шла волнистая линия соединения закаленной, режущей части клинка и более мягкой полосы меча — такая комбинация сообщала ему твердость и упругость. Деревянная рукоять меча покрывалась самэ, кожей гигантского ската, а затем плотно обкручивалась темно-синим шелковым шнуром, чтобы не соскальзывала рука. Небольшая круглая цуба, или гарда, крепилась на месте соединения лезвия с рукоятью. Ножны могли покрываться лаком и крепко привязывались к поясу при помощи сагэо, шелкового шнура, пропускаемого через небольшие выступы на ножнах.

Короткий меч (вакидзаси) выполнялся в идентичном стиле. Оба меча носились режущей кромкой вверх, так что смертельный удар мог наноситься прямо из ножен.

Самурай был готов отразить нападение в любой момент, и когда такая угроза возникала, он быстро оправлял свою широкую и неудобную одежду, чтобы она не мешала в бою. Хакама подтягивались вверх и подтыкались изнутри за пояс, а рукава подвязывались при помощи тасуки, узкого кушака, который протягивался спереди через рукава и соединялся на спине. Опытный самурай мог проделать обе операции в считанные секунды.

На ноги самурай мог надевать носки с отделенными большими пальцами, называемые таби, которые будут описаны в разделе, посвященном доспеху. Таби в «гражданской форме одежды» были, как правило, белого цвета; летом их могли вообще не надевать, но самурай никогда не выходил босиком на улицу. Он обычно обувался в соломенные сандалии, или даже в гэта, деревянные башмаки на высокой платформе. Гэта никогда не надевались, если существовала угроза опасности, так как были очень неудобными и не давали быстро двигаться.

В более формальной обстановке, при несении караульной службы, например, самурай мог облачаться в хакама с катагину — такая комбинация называлась ками-симо (высокое-низкое). Катагину представляла собой любопытную разновидность безрукавки, плечи и спина которой были простеганы и накрахмалены, отчего торчали наподобие крыльев. Катагину была того же цвета и с тем же рисунком, что и хакама. Декоративным элементом ками-симо являлся мон — геральдический значок господина, который располагался на передних отворотах катагину, посередине спины, на рукавах кимоно, если оно надевалось под ками-симо, и на верху задней части хакама.

Самурай в оборонительном комплекте, типичном для периода Момояма.

По особо торжественным случаям в период Эдо, таким, как представление сегуну, высокопоставленные самураи надевали нага-хакама, очень длинные штаны, которые волочились по полу за самураем и полностью закрывали его ступни. Обладатель таких штанов должен был отличаться незаурядной ловкостью и прекрасной координацией. Считалось, что в таких штанах невозможно совершить убийство или, по крайней мере, сбежать после такового.

Воин, облаченный в ками-симо, комбинацию хакама (штанов) и катагину (безрукавки).

Самурай менял свое платье, когда отправлялся в путешествие, например, в одну из регулярных поездок в Эдо на аудиенцию к сегуну, которые стали традиционными в начале периода Эдо. Хакама идеально подходили для верховой езды, чего нельзя было сказать о катагину, вместо которой надевалась хаори, куртка для верховой езды. Те, кто путешествовал пешком, надевали хаори поверх других штанов, которые были поуже хакама и заправлялись в гетры. Пола хаори оборачивалась вокруг ножен, что придавало фигуре идущего самурая характерные очертания.

Головной убор состоял из большой соломенной шляпы, называемой каса, похожей на ту, что носят современные японские крестьяне, которая служила защитой от солнца и дождя. Другая разновидность этой шляпы полностью закрывала всю голову, только впереди была щель, через которую можно было смотреть. Это была полезная вещь для того, кто хотел остаться неузнанным, например, во время тайного посещения одного из веселых кварталов Эдо. На голову также могла надеваться повязка или капюшон, незаменимый в холодное время.

Самурай, который лишался имущественных прав в случае смерти или разорения своего хозяина, назывался «ронин», что означает «человек волн», поскольку такие люди переходили с места на место в поисках работы для своих мечей. Тысячи ронинов защищали стены замка Осака во время великой осады 1614–1615 гг., надеясь отомстить Токугава за своих бывших хозяев. В знаменитом фильме А. Куросавы «Семь самураев» все главные персонажи — ронины.

Ниндзя, специально тренированные шпионы и убийцы, использовавшиеся даймё, обычно с ног до головы закутывались в черное. Куртка напоминала покроем куртку современного дзюдоиста, а черный капюшон полностью закрывал голову, оставляя только щель для глаз. Узкие штаны заправлялись в гетры поверх черных носков, и даже соломенные сандалии были черного цвета со специальными мягкими подошвами, не издающими шума при ходьбе.

Важнейшим элементом внешнего вида любого самурая была его прическа, уходу за которой уделялось много внимания. Даже ронин мог испытывать определенную гордость по поводу этой части своего туалета, а для обыкновенного самурая считалось позором, если хотя бы одна прядь его волос не была месте. В начале XVI в. у самураев появился обычай выбривать переднюю часть головы. Изначально это делалось для того, чтобы волосы не мешали носить шлем, но к периоду Момояма такая прическа стала просто модной. Выбритая часть головы называлась сакаяки, а оставшиеся волосы заплетались в косичку (мотодори). Было два способа плетения косы. Один назывался тасэн-гами, поскольку такая коса напоминала бамбуковый веничек для чая, используемый в японской чайной церемонии. Этот способ заключался в том, что нижняя часть мотодори обматывалась бечевкой до тех пор, пока он не становился похожим на помазок для бритья. Другой способ, более простой, состоял в том, что намасленные волосы собирали в длинную узкую косу на затылке, сгибали ее вперед, затем назад и связывали. Этот способ, называемый мицу-ори, или тройной, был весьма популярен в период Момояма.

Воин, одетый в ками-симо и вооруженный двумя мечами.

Разновидность этого стиля называлась футацу-ори, когда коса укладывалась только вперед на сакаяки. Однако кончик косы всегда аккуратно обрабатывали бритвой.

Самурайские прически с мотодори — с выбритой передней частью головы (сакаяку) и не выбритой.

Молодые самураи, тем не менее, не выбривали голову. Волосы на этом месте образовывали треугольную челку, что в среде молодых самураев считалось особым шиком. На рисунке на стр. 25 показан Хонда Тадакуцу (1548–1610 гг.) в юном возрасте, причесанный в этом стиле.

Некоторые самураи вообще не брили голову, а зачесывали волосы назад и заплетали их в косу. Токугава Иэясу был яростным противником подобной практики, так как считал, что такая прическа не придаст хорошего вида голове, если она будет отрублена. Иэясу был большим специалистом по отрубленным головам и заставлял своих людей перед сражением окуривать волосы благовониями.

Когда доспех был надет, коса развязывалась и волосы зачесывались назад: на романтических гравюрах XIX в. самураи изображаются с развевающимися по ветру волосами.

Самураи, которые были одновременно буддистскими монахами, полностью обривали свои головы.

Война

Основным самурайским костюмом во время войны, которая охватывала большую часть периода Момояма, был оборонительный доспех. Поскольку это была эпоха, когда характер войны стремительно менялся, менялись также устройство, дизайн и качественные параметры оборонительных цоспехов.

Вплоть до XIII в. существовало два вида оборонительного доспеха: ёрой, тяжелый, похожий на коробку, богато орнаментированный доспех, предназначенный для конного самурая, и до-мару, оборонительный доспех пешего воина, который оборачивался вокруг тела и застегивался сбоку. Оба состояли из небольших металлических пластинок, называемых кодзанэ, которые соединялись посредством кожаного ремешка. Образующиеся таким образом пластинчатые полосы покрывались лаком для защиты от ржавчины и сошнуровывались шелковыми лентами, образуя легкую, но устойчивую оборонительную секцию. До-мару вполне мог состоять из одной такой большой секции, раздвоенной юбки (кусадзури) и поддерживающих всю конструкцию шнуров, пропускавшихся над плечами.

В течение XIV в. самураи столкнулись с необходимостью защиты передовых постов, а военные действия приобрели такой характер, когда лошади требовались только в качестве транспортного средства, поэтому все начали переходить на более легкие и более удобные оборонительные доспехи, предпочитая их тяжелому и неуклюжему ёрою. Таким образом, до-мару стал одновременно самурайским доспехом, и появилась его разновидность, называемая хара-маки, с разрезом сзади.

В течение XV — начала XVI вв. военные действия начинают приобретать все более затяжной характер, поэтому самураи были вынуждены носить доспехи в течение очень длинных отрезков времени без перерыва. Тогда мастера-оружейники при изготовлении доспехов начинают обращать особое внимание на такое немаловажное качество, как удобство, которое напрямую зависело от более равномерного распределения веса доспеха, поскольку до-мару, хотя и был легче ёроя, имел существенный недостаток — вся его тяжесть держалась на плечах. Конфигурация доспеха модифицировалась путем сужения его по направлению к талии, и основной вес теперь ложился на бедра, а не на плечи. Доспех в стиле тати-до снискал широкую популярность в период Момояма.

Затем мастера-оружейники задумались об изменениях в самой конструкции доспеха. Стиль кодзанэ, при котором горизонтальные полосы собирались из множества маленьких пластин, обладал одним серьезным недостатком — каждая пластина имела не менее четырнадцати отверстий, что приводило к ослаблению металла. Также и сама система шнуровки горизонтальных полос, называемая кэбики-одо-си, имела несколько недостатков, проявлявшихся на полях сражений. В дождливую погоду шелковая шнуровка впитывала воду, что значительно увеличивало вес доспеха. В зимнее время влажный до-мару замерзал, превращаясь в ледяной каркас, а во время длительных летних походов шнуровка становилась грязной, дурно пахла и привлекала мириады муравьев и блох, что отрицательно сказывалось на здоровье его владельца. Наконец, в обильной шнуровке до (до — общее обозначение корпуса доспеха) застревали наконечники вражеских копий, вместо того, чтобы соскальзывать с пластинок, не причиняя вреда.

Доспех в стиле харамаки (с разрезом сзади)

Ответом оружейников на вышеуказанные недостатки явилась разработка различных стилей доспеха, которые широко использовались в период Момояма. Во-первых, многочисленные пластинки были заменены цельными полосами, каждая из которых состояла либо из отдельного куска металла, либо из пластинок, только склепанных, а не сошнурованных. Также значительно уменьшилось количество поддерживающих шнуров, что привело к появлению стиля, известного как сугакэ-одо-си, когда поддерживающие шнуры располагались попарно, или еще более простого стиля хиси-нуи, когда горизонтальные пластины соединялись посредством перекрестной шнуровки. Кусадзури (короткие пластины) также уменьшились в размере и в новых стилях располагались вокруг талии симметрично с корпусом до, нижняя окружность кусадзури была идентичной верхней окружности до.

Два стиля этого тосэй-гусоку (современного доспеха) назывались нуинобэ-до и могами-до. Нуинобэ-до состоял из двух частей (передней и задней), которые застегивались слева, и горизонтальных пластинок с закругленными верхними краями. Популярной разновидностью являлся могами-до. Это была многопластинчатая конструкция со шнуровкой в стиле сугакэ-одоси, характеризующаяся наличием выступов на краях горизонтальных пластинок. Секции крепились друг с другом посредством шарниров.

Кэбики-одоси не была окончательно забыта и применялась в ограниченном количестве для украшения. Необычными «смешанными» стилями шнуровки отличался дангаэ-до, состоящий наполовину из до, а наполовину — из кэбики и нуинобэ.

Как только в Японии распространяется огнестрельное оружие, перед оружейниками встает очередная задача. В результате, появляется окэгава-до. Этот доспех, отчасти напоминающий европейский, включал цельнометаллический до. Горизонтальные пластины склепывались, а не сошнуровывались, с верхними и нижними пластинами, образуя поверхность, которая, как полагали, могла выдержать прямое попадание аркебузной пули и стрелы. Существовали две основные разновидности доспеха, в зависимости от способа крепления отдельных пластин — горизонтального (ёкохаги-до) или вертикального (татэ-хаги-до). Лучшими татэхаги-до были доспехи, изобретенные Мётин Хисаиэ (1573–1615 гг.), который жил в Юкиноси-та, откуда этот стиль заимствовал свое название. Юкиносита-до имел гладкую поверхность без шнуровки, идеально отражающую пули и стрелы. Изготовители доспеха настолько были уверены в его надежности, что позволяли стрелять по ним из аркебуз, дабы покупатели сами могли убедиться в его защитных свойствах. Лучшим подтверждением высокого качества юкиносита-до стало указание Датэ Маса-мунэ (1566–1636 гг.) изготовить для всей его армии доспехи именно такого типа — единственным отличием между доспехами для высокопоставленных самураев и рядовых асигару была степень их отделки и комплектации.

Одной из разновидностей окэгава-до, также снискавшей широкую популярность, был хотокэ-до. Здесь места стыковок между пластинами были закрыты или полностью исключены за счет использования одной большой пластины, образующей совершенно гладкую, округлую поверхность.

Гладкая поверхность хотокэ-до служила отличным местом приложения художественных способностей оружейника, декорировавшего ее рисунками или чеканкой.

Два стиля тосэй-гусоку (современного доспеха): тати-до и могами-до.

Последняя (утидаси-до) выполнялась с необходимой осторожностью, так как чеканка приводила к ослаблению металлических компонентов доспеха, о чем свидетельствует горделивая надпись на сохранившемся экземпляре доспеха, датируемом 1681 г.:

«не из тонкого металла… тщательно сработанный с применением божественного способа ковки против стрел и пуль, которые его не пробьют. Вот почему он является сокровищем для храбрых воинов из самурайского клана».

Период Момояма характеризовался укреплением торговых связей с Европой. Особенно оживленная торговля велась с португальцами, и не удивительно, что ввозимый в Японию европейский доспех приобретал черты японских стилей. Медиальное ребро европейского доспеха вдохновило японцев на создание хатомунэ-до, или до с «голубиной грудью». Некоторые образцы японского доспеха включали в себя детали настоящего европейского обронительного костюма или настолько хорошо копировали их, что совершенно от них не отличались. Так, острогрудая испанская кираса могла комплектоваться с кусадзури, а сопровождающий ее шлем морион дополнялся элементами защиты шеи и навершием довольно оригинальной формы.

Весьма необычно выглядели доспехи, выполненные на основе хотокэ-до (состоящего из задней и передней пластин) в виде обнаженного человеческого торса с выпирающими ребрами и дряблой грудью горного отшельника.

Доспех периода Момояма выглядел не менее красочно, чем древние доспехи, главным образом благодаря цветной шнуровке в стиле кэбики-одоси. Сам доспех обычно покрывался черным или коричневым лаком и отделывался железом красноватого цвета (образующегося в результате контролируемого процесса коррозии). Реже использовался лак красного и желтого цвета. Последний применялся главным образом для отделки доспехов самурайского клана Ни, которые предпочитали яркие, кирпично-красные цвета с глубокой, насыщенной лакировкой. Шнуровка зачастую была темно-синего или василькового цвета, иногда она дополнялась разноцветной шнуровкой по белому в крайних рядах шеврона и называлась такая шнуровка «нитью дятла». Отделанный красным лаком доспех мог иметь шнуровку цвета охры и золота с белым.

Оборонительный доспех периода Момояма был, таким образом, очень практичным. Он был надежным, легким и несложным по устройству; можно сказать, что в период Момояма мастерство оружейников достигло своего апогея в деле обеспечения самураев оборонительными доспехами, позволявшими им двигаться совершенно свободно и максимально защищавшими их от пули, клинка и стрелы.

Оборонительный костюм самурая состоял из защиты туловища (до и кусадзури, описанных выше) и ряда других элементов, обеспечивающих защиту других частей тела. Все вместе они составляли оборонительный комплект, который, где это было возможно, отличался единством стиля и цвета всех его отдельных компонентов. На иллюстрациях на стр. 25–27 показан самурай периода Момояма, надевающий оборонительный костюм. Он начинает с фундоси, или набедренной повязки. Лучшим материалом для нее служила белая льняная или хлопчатобумажная ткань, зимняя фундоси была на подкладке. Затем он надевает ситаги, или рубашку. Ситаги была похожа на обычное кимоно в гражданском платье, только короче. Она застегивалась на груди и перехватывалась на талии оби (поясом). Он оборачивался дважды вокруг талии и завязывался спереди.

Надевание доспеха — от набедренной повязки до сунэатэ (поножей).

Надевание доспеха — от хайдатэ (защиты бедер) до ува-оби (пояса).

Надевание доспеха — от содэ (наплечников) до кабуто (шлема).

Пара хайдатэ (защиты бедер) и одна сунэатэ (потока) — крепежные шнуры на последней отсутствуют.

Кобакама, как явствует из названия, были укороченные штаны хакама, которые носились под доспехом. Они были уже хакама и короче — опускались примерно на 12 см ниже колен. Сперва самурай надевал левую штанину, затем стягивал последовательно задние и передние шнуры, завязывая обе штанины спереди.

Теперь показанный на иллюстрации самурай присел, чтобы надеть таби, пару носков с отделенными большими пальцами, какие в Японии носят и по сей день. Затем вокруг лодыжек оборачивались кя-хан (гетры), в которые заправлялись штанины кобакама. Становится ясно, почему самурай надел носки с отделенными большими пальцами, когда мы видим, как он приступает к следующему элементу экипировки — варадзи, или соломенным сандалиям. У сандалий плетеные подошвы и два фиксированных шнура, которые проходят между большим и следующим пальцами. По периметру подошвы располагаются петли, через которые шнуры пропускаются и завязываются. Дополнительно сандалии рекомендовалось подвязывать с внутренней стороны ступни во время перехода по гористой местности, заснеженным или грязным дорогам или при форсировании болот и рек. Самурай всегда должен был иметь при себе пару запасных сандалий или человека, который бы их нес.

Надев сандалии, самурай, в том же положении сидя, надевает первый элемент собственно оборонительного комплекта — сунэатэ, или поножи. На стр. 28 показаны наиболее распространенные в то время сунэатэ. Они состояли из вертикальных пластин, соединенных шарнирами или кольчугой на тканевой основе. У поножей имелась специальная кожаная защита, крепившаяся в местах соприкосновения ноги со стременем.

Для защиты бедер использовался хайдатэ. Хайдатэ сильно смахивал на раздвоенный матерчатый передник, нижняя часть которого была обшита перекрывающими друг друга металлическими или кожаными пластинами. Они крепились на талии, а некоторые разновидности имели дополнительные крепления с двумя задними секциями, не позволяющими им подниматься. Поскольку хайдатэ предназначался в основном для защиты в конном строю, в пешем строю его иногда снимали, особенно перед началом ожесточенного рукопашного боя. Он также доставлял неудобства при переходе через болото, поэтому во время марша его надевали, но не затягивали при этом крепежные шнуры, чтобы в случае необходимости легко и быстро снять.

Югакэ (перчатки) делались из дубленой кожи, иногда украшенной узорами. Сначала всегда надевалась правая перчатка.

Существовало множество разновидностей котэ, или наручей, но все они изготавливались из плотной ткани, на которую нашивались кольчуга или небольшие металлические пластинки. Кольчуга неизменно покрывалась черным лаком, а металлические пластинки покрывались лаком того же цвета, что и остальные элементы доспеха. Длинный крепежный шнур пропускался изнутри через рукава котэ. У некоторых котэ рукава соединялись, у других крепились к петлям на до, а у третьих связывались на груди. Иногда они составляли единое целое с ваки-бики — матерчатой или кольчужной защитой подмышек.

Теперь самурай должен надеть основной элемент доспеха — до с дополняющей его кусадзури. Какого бы стиля ни был до, крепился он всегда одинаково — посредством внутренних поддерживающих шнуров, пропускаемых поверх кохирэ, или маленьких наплечников в виде шестиугольных подушечек, смягчавших давление шнуров на плечевые кости — и застегивался на правом боку, или, если это был харамаки, — за спиной. Основная тяжесть кирасы ложилась на бедра и смягчалась уже упоминавшимся поясом. Убедившись, что до сидит надлежащим образом, самурай плотно оборачивал вокруг талии ува-оби.

Теперь самурай был полностью экипирован от ступней до шеи. На этой стадии он должен был надеть содэ, или наплечники, если таковые входили в его оборонительный комплект. Усовершенствованные типы до и котэ вообще не нуждались в содэ. В комплект юкиносита-до, например, входили две металлические полукруглые пластины, которые защищали верхние части котэ. Если содэ входили в оборонительный комплект, то они обычно были небольшими и слегка изогнутыми и имели с внутренней стороны матерчатую подкладку, доходящую до уровня нижней пластины.

Пара котэ (наручей) с крепежными шнурами.

Прежде чем надеть элементы защиты шеи и головы, самурай должен прицепить свое оружие, которое обычно состояло из меча (катана) и кинжала (танто). Облаченные в доспех самураи никогда не носили короткого меча. Существовали различные способы крепления меча — он или затыкался за пояс, или подвязывался за ножны посредством шелкового шнура, или подвешивался к поясу (в стиле тати) режущей кромкой вниз.

Доспех в стиле нуинобэ-до со шлемом в стиле дзуна-ри с богатым налобным украшением.

Для защиты шеи служила нодова, или латное ожерелье, состоявшее из нескольких металлических пластинок, соединенных шнурами. Прежде чем надеть маску для защиты лица, или мэмпо, самурай оборачивал свою голову повязкой, или хатимаки, которая служила в качестве внутренней подкладки для шлема. Она обычно достигала в длину пяти футов и была традиционно белого цвета. Чтобы надеть хатимаки, самурай должен был развязать свои волосы, зачесать их назад и, приложив хатимаки к затылку, обмотать вокруг головы и подоткнуть ее концы спереди.

Маска для защиты лица (мэмпо) является наиболее узнаваемым компонентом японского оборонительного доспеха. Имелись различные разновидности мэмпо — от простой металлической пластины, закрывающей подбородок (хоатэ), до настоящей маски, закрывающей все лицо (сомэн). Наиболее популярной разновидностью была полумаска, закрывающая подбородок и щеки, иногда с элементом защиты носа, и с отверстием для рта. Маска традиционно покрывалась изнутри красным лаком и имела небольшое вентиляционное отверстие. Поскольку маска служила также для поддержания шлема, она снабжалась крючками, через которые пропускались его крепежные шнуры. Маске зачастую придавались черты человеческого лица с усами.

Если доспех периода Момояма отличался довольно скромной отделкой, то в шлеме, по крайней мере, самурай вполне мог выразить свою индивидуальность.

Словно в насмешку над однообразными стилями до, шлемы того периода представляли собой нередко странные и удивительные творения человеческой фантазии. Основной шлем (кабуто) состоял из тульи (хати) с прикрепленным к ней элементом защиты шеи (сикоро), который выполнялся в том же стиле, что и остальные пластины доспеха. Сама тулья имела множество разновидностей. Простой и распространенной версией была дзунари — круглая, крепкая с хорошей отражающей поверхностью. Изнутри тулья покрывалась красным лаком, блики которого на лице самурая придавали ему еще более устрашающий вид.

Экстравагантные очертания шлемы стали приобретать за счет дополнительных элементов из дерева и бумаги. Отличным примером может служить нага-эбоси-но-кабуто Като Киёмаса, тулья которого, покрытая серебряной краской и изображениями красного солнца с каждой стороны, была сделана из бумаги на деревянном каркасе. В том же стиле были выполнены шлемы «хвост зубатки» — золотой для Маэда Тосииэ (1538–1599 гг.) и серебряный для Хори Хидэмаса (1553–1590 гг.). Одна из разновидностей, которая выглядела особенно эффектно в сочетании с доспехом, выполненным в виде человеческого торса, называлась «волосатый шлем» — конские волосы были зачесаны так, что напоминали голову, а для пущего эффекта иногда добавлялись поросячий хвостик и пара розовых ушей.

Ямамото Кансукэ, подданный Такэда Сингэна, носил шлем, украшенный большими деревянными рогами. Подобный шлем также носил Курода Нагама-са (1568–1623 гг.), имевший и другой шлем необычной формы, называемый ити-но-тани-кабуто. Своим названием шлем обязан знаменитой битве 1184 г., когда самурай Минамото Ёсицунэ обрушился на врага с крутого склона горы.

Форма шлема предположительно напоминала очертания того крутого склона. Хонда Тадакацу (1548–1610 гг.) носил на шлеме пару стилизованных деревянных рогов. Ии Наомаса и его сын Наотака носили дзунари-кабуто с позолоченными металлическими рогами и плюмажами из конских волос.

С другой стороны, шлемы могли украшаться различными значками. Датэ Масамунэ (1566–1636 гг.) отдавал предпочтение асимметричному золотому полумесяцу, маленькие значки которого носили его самураи. Тоётоми Хидэёси (1536–1598 гг.) носил на затылочной части одного из своих шлемов огромный гребень в виде восходящего солнца с лучами. Токугава Иэясу украсил налобные части нескольких простых шлемов прекрасными гребнями в виде золотого папоротникового листа.

Шлем надежно привязывался посредством длинного шнура, обычно красного или синего цвета вне зависимости от цвета остальной шнуровки доспеха. На рисунке на стр. 30 показано, как это делалось.

Теперь самурай был готов к сражению, но, несмотря на все единообразие экипировки, распространявшееся и на шлемы рядовых самураев, ему необходимо было иметь при себе некоторые отличительные знаки, по которым его могли опознать как соратники, так и враги. Одним из таких знаков являлся сасимоно, крепившийся сзади к доспеху. Часто для этой цели использовался небольшой вертикальный флаг с изображением герба или значка его носителя, если он занимал достаточно высокое положение, а если не занимал, то его хозяина, но в качестве отличительных знаков служили и другие объекты, такие как перья и различные предметы. Для крепления сасимоно, который фиксировался на древке, на спинной части до на уровне поясницы имелось гнездо, а на уровне лопаток — кронштейн. Нижний конец древка вставлялся в гнездо, а в середине оно закреплялось кронштейном. Должно быть, ношение сасимоно доставляло определенные неудобства, по крайней мере, сохранился рисунок, изображающий, как подданные одного высокопоставленного самурая снимают с него сасимоно и держат его, пока их хозяин занимается выяснением отношений с противником.

Необходимо упомянуть о дополнительных аксессуарах экипировки. У некоторых до имелся матерчатый кармашек. Он предназначался для хранения платка, но мог также использоваться для ношения других мелочей. Иногда с левого бока до надевался кожаный мешочек, препятствующий трению ножен меча о металлическую кирасу. Прочие аксессуары включают полотенце, сумку для провизии, сумку для голов, кошелек, веревку с «кошкой», моток веревки и мешочек для предметов медицинской помощи. Мешочки и веревка приторачивались к седлу во время конного перехода, но в большинстве случаев эти вещи переносились слугами самураев.

В перерывах между сражениями самурай предпочитал носить дзинбаори, длинную меховую накидку, надеваемую поверх доспеха. Она отличалась нередко богатой вышивкой, особенно на спине. Супруга Маэда Тосииэ вышила на дзинбаори своего мужа изображение Сёки, мифологического истребителя демонов.

Весьма странным элементом экипировки являлась хоро, которая выглядела похожей на матерчатый пузырь и состояла из хлопчатобумажной ткани, натянутой на деревянную раму. Изначально она служила для «улавливания стрел», но к периоду Момояма приобрела чисто церемониальное значение.

Какие из описанных выше предметов экипировки действительно использовались в тот или иной период, зависело от обстоятельств. Маска и хайдатэ не надевались, если ожидался отчаянный рукопашный бой, как и поножи, в случае если противник занимал более высокие позиции. Иногда просто не хватало времени для постепенного надевания доспеха, как это было описано выше. Если самурай оказывался захваченным врасплох, он мог быстро облачиться в до, находящийся в ящике для доспеха или подвешенный к потолку. В таком случае, было бы неплохо, если бы наручи уже были прицеплены к до.

Самураи, бывшие одновременно монахами, такие как знаменитые Такэда Сингэн и Уэсуги Кэнсин, могли носить поверх доспеха под меховой накидкой монашеский кэса. Кэса напоминал шарф с кольцом из слоновой кости на левой стороне. Он показан на рисунке на стр. 32. Уэсути Кэнсин обычно изображался на рисунках без шлема на голове, но в белом монашеском капюшоне.

В период Момояма не изготавливались оборонительные доспехи для лошадей. Зато животные зачастую украшались длинными лентами и тесемчатой бахромой. Деревянное седло покрывалось лаком, а металлические стремена отличались необычным дизайном. Во время военных действий лошади использовались для транспортировки мешков с рисом и фуражом. Мешки приторачивались к седлу В период Эдо, когда появляются фитильные пистолеты, к седлу приторачивалась кожаная кобура с парой таких пистолетов. В лагере лошади держались на привязи, а чтобы далеко не убежали, их передние ноги спутывались шелковой лентой. Почти обязательным декоративным элементом являлась большая седельная попона с вышитым на ней гербом или сделанная из шкуры животного. В те времена лошади не подковывались, и еще интересная подробность: самурай всегда садился на лошадь с левой стороны.

11 айдолов, которые выглядят сногсшибательно в спортивных повязках

Спортивные повязки на голову были изобретены для того, чтобы убирать волосы и пот со лба спортсменов. Но со временем повязки стали ярче и красивее, и многие сделали их предметом своего ежедневного гардероба.

Представляем вам 11 айдолов, которые выглядят потрясающее в подобных повязках.

1. Ви из BTS

2. Сыльги из Red Velvet

3. Джун из SEVENTEEN

Повязка на голову

Очень многие женщины носят длинные волосы, но очень часто они начинают мешать, поэтому их нужно убрать, причём сделать это красиво. Отличным аксессуаром, который позволяет забрать локоны, является повязка на голову. Она может стать изюминкой любого образа.

Особенности

Повязка на голову — это очень интересный и необычный аксессуар, который может разнообразить любой повседневный образ. Она является не только модным украшением, но и удобным способом изменить причёску. Данный аксессуар может привлечь внимание окружающих и обратить его на ваши неотразимые локоны.

Главным преимуществом такого женского атрибута является то, что он очень универсален. Его можно носить в любую погоду, независимо от времени года.

Популярность такого аксессуара обусловлена тем, что стилисты представляют огромное количество самых разнообразных повязок, которые подойдут женщинам любого возраста. Существуют не только детские, но и взрослые повязки на голову, которые сейчас однозначно в моде. Также все эти аксессуары различаются по стилю, поэтому можно подобрать именно такой, который подойдёт к вашему образу.

Вы можете выбрать спокойный и неяркий вариант, выполненный в одном тоне, а можете отдать предпочтение широким колоритным повязкам, которые будут ярким пятном в вашем луке.

Также эти аксессуары отличаются своей необычностью и интересным дизайном. Очень часто декоративные повязки украшают красивым узором, а также бисером, пайетками или интересными камушками. Можно подобрать совершенно любую повязку, которая будет передавать ваше настроение.

Кроме того, с помощью такого аксессуара можно выгодно выделить и подчеркнуть цвет волос или оттенить вашу причёску. С его помощью также можно очень быстро и без лишних усилий забрать волосы.

Её завязывание занимает не более минуты, но при этом такой образ выглядит гораздо более интересно. Таким образом вы можете сэкономить огромное количество времени, которое у вас обычно уходит на причёску, но при этом оставаться на высоте. Благодаря этому украшению можно создать стильный и необычный образ, правильно подобрав её. Все эти аксессуары созданы для обладательниц разного цвета, длины волос, а также любительниц разного стиля.

Её можно подобрать как под цвет одежды, так и в контраст ей, чтобы добавить колорит в ваш образ и сделать его более креативным.

В настоящее время существует огромное количество самых разнообразных повязок, они представлены в многих модных коллекциях разных дизайнеров. Кроме того, повязку для волос можно сделать самостоятельно из платка или косынки.

В этом сезоне очень популярны узкие повязки, очень часто их роль выполняет тоненькая тесьма или верёвочка, которая завязывается вокруг головы и проходит по верхней части лба. Как правило, это тесёмка шириной около сантиметра или чуть больше. Также этот аксессуар может быть представлен в виде косички или интересно сплетённых друг с другом нитей, которые могут выкладываться в интересный узор. Такой вариант данного аксессуара смотрится очень женственно, нежно и утончённо.

Тонкая повязка на голову станет прекрасным дополнением любого повседневного образа. Она является отличной заменой ободкам.

Вторым вариантом этого аксессуара являются разнообразные широкие повязки, в том числе чалма. Они изготавливаются из самых разнообразных материалов — из шифона, трикотажа и даже меха. В холодные времена года очень популярны широкие вязаные повязки, они спасают от холода и при этом смотрятся очень необычно. Ещё одним вариантом этого стильного аксессуара является повязка-наушники. Она представляет собой ободок с двумя меховыми помпонами по краям, который призван держать уши в тепле.

Такие повязки могут интересно дополнить любой образ, они бывают не только детские, но существуют и модели для взрослых. Они способны придать образу кокетливости и поднять настроение.

Для летнего образа прекрасно подойдёт широка шифоновая повязка с цветочным принтом. Это очень стильное и модное решение. Сейчас очень популярна повязка "солоха", а также аксессуары в стиле хиппи. Последний вариант имеет очень интересное оформление, его украшают разнообразными косичками и интересными узорами.

Очень часто на таких украшениях для волос есть вышивка или бисер.

Женщинам с длинными волосами прекрасно подходит другая разновидность повязки на голову – греческая. Она придется по вкусу девушкам, которые предпочитают носить одежду в нежном и женственном стиле. Такие повязки прекрасно подойдут для любого летнего образа, они отлично смотрятся с платьями и сарафанами.

Интересным вариантом греческих повязок являются свадебные украшения, которые декорируются камушками. Они отлично дополняют свадебный образ невесты и делают его более женственным и нежным.

Одним из самых популярных вариантов является спортивный вид данного аксессуара. Они очень удобны во время тренировок и позволяют убрать волосы с лица и не дают поту скатываться на него. Кроме того, если вы не любитель активного тренинга, вы можете также использовать этот спортивный аксессуар, если просто предпочитаете спортивный стиль в одежде.

Как правило, такие спортивные украшения имеют очень яркие расцветки, их можно подобрать в цвет к спортивному костюму.

В этом сезоне очень популярны яркие повязки в виде платка или косынки. Обычно они завязывются узлом спереди или сзади. Такие разновидности данного головного убора обычно имеют очень интересный узор. Они смотрятся очень ярко и необычно.

Учитываем сезон

Многие думают, что повязка — это исключительно летний аксессуар, который к тому же является очень простым и даже немного спортивным, но это неверно, поскольку существует огромное количество таких аксессуаров, которые можно надеть в любой сезон.

Зимняя разновидность – это вязаная или меховая повязка, которую можно надеть с пальто, курткой или шубой. Этот аксессуар из меха отлично дополнит любой женский зимний образ и сделает его более роскошным, особенно выигрышно она смотрится с шубкой из такого же меха.

Кроме того, зимняя повязка поможет спрятать уши от холода и дольше сохранить причёску. Надев её поверх локонов, вы сможете сохранить голову в тепле, а надев вниз вы очень удачно уберёте волосы.

Для зимней одежды больше подходят более широкие варианты, которые надёжно спрячут вас от холода и не дадут замёрзнуть. Такие украшения смотрятся стильно, но при этом они очень практичны.

Главным критерием, по которому можно отличить зимние, летние или даже пляжные повязки – это их стиль, ширина, а также материал, из которого они сделаны. Большую роль также играет её декор. Летние или пляжные украшения на волосы делаются, как правило, из шифона и других лёгких тканей, а также легких материалов. Обычно данные аксессуары имеют очень интересный внешний вид и красивый принт, они призваны разнообразить ваш летний образ и сделать его более ярким.

Осенью вы также можете надеть повязку на волосы, при этом она должна быть немного более плотной, нежели летний вариант. Она прекрасно подойдёт к любому плащу или пальто, поэтому вы можете смело надевать её с любым образом.

Декор

В этом сезоне очень популярны повязки, декорированные флористическим принтом. Очень интересно смотрится такой головной убор с узором в виде крупных цветов. Это могут быть розы, тюльпаны, ромашки и другие, причём такой узор может быть нарисован или вышит.

Вышивка с крупными розами очень актуальна этим летом. Также цветы на этом аксессуаре могут быть и объёмными. Это выбор ярких и экстравагантных женщин, которые стремятся привлечь к себе внимание. Очень женственно смотрятся повязки с узором из бисера, а также модели со стразами или с пайетками. Они прекрасно дополнят любой летний образ, кроме того, переливаясь на солнце, они сделают его более ярким и интересным.

Все эти варианты декора могут использоваться как вместе, так и по отдельности. Такая повязка выглядит очень нарядно, поэтому её можно даже надеть на выход. Очень часто такие головные уборы украшают камнями или клёпками — такой аксессуар смотрится более грубо, но очень интересно. Более детским вариантом является повязка с ушками или с перьями. Такие головные уборы привлекает внимание и добавляет образу кокетливости.

Очень стильно смотрятся также повязки с бантами. Такие головные уборы являются очень женственными и отлично подойдут для повседневного образа в дополнение к платью или сарафану. Для более холодных времен года лучше подобрать другой вариант повязки. Как правило, это плетёная повязка или головной убор с плетением «коса».

Материалы

Любой повседневный образ можно дополнить повязкой из трикотажа. Такой вариант имеет очень пластичную текстуру и удобно ложится на голову. Этот головной убор не перетягивает её и прекрасно сохраняет причёску на протяжении всего дня. Данный вариант не давит и сидит очень красиво.

Кроме того, трикотажная повязка является одним из самых универсальных вариантов, её можно надеть как со спортивной одеждой, так и с повседневным или деловым вариантом одежды, выбор будет зависеть от стиля и декора этого головного убора.

Ещё один повседневный вариант – джинсовая повязка на голову. Она прекрасно смотрится с джинсовками или рубашками из денима, а также летними джинсовыми шортиками. Причём цвет её может быть самым разнообразным, но более популярными являются классические синие джинсовые повязки. Они могут быть украшены вышивкой, а также их края могут быть немного распущены, образуя модную в этом сезоне бахрому.

Такой аксессуар прекрасно подойдет к рваным джинсам, которые являются неотъемлемым атрибутом уличного стиля одежды.

Также не менее популярен такой аксессуар из фетра или фатина. Такие варианты смотрятся очень интересно в любом исполнении. Для тёплого времени года прекрасно подойдёт ажурная кружевная повязка. Кружево может выступать как основным материалом данного изделия, так и его украшением.

Такая модель повязки смотрится очень женственно и утончённо, ее можно надеть как с вечерним платьем, так и с обычным летним сарафаном.

Также некоторые такие головные уборы делают из кожи или замши. Такой кожаный аксессуар может стать стильным и смелым решением, если её умело сочетать с другой одеждой. Он прекрасно будет смотреться с кожаной курткой или с юбкой из такого же материала. Очень модно и интересно смотрятся атласные повязки. Как правило, на них есть красивая вышивка, которая выполняется в контрастных оттенках. Актуальным зимним вариантом является такой головной убор, сделанный из флиса. Такой аксессуар очень тёплый и он отлично защитит вас от непогоды, как и шерстяная повязка.

Цветовые решения

Дизайнеры предлагают огромное количество повязок, которые отличаются не только по своему стилю и ширине, но и по цвету. Очень выигрышно смотрится красная повязка, декорированная цветами, бусинами или интересным вышивкой. Такой вариант является очень ярким и смелым, он поможет разнообразить любой образ.

Самой универсальной моделью является чёрная повязка из кожи или замши. Такие головные уборы очень часто украшаются флористическим принтом или вышивкой. Данный аксессуар чёрного цвета с крупными красными розами – это очень модный тренд данного сезона.

Очень интересным и необычным решением может стать такой головной убор в горошек или в полосочку. Это очень модные летние украшения, они отлично подходят для пляжа или морской прогулки.

Очень экстравагантно смотрится леопардовая повязка. Она дополнит любой, в том числе вечерний образ, сделает его более роскошным и необычным.

В этом сезоне также очень модной будет серебряная, розовая, белая или голубая повязка.

Для детей дизайнеры создают большое количество таких головных уборов в самых ярких цветах, это может быть фиолетовая, синяя, жёлтая, зелёная, оранжевая повязка. Некоторые модели даже сочетает в себе все эти или несколько других цветов. Также сейчас очень популярны яркие аксессуары на голову с кельтским узором или геометрическим принтом.

Это очень стильное и интересное решение, которое отличается своей яркостью и универсальностью.

Стили

Данные аксессуары представлены в самых разнообразных видах и стилях, их можно подобрать к каждому модному образу.

Очень смелым является такой головной убор в стиле Чикаго. Такая повязка смотрится очень ярко и необычно. Более ярким и смелым решением будет являться такой головной убор в ретро стиле. Как правило, это аксессуары очень яркого и насыщенного цвета. Зачастую дизайнеры украшают их ярким принтом в виде горошка, полосок или фигур. Они отличаются смелым сочетанием цветов и контрастной отделкой.

Внешне похожим на предыдущий является такой головной убор в стиле pin up. Данное украшение также отличается буйством красок и необычными сочетаниями цветов.

Прекрасным дополнением уличного и повседневного образа будет такой аксессуар в стиле бохо. Он отличается красивым переплетением нитей, бахромой, вышивкой, это могут быть однотонные повязки с ярким узором.

Ещё одним ярким вариантом является русская народная повязка, которая может быть украшена самым разнообразным узором. Как правило, это листья, цветы. Кроме того, зачастую такие аксессуары представлены в виде тесьмы на голову и украшены росписью, например, гжелью или другим русским орнаментом.

Отличным летним вариантом является повязка в морском стиле, которая может быть украшена полоской, а также изображениями якоря, штурвала или другой морской символики. Это украшение прекрасно подойдёт для пляжа и позволит вам быстро настроиться на отдых.

Также сейчас очень популярны такие головные уборы в стиле Гэтсби, хиппи или хайратник. Это очень смелые, стильные и яркие решения, которые не теряют актуальности в этом сезоне, поэтому вы можете смело приобретать такие украшения на голову, чтобы разнообразить свой образ. Такая повязка может стать изюминкой вашего модного лука.

Как завязать?

Важным моментом при ношении такого модного аксессуара является способ его завязывания. Стилисты предусмотрели огромное количество вариантов его повязывания на голову, но при этом можно использовать и свои интересные идеи.

Если вы хотите сделать его из обычного платка, его нужно сложить на угол, а затем аккуратно свернуть полосой, ширина которой будет зависеть от вашего вкуса и настроения. Затем необходимо завязать концы узлом и надеть полученную повязку на голову. При этом узел должен располагаться на передней части головы, а концы после этого снова оборачиваются назад и завязываются. Так ее можно закрепить под волосами.

Это очень интересный способ, который отличается простотой и поэтому пользуется популярностью.

Помимо узла, женскую повязку можно закрепить на голове обычным бантом. При этом для такого вида завязывания лучше использовать узкие повязки, поскольку большой бант будет смотреться очень броско и вульгарно. Бант можно расположить сбоку или посередине лба, но боковой вариант является более выигрышным и кокетливым. Более широкие повязки завязываются поверх волос, не доходя до макушки головы — такой вариант является более смелым и интересным.

Как завязать повязку на голову смотрите в видео ниже.

Как правильно носить?

Такой аксессуар для волос, как повязка, может помочь создать очень стильные и интересные образы, но при этом нужно знать, как правильно его носить.

Модные повязки из платка носятся с узлом спереди. Этот вариант отлично подходит к повседневному образу и его можно использовать девушкам с любым видом причёски и цветом волос.

Женщинам с невысоким лбом стилисты рекомендуют носить такие аксессуары вдоль линии роста волос, поскольку такой способ поможет сделать лицо визуально более узким. Девушкам с челкой повязки можно надевать поверх неё, чтобы прижать её или распрямить. Также можно надеть этот аксессуар выше чёлки вдоль линии ее роста, чтобы убрать другие волосы и подчеркнуть переднюю часть прически.

Сейчас очень популярно носить такие аксессуары на греческий манер — головной убор должен располагаться спереди, примерно посередине лба, но при этом его ширина должна быть небольшой.

Женщины, которые постоянно носят челку, но иногда хотят избавиться от неё или хотят попробовать другую причёску могут спокойно забрать её с помощью этого аксессуара. Данный головной убор, сделанный из эластичного материала прекрасно закрепит передние волосы и откроет лоб. Такой вариант ношения может кардинально изменить ваш образ и внешний вид.

Интересно смотрятся и такие головные уборы в восточном стиле.

Все узкие повязки стилисты рекомедуют носить женщинам с длинными волосами. Этот аксессуар поможет подчеркнуть их длину и сделает образ более романтичным. Но обладательницам волос небольшой длины также можно использовать данный аксессуар, поскольку он прекрасно держит волосы и смотрится очень выигрышно, независимо от объёма и длины волос. Очень удобно носить повязки с проволокой, поскольку они очень хорошо закрепляются на голове и держат форму благодаря своему каркасу. Этот вариант прекрасно подойдёт обладательницам непослушного типа волос.

Свадебные повязки лучше носить выше лба на волосах, они должны напоминать красивый ободок. Такой аксессуар придаст свадебному образу элегантности и утончённости.

Повязку можно подобрать и для мальчика или мужчины. Представителям мужского пола лучше всего выбирать спортивные модели, которые им можно носить поверх волос, убирая их полностью со лба. Так можно заниматься любым видом спорта и не переживать за то, что волосы будут лезть глаза или иным образом мешать.

Кроме того, повязки для спорта из специального материала помогают контролировать потоотделение. Это очень удобный вариант, который прекрасно дополнит спортивный образ.

Модные повязки на голову 2020-2020 года: фото

Разнообразить свой образ и привнести нечто новое в собственный стиль одежды вам помогут модные повязки на голову. Красивые повязки на голову для женщин являются оригинальным украшением и дополнением для различных причесок и укладок.

Модные повязки на голову 2020-2020 – это не только красивое украшение и стильный аксессуар для головы, но также повязки на голову очень практичны и функциональны.

Модные повязки на голову отлично защищают голову и волосы от холода, непогоды и негативного воздействия окружающей среды, что делает повязки на голову еще более привлекательным аксессуаром.

Также повязки на голову в некоторых случаях являются частью прически, помогая создавать восхитительные и оригинальные луки, при этом идеально дополняя роскошные образы

Подобрать модные повязки в сезоне 2020-2020 года совсем несложно, ведь вариантов красивых и стильных повязок, представленных дизайнерами огромное множество – как спортивных, так и романтичных и винтажных повязок на голову.

Разные стили повязок на голову реализованы в таких вариациях – солоха, банты на голову, кружевные повязки на голову, платки на голову. Более изысканные и элегантные повязки на голову для вечернего наряда представлены изящными ленточками с роскошным декором.

Трендовость повязки на голову в сезоне 2020-2020 года обусловлена практичностью и оригинальностью данного аксессуара, а также возможностью сочетать модные повязки на голову в самых разных стилях одежды.

Самый модный аксессуар 2020-2020 года – повязки на голову для женщин представлен в нашем модном обзоре разных типов и в различных вариациях.

Предлагаем вам ознакомиться с фото модных повязок на голову, модные образы с повязками на голову, а также подобрать самые красивые повязки на голову, фото которых вы можете найти в нашей оригинальной подборке.

Стильные повязки на голову 2020-2020 года: солоха

В сезоне 2020-2020 года в тренде повязки на голову солоха, представленные в интересных цветовых вариациях и сочетаниях. Повязки на голову солоха удобны и практичны благодаря металлической проволоке, которая скрыта в дизайне самой повязки.

Повязки солоха отлично держатся на голове, красиво дополняя любую прическу, как на распущенные волосы, так и собранные. Данный вариант повязки на голову, гармонично подобранный к общему стилю одежды, выглядит весьма мило и оригинально.

Модные повязки на голову 2020-2020 года: банты

Повязки на голову в виде банта подойдут для юных и милых девушек, которые желают выглядеть как принцессы.

Повязки банты для головы отличаются как размером банта, так и стилем цветового решения – более яркие, с цветами, в горошек, а также лаконичные однотонные.

Красивые повязки на голову 2020-2020: элегантные ленты с декором

Для создания более утонченного и изысканного образа лучше подобрать красивые повязки на голову в виде лент с оригинальным декором и украшениями, и даже перьями. Украшения на повязке для головы могут быть как маленькими и изящными, так и огромных размеров.

Повязки на голову для вечернего выхода должны красиво дополнять прическу и образ в целом, гармонично сочетаясь со всеми другими аксессуарами, прической и нарядом.

Модные повязки на голову 2020-2020 года: платки на голову

Еще одним модным трендом в этом сезоне являются модные платки на голову. Данный аксессуар позволяет придать образу элегантности и новизны.

Стильные платки на голову 2020-2020 года могут быть однотонными, как например, бежевый платок для головы, а также пестрыми – в стиле бохо шик. Благодаря такому аксессуару для головы вы будете выглядеть по-новому необычно, стильно и роскошно.

Самые модные повязки на голову 2020-2020 года: фото, красивые повязки на голову для женщин

Предлагаем вам просмотреть модные образы девушек с повязками на голову, а также самые красивые повязки на голову в разных стилях – солоха, повязки банты на голову, красивые повязки-ленточки на голову с декором, а также повязки-платки на голову, фото которых представлены далее…

Японская повязка на голову

Откиньте волосы назад и наденьте повязку на голову.

Повязки произведены компанией Teddy Exports в южной Индии. Каждый продукт тщательно проверяется вручную и неизменно имеет 100% качество.

Также вас может заинтересовать

Каталог
О сайте
О НАС

СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ КЛИЕНТОВ

Служба поддержки The Body Shop работает с:
ПН по ВС с 9:30 до 20:30 по Московскому времени.

© 2020 THE BODY SHOP INTERNATIONAL LIMITED. Все права защищены

"® Зарегистрированная торговая марка The Body Shop Intl. limited.™"

Мы используем Cookies для обеспечения полной работы сайта. Для получения дополнительной информации о том, какие данные содержатся в Cookies, пожалуйста, посетите нашу страницу Политика Конфиденциальности.

Перейти в корзину

Перейти в корзину

The requested content cannot be loaded .
Please try again later.

Стильные повязки на голову

в один слой 900 р

А это уже с пуговичками:

Возможна отправка почтой. Возможен самовывоз: Москва, Россия.

Похожие объявления

Комментарии 8

Добрый день. Понравились ваши повязки. Вы принимаете заказы?

Добрый день. Не пришло уведомление о комментариях, случайно заметила ваш.

Да, принимаю! Пишите, что хотелось бы в каких цветах, на какой размер головы, все обсудим)

ДВ. Это детская. На заказ за один день, в любом цвете и размере.

Вика,здравствуйте! Подскажите пожалуйста ширину повязки? И где вы находитесь территориально?

Добрый вечер. Ширина 10 см, на Рязанке, могу почтой отправить в подарок)

Быстрый заказ

Описание:

Стильный и яркий аксессуар для волос A’Pieu Wash Face Band позволит заправить выбивающиеся локоны во время процедур очищения и ухода за кожей. Повязка изготовлена из плотного бархатистого материала, который мягко облегает, не позволяя выбиваться прядкам, при этом на волосах не остается заломов и других следов использования повязки.

Наденьте повязку на голову и заправьте под нее челку и ближние пряди.

Способ применения:

Наденьте повязку на голову и заправьте под нее челку и ближние пряди.

Корейский бренд Tony Moly — это косметика, которая понравится не только вашей коже, но и будет украшать ваш интерьер!

Корейский бренд Secret Key — известный производитель косметики с улиточной слизью и змеиным ядом

В линейках косметики Holika Holika популярные антивозрастные серии, много уходовой косметики, бб крема, декоративная косметика и многое другое.

Популярные кислородные маски, эмульсии, и сс крема, а также улиточные маски и крема — все это корейский бренд The Saem

Mizon — корейский бренд, известный своей косметикой с улиточной слизью. Средства с улиточной слизью уже который год являются лидерами продаж косметики из Кореи

Философия компании MISSHA – даже самое шикарное качество должно быть доступным. Выберите для себя из широкого диапазона роскошных продуктов по уходу за лицом, телом, волосами, и косметики, средства, которые дают реально высокие результаты.

Skin79 — это высококачественные крема, маски, бб крема и много другое! Главный принцип корейского бренда Skin79 гласит: "Время жизненно важно для оздоровления кожи"

Вышивка крестом

Популярные публикации

Последние комментарии

Вяжем оригинальную повязку на голову

Со слов автора. Предлагаю мастер-класс по вязанию повязки на голову с оригинальной косой.

Если вы давно уже мечтаете связать что-нибудь с узором "объёмная коса", но вас пугают все эти "скрещенные петли", "протяжки", "вспомогательные спицы", то этот вариант для вас! Поверьте, этой мечте суждено сбыться за 3-4 часа))) Эту модельку также можно рекомендовать юным девочкам для практики и обучения,

так как этот способ подразумевает знание только двух петель — лиц. и изн.

Итак, что нам для этого нужно? Нитки, спицы и наши золотые ручки!

Нитки кирпичного цвета (50% шерсть, 50% акрил, 250м/100гр), спицы 4,5 мм

Приготовьте себе ароматный чай или кофе, вазочку с вкусняшками и любимый фильм либо передачу. Эту повязку вязать — одно удовольствие! Начали.

Набрать 27 петель + 2 кром (= 29 п) и вязать след. образом:

1 ряд :кром., все лицевые, кром.;

2 ряд: кром., 6 лиц., 15 изнаночные, 6 лиц., кром.;

3 ряд: кром., все лицевые, кром.;

4 ряд: кром., 6 лиц., 15 изнаночные, 6 лиц., кром.;

5 ряд: кром., все лицевые, кром.;

6 ряд: кром., 6 лиц., 15 изнаночные, 6 лиц., кром.;

7 ряд: кром., 6 лиц., закрыть 15 петель, 6 лиц., кром.;

8 ряд: кром., 6 лиц., набрать 15 петель., 6 лиц., кром.;

P.S. Мне известно два способа набора петель для продолжения вязания. Первый — это простая намотка вокруг спицы (в данном случае — 15 раз). Второй — образование петель с помощью указательного пальца второй руки (см.

1 способ набора петель

2 способ набора петель

Петли, набранные вторым способом.

Выберете наиболее комфортный способ (мне нравится наматывать вокруг спицы ) и продолжайте вязать с 1 по 8 ряды.

Самая читаемая статья за сегодня:  Шапочка гномика спицами
Добавить комментарий