Свитера с норвежскими узорами со схемами
Традиционный норвежский узор и техники его вязания
Теплый норвежский свитер не один десяток лет возглавляет список вещей must have зимнего сезона. Свитеры с традиционными жаккардовыми узорами навевают мысли о заснеженных норвежских долинах и уютных домах, наполненных ароматом только снятого с огня глинтвейна. Если изначально признание получил мужской свитер, то сегодня схематичные узоры являются украшением и женского гардероба. Это может быть как одежда (свитеры или платья), так и аксессуары (шарф, пояс, гетры, варежки или повязки на голову). Характерные для норвежского рукоделия узоры, напоминают о морозном дыхании зимы и дарят новогоднее настроение, ощущение праздника. В таком свитере новогодняя сказка может стать былью. Неизученная символика схематичных звезд, снежинок, ромбов, перепрыгивающих через снежные заносы оленей, действительно возвращает в детство, в то время когда сладости, веселье и рождественские чудеса были самыми ожидаемыми событиями в жизни всех детей.
Немного истории
Аутентичные узоры Норвегии были впервые вывязаны мастерицами долины Сетесдаль. При этом не было никаких схем и описаний. Женщины в процессе вязания выдумывали узоры и наиболее удачные из них брались на заметку, дополнялись и преображались. Именно поэтому каждое изделие было уникальным. Эти свитеры обладали особой износостойкостью, так как вязались в круговую – без швов.
Сейчас этот узор сложно с чем-то спутать, так как он стал известным на весь мир
Наиболее характерными для Норвегии были геометрические, растительные и животные орнаменты. Изначально свитеры были черно-белыми, так как вывязывались из неокрашенной пряжи. И лишь позднее появилась игра на контрасте теплых тонов (красный, коричневый, бордо, желтый) и холодных синего и серого, что также позволяло воссоздать элементы народного фольклора.
Выход в 50-х годах ХХ века фильма «Серенада солнечной долины» привлек внимание к самобытному узору свитера главного героя в лице Джона Пейна. Мужчины быстро переняли киношный стиль, повсеместно одевая жаккардовые свитера.
Свитер с норвежским узором в к/ф «Серенада солнечной долины»
Популярность оригинальных свитеров стала возрастать под влиянием появления в 60-70-х годах модного течения – унисекс . С этого времени сказочные узоры стали украшать не только мужской свитер, а и женские вещи.
Данный орнамент действительно является универсальным
Свой вклад в популяризацию норвежских свитеров внесло и развитие лыжного спорта в ХХ веке. Аутентичные свитеры стали основой спортивного стиля. Горнолыжные курорты стали пестрить этническими узорами и контрастными цветами, характерными для норвежских мотивов.
Удивительно, но на мужчине этот узор выглядит мужественно
Мода на скандинавские мотивы
Скандинавская тематика заполонила мировые подиумы. Сегодня норвежский узор ассоциируется не только с брендами масс-маркета, а и с ведущими мировыми домами мод. Незатейливость ромбов и звезд представлена в молодежных коллекциях Zara, Bershka, Marks&Spenser. Коллекции Dolche&Gabbana и Moshino из года в год представляют зимние коллекции с норвежскими мотивами. Это туники, объемные шарфы, шапки, горнолыжные куртки.
Простота и самобытность узоров стали основой современного городского стиля . Эти вещи востребованы для отдыха в горах, зимних пикников, прогулок по заснеженным улочкам и, конечно же, стилизованных фотосессий.
Свитер с норвежским узором стал не просто одеждой, а своеобразным образом
С чем носить
Пестрые узоры рекомендовано сочетать с однотонными вещами. Для девушек отличным тандемом к свитеру станут лосины, юбка или брюки темных цветов. Такая комбинация не заглушает узор, а делает его более выразительным.
Норвежский свитер с черными брюками
Такой свитер можно удачно сочетать с джинсами
Однотонные вязаные платья принято дополнять покрытыми норвежскими узорами широкими поясами. При желании можно приобрести объемную сумку с оленями или заснеженными елочками. Черные платья с контрастным узором стилисты рекомендуют сочетать с леггинсами и полусапожками с меховыми отворотами.
Однотонное платье с «норвежской» полосой
Варежки, шапки и шарфы с норвежскими орнаментами отлично обыграют однотонные пуховики и спортивные дубленки.
Сегодня свитеры уступают первенство леггинсам с оленями, которые носят с серыми свитерами свободного кроя, высокими ботинками и меховыми шапками. Такой комплект уместен для похода на каток или отдыха на горнолыжном курорте. Уместны они в сочетании с ажурной туникой и ботинками. Этот комплект подходит для встречи с друзьями и свидания. Отличный вариант сочетания с уггами и укороченным пуховиком. Комплект подойдет для повседневных прогулок.
Леггинсы с оленями
Вместо оленей может быть просто норвежский орнамент
Для мужчин классическим сочетанием является свитер с джинсами и рубашкой. Рубашку можно носить и на выпуск.
Свитер с норвежским узором под джинсы и рубашку
Мужской свитер сексуально смотрится и на женщине. Свободная посадка символизирует домашний уют и некую свободу. К лассикой стиля признан свитер винного оттенка с белым жаккардовым узором.
Традиционный свитер с норвежским узором
Техника вязания
Для норвежских узоров необходимо освоить технику вязания жаккарда. Данная техника представляет собой вязание двумя нитями контрастных тонов выбранных орнаментов.
Учимся технике вязания жаккарда
Для того, чтобы вязать норвежские узоры спицами, научимся вводить в полотно дополнительную нить . Ввод нити можно осуществить в начале ряда. Для этого 1-я петля поддевается правой спицей с последующим накидом контрастной нити. Петлю провязывают согласно раппорта основной нитью. Следующие 2 петли провязывают сдвоенной контрастной нитью. Короткий конец введенной нити, как и основная нить, остается за полотном. В середине ряда нить вводится таким же образом, как и в начале.
Учимся вводить дополнительную нить
Норвежские узоры спицами могут быть перенесены на полотно несколькими способами:
- 1-й вариант. Клетка раппорта соответствует двум рядам орнамента. Такое выполнение характеризует вытянутый мотив. Это подразумевает смену цвета на лицевой стороне.
- 2-й вариант. Клетка рапорта представляет собой один ряд. Это предусматривает перемену нитей и на лицевой, и на изнаночной сторонах.
- 3-й вариант. Создание фактурного орнамента. Вогнутость получают путем вывязывания платочной вязкой основного орнамента на фоне чулочной. Выпуклости можно добиться, вывязывая орнамент лицевой гладью на фоне изнаночных петель.
- 4-й вариант. Работа с двумя цветами: фоновым и основным. Вязание на двух спицах подразумевает принятие клетки рапорта за два ряда. Круговое – клетка равняется одному ряду.
Делаем ровное полотно с норвежским узором
Норвежские узоры спицами вывязывают по схемам, которые можно подготовить и самим. Для этого рисунок представляют схематично по клеткам, каждая из которых соответствует одному или двум рядам. При использовании готовых раппортов следует помнить, что петли первого ряда и кромочные петли в раппорте не учитываются.
Пример схемы норвежского узора
Норвежский свитер будет достойным новогодним или рождественским подарком для родственников и друзей. Такой свитер символизирует морозное настроение и защищает от холодных порывов ветра. Носите норвежский узор непринужденно, как Дарси в небезызвестном «Дневнике Бриджит Джонс». Оставьте свои сомнения, ведь норвежские олени – это стильно и модно, как для взрослого, так и для ребенка. Мужской свитер и женская туника являются олицетворением современного городского стиля, отличающегося особой практичностью.
Делаем мужской свитер с норвежским орнаментом
Джемпер с норвежским узором спицами
.Джемпер с норвежским узором — это классика, он должен быть в гардероба любой девушки. Размер: S — M — L — XL — XXL — XXXL
Описание модели
Размер: S — M — L — XL — XXL — XXXL
Материалы: 550-600-650-700-750-850 г синей пряжи (100% шерсть, 50г/100м), 100-100-150-150-150-150 г белой, 50-50-50-50-50-50 г светло-бежевой. Спицы с двумя рабочими концами и круговые спицы (40 и 80 см) № 4. Спицы с двумя рабочими концами и круговые спицы (40 и 80см) № 3 для резинки.
Плотность вязания: 21 петель x 28 рядов чулочной вязкой = 10 x 10 см.
Схема вязания свитера. Вяжем чулочной вязкой, на схеме показано одно повторение.Вязание основной части свитера. Вяжем по кругу на круговых спицах. Наберите 204-224-242-276-296-338 петель на круговые спицы № 3 синими нитками и свяжите резинку 1 лицевая на 1 изнаночная 5 см. Смените спицы на спицы № 4 и провяжите 1 ряд лицевыми — в это же время сократите 34-38-40-46-50-56 петель равномерно = 170-186-202-230-246-282 петель. Введите маркеры в начало круга и через 85-93-101-115-123-141 петель (отметьте боковые швы). Продолжайте вязать чулочной вязкой. Помните о плотности вязания. Когда длина полотна свитера станет 10-10-11-11-12-12 см, сократите по одной петле с каждой стороны от обоих маркеров. Повторяйте такое сокращение через каждые 3 см 4 раза = 154-170-186-214-230-266 петель. Когда длина свитера станет 24-24-25-25-26-26 см, добавьте по 1 одной петле с каждой стороны маркеров. Повторяйте данное увеличение петель через каждые 3 см 4 раза = 170-186-202-230-246-282 петель. Когда длина полотна составит 34-36-38-40-42-44 см, ведите 2 маркера: 1 в середине переда, а второй в середине. Затем приступайте к вязанию по схеме M.1 – петля, отмеченная на схеме стрелкой, должна совпадать с положением маркера на спинки и переде – считать по направлению к бокам. Пересчитывайте петли снова и снова, чтоб рисунок переда совпадал с рисунком спинки. В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ, когда длина вязаного свитера составит 39-40-41-42-43-44 см, закрыть 4-8-12-22-26-40 петель для пройм (т.е. 2-4-6-11-13-20 петель с каждой стороны от боковых маркеров). Заканчивайте вязание переда и спинки раздельно.
Передняя часть свитера = 81-85-89-93-97-101 петель. Закончите вязать схему M.1, затем M.2 и в конце M.3, перед введением бежевой нити, пока не достигните требуемой длины полотна свитера (петля со стрелкой, обозначенной на схеме должна совпадать с маркером, отмечающим середину переда – считая от боков). Когда длина полотна переда свитера станет 52-54-55-57-58-60 см, 15-15-17-17-19-19 петель в середине переда на булавку или дополнительную спицу, плечи далее вяжите отдельно.
Закрывайте петли от начала в каждом ряду для выреза горловины: 2 петли 3 раза, 1 петлю – 3 раза = 24-26-27-29-30-32 петель останется для плеча.
Закройте все петли, когда длина полотна составит 58-60-62-64-66-68 см.
Спинка свитера = 81-85-89-93-97-101 петель. Вяжем спинку также, как и перед свитера, но не закрываем петли для горловины, пока длина спинки не станет 56-58-60-62-64-66 см. Затем закройте 31-31-33-33-35-35 петель в середине полотна и далее вяжите плечи отдельно. Продолжаем закрывать по одной петле для выреза горловины в каждом ряду, пока на спицах не останется = 24-26-27-29-30-32 петель для плеча. Закройте петли, когда длина полотна спинки свитера станет 58-60-62-64-66-68 см – закройте в том же ряду, что и перёд.
Рукава к свитеру вяжем по кругу спицами с двумя рабочими концами, переходя на круговые спицы, когда станет необходимо.
Набрать 58-60-62-64-66-68 петель и связать 5 см резинки 1 лицевая на 1 изнаночную. Затем провяжите ряд лицевыми, в то же время сокращая 9-9-11-11-11-13 петель равномерно = 49-51-51-53-55-55 петель. Введите маркер в начало круга (= серединный шов под рукавом)и продолжайте вязать чулочной вязкой. Когда длина полотна составит 7-8-11-7-6-8 см, начните добавлять по одной петле с каждой стороны от маркера. Повторяйте добавления 3.-2?.-2.-2.-2.-1? см всего 15-17-19-20-21-23 раз = 79-85-89-93-97-101 петель.
Когда длина полотна составит 46 см для всех размеров, начинайте взять по схеме
M.1 ( петли, отмеченные стрелкой на схеме = середина верха рукава, считать от боков. Примечание: добавляйте петли в шаблоне). После того, как закончите работу со схемой, продолжите вязать синим цветом до конца. Когда длина рукава свитера станет 53-52-51-49-48-45 см ( для больших размеров эта длина меньше, потому как длинная головка рукава расширяет плечи), закончить вязание в точке под рукавом. Набрать по 1-й петле с каждой стороны (= краевые петли для сборки) и вязать далее, пока длина рукава не станет 55 см для всех размеров и закрыть петли.
Сборка. Сшить плечевые швы. Пришить рукава. Вывязывание горловины для свитера спицами.
Горловина. Поднимает петли для горловины с лица от 80 до 92 по кругу, включая петли на булавках (дополнительных спицах) на спицы № 3 синей нитью. Провязать 1 круг изнаночными, 1круг лицевыми, в то же время равномерно сокращайте ;петли до 100-104-108-112-116-120 петель. Затем вяжите резинку 1 на 1 7 см и закройте лицевую лицевой, изнаночную – изнаночной. Сложите резинку пополам к изнанке и закрепите из нутрии маленькими свободными стежками.
Новые схемы
Подпишитесь на рассылку и узнавайте о новых схемах первыми!
Свитер спицами норвежским узором
Оригинальная модель для любителей техники жаккарда. Норвежский узор, проходящий по кокетке, придаёт уникальный стиль всему образу. Свитер вяжется по кругу в соответсвии схеме вязания спицами.
Размер: S — M — L — XL — XXL — XXXL
550-600-650-700-750-850 г синей пряжи (100% шерсть, 50г/100м)
100-100-150-150-150-150 г белой
50-50-50-50-50-50 г светло-бежевой
Спицы с двумя рабочими концами и круговые спицы (40 и 80см) № 4
Плотность вязания: 21 петель x 28 рядов чулочной вязкой = 10 x 10 см. Спицы с двумя рабочими концами и круговые спицы (40 и 80см) № 3 для резинки.
Схема вязания свитера. Смотрите схемы с M.1 до M.3 – вяжем чулочной вязкой, на схеме показано одно повторение.Вязание основной части свитера.
Описание вязания свитера спицами с норвежским узором
Вяжем по кругу на круговых спицах. Наберите 204-224-242-276-296-338 петель на круговые спицы № 3 синими нитками и свяжите резинку 1 лицевая на 1 изнаночная 5 см. Смените спицы на спицы № 4 и провяжите 1 ряд лицевыми — в это же время сократите 34-38-40-46-50-56 петель равномерно = 170-186-202-230-246-282 петель. Введите маркеры в начало круга и через 85-93-101-115-123-141 петель (отметьте боковые швы). Продолжайте вязать чулочной вязкой. Помните о плотности вязания.
Когда длина полотна свитера станет 10-10-11-11-12-12 см, сократите по одной петле с каждой стороны от обоих маркеров. Повторяйте такое сокращение через каждые 3 см 4 раза = 154-170-186-214-230-266 петель. Когда длина свитера станет 24-24-25-25-26-26 см, добавьте по 1 одной петле с каждой стороны маркеров. Повторяйте данное увеличение петель через каждые 3 см 4 раза = 170-186-202-230-246-282 петель. Когда длина полотна составит 34-36-38-40-42-44 см, ведите 2 маркера: 1 в середине переда, а второй в середине. Затем приступайте к вязанию по схеме M.1 – петля, отмеченная на схеме стрелкой, должна совпадать с положением маркера на спинки и переде – считать по направлению к бокам. Пересчитывайте петли снова и снова, чтоб рисунок переда совпадал с рисунком спинки. В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ, когда длина вязаного свитера составит 39-40-41-42-43-44 см, закрыть 4-8-12-22-26-40 петель для пройм (т.е. 2-4-6-11-13-20 петель с каждой стороны от боковых маркеров). Заканчивайте вязание переда и спинки раздельно.
Передняя часть свитера = 81-85-89-93-97-101 петель. Закончите вязать схему M.1, затем M.2 и в конце M.3, перед введением бежевой нити, пока не достигните требуемой длины полотна свитера (петля со стрелкой, обозначенной на схеме должна совпадать с маркером, отмечающим середину переда – считая от боков). Когда длина полотна переда свитера станет 52-54-55-57-58-60 см, 15-15-17-17-19-19 петель в середине переда на булавку или дополнительную спицу, плечи далее вяжите отдельно.
Закрывайте петли от начала в каждом ряду для выреза горловины: 2 петли 3 раза, 1 петлю – 3 раза = 24-26-27-29-30-32 петель останется для плеча.
Закройте все петли, когда длина полотна составит 58-60-62-64-66-68 см.
Спинка свитера = 81-85-89-93-97-101 петель. Вяжем спинку также, как и перед свитера, но не закрываем петли для горловины, пока длина спинки не станет 56-58-60-62-64-66 см. Затем закройте 31-31-33-33-35-35 петель в середине полотна и далее вяжите плечи отдельно. Продолжаем закрывать по одной петле для выреза горловины в каждом ряду, пока на спицах не останется = 24-26-27-29-30-32 петель для плеча. Закройте петли, когда длина полотна спинки свитера станет 58-60-62-64-66-68 см – закройте в том же ряду, что и перёд.
Рукава к свитеру вяжем по кругу спицами с двумя рабочими концами, переходя на круговые спицы, когда станет необходимо.
Набрать 58-60-62-64-66-68 петель и связать 5 см резинки 1 лицевая на 1 изнаночную. Затем провяжите ряд лицевыми, в то же время сокращая 9-9-11-11-11-13 петель равномерно = 49-51-51-53-55-55 петель. Введите маркер в начало круга (= серединный шов под рукавом)и продолжайте вязать чулочной вязкой. Когда длина полотна составит 7-8-11-7-6-8 см, начните добавлять по одной петле с каждой стороны от маркера. Повторяйте добавления 3.-2?.-2.-2.-2.-1? см всего 15-17-19-20-21-23 раз = 79-85-89-93-97-101 петель.
Когда длина полотна составит 46 см для всех размеров, начинайте взять по схеме
M.1 ( петли, отмеченные стрелкой на схеме = середина верха рукава, считать от боков. Примечание: добавляйте петли в шаблоне). После того, как закончите работу со схемой, продолжите вязать синим цветом до конца. Когда длина рукава свитера станет 53-52-51-49-48-45 см ( для больших размеров эта длина меньше, потому как длинная головка рукава расширяет плечи), закончить вязание в точке под рукавом. Набрать по 1-й петле с каждой стороны (= краевые петли для сборки) и вязать далее, пока длина рукава не станет 55 см для всех размеров и закрыть петли.
Сборка. Сшить плечевые швы. Пришить рукава. Вывязывание горловины для свитера спицами.
Горловина. Поднимает петли для горловины с лица от 80 до 92 по кругу, включая петли на булавках (дополнительных спицах) на спицы № 3 синей нитью. Провязать 1 круг изнаночными, 1круг лицевыми, в то же время равномерно сокращайте ;петли до 100-104-108-112-116-120 петель. Затем вяжите резинку 1 на 1 7 см и закройте лицевую лицевой, изнаночную – изнаночной. Сложите резинку пополам к изнанке и закрепите из нутрии маленькими свободными стежками.
Свитер спицами норвежским узором Выкройка для свитер спицами норвежским узором
Норвежские узоры спицами – пошаговое выполнение со схемами, описанием и видео МК
Традиционные норвежские жаккардовые узоры – очень уютные, навевающие мысли о заснеженных долинах, уютных домах, наполненных ароматом глинтвейна. Имеющие многовековую историю, изначально узоры создавались мастерицами без схем и описаний. И именно поэтому каждый рисунок был уникальным. Самыми распространенными были и остались растительные, животные и геометрические орнаменты. Разнообразные норвежские узоры спицами со схемами для вязания взрослой и детской одежды представлены в этой статье.
Снежинки и звезды
Вариантов схем очень много, вы можете для вязания использовать готовые, корректировать их или создавать самостоятельно.
Вяжем жаккардовый узор спицами: видео МК
Норвежская звезда
Классический скандинавский узор отлично подходит для теплых свитеров, кофт. Орнамент из яркой полосы придаст изделию законченный и нарядный вид.
Кол-во петелек должно быть кратно 16 + 2 кромочные.
Вязание выполняется лицевой гладью по схеме.
На схеме показаны лицев. и изнаночн. ряды.
Начинаем и заканчиваем каждый рядок кромочными петлями, между ними выполняем повторение раппорта (Р) узора нужное число раз.
Обратите внимание: 4-ый ряд (он у нас изнаночный) вывязываем лицевыми птл, 29-ый р. (он у нас лицевой) вывязываем изнаночными птл. В высоту провязываем с 1-го р. по 31 – ый р.
Восьмиконечная снежинка
Исходное кол-во петель должно быть кратно 31 + 2 кр.
Вязание выполняем по схеме.
На схеме показаны все ряды узора. Горизонтальный Р равен 31 птл, вертикальный – 31 птл.
Снежинка для варежек
Исходное кол-во птл для узора наружной стороны варежек должно быть кратно 23 + 2 кр.
Вязание выполняем по схеме 1, на которой показаны все рядки. По вертикали узор однократно выполняется с 1-го по 29-ый р.
Для внутренней стороны варежек кол-во птл должно быть кратно 4 + 2 кр. Провязываем однократно с 1-го по 5-ый р., затем повторяем с 3-го по 5-ый ряды.
Еще несколько интересных схем со снежинками и звездами.
Норвежские узоры с животными и растениями, вязанные спицами со схемами
В основном в сюжетах присутствуют олени и елочки, иногда добавляются изображения людей.
Однотонный норвежский узор
Рисунок прорисован изнаночными петлями. Это не совсем привычный способ, но он отлично подходит для женских пуловеров.
Вязание выполняем по схеме, на ней показан вид узора с лицевой стороны.
Все четные рядки по изнанке вывязываем изнаночными птл. Для начинающих вязальщиц приводим подробное описание схемы:
- 1р.: 22 изн.;
- 3р.: 2 лиц., 2 изн., 2 лиц., 2 изн., 8лиц., 2 изн., 2 лиц., 2 изн.;
- 5р.: 3 лиц., 2 изн., 2 лиц., 2 изн., 6 лиц., 2 изн., 2 лиц., 2 изн., 1 лиц.;
- 7р.: 4 лицев., 2 изнаночн., 2 лицев., 2 изнаночн., 4 лицев., 2 изнаночн., 2 лицев., 2 изнаночн., 2 лицев.;
- 9р.: 5 лицев., 2 изнаночн., 2 лицев., 2 изнаночн., 2 лицев., 2 изнаночн., 2 лицев., 2 изнаночн., 3 лицев.;
- 11р.: 6 лицев., 2 изнаночн., 2 лицев., 4 изнаночн., 2 лицев., 2 изнаночн., 4 лицев.;
- 13р.: 4 лицев., 16 изнаночн., 2 лицев.;
- 15р.: (1 лицев., 1 изнаночн.)х11;
- 17р.: как 13-ый р.;
- 19р.: как 11-ый р.;
- 21р.: как 9-ый р.;
- 23р.: как 7-ой р.;
- 25р.: как 5-ый р.;
- 27р.: как 3-ий р.;
- 29р.: как 1-ый р.;
- 31р.: 22 лицев.
Ретро – варианты норвежских схем
Приведенные ниже схемы уникальны, они изображают скандинавскую тематику в ее классическом понимании.
Норвежские узоры крючком
Выполнение скандинавских рисунков для вязаных крючком изделий делается проще, чем при использовании спиц. Если для вязки выбирается крючок, то жаккард получается без протяжек, обе стороны полотна одинаковы. Для шарфов, сумок, шапочек это очень удобно. Единственный существенный минус – вязание получается очень плотным, даже жестким, т. к. нерабочая нить пропускается внутри столбиков. Рассмотрим основные этапы вязания крючком жаккарда.
Для вязания можно выбирать схемы, изначально разработанные для спиц.
Новый цвет пряжи выполняется на этапе провязывание последнего стлб первого цвета нити. Образуем новую птл вторым цветом.
Для возврата на 1-ый цвет, последний стлб цв. No2 вывязываем цветом No1.
Если последний стлб провязать полностью 2-ым цветом, то петелька основания нового цвета будет цвета No2, что неправильно.
При вязке нерабочая нить протягивается выше наборной цепочки, а в след-щих р. – выше стлб пред-щего р.
На фото ниже показано правильное положение нитей при работе: рабочая – вверху, нерабочая – внизу.
В начале очередного рядка нерабочая нить выкладывается, как показано на фото.
Далее – продолжаем вязание.
В заключение стоит отметить, что применение норвежского узора для вязаных вещей кроме простоты выполнения, обладает еще одним положительным моментом. За счет протягивания нерабочей нити по изнаночной стороне, создания переплетения, полотно получается двойным, а значит – более теплым.
Свитер с оленями: история, мотивы узоров, схемы и описания
Поговорим мы, конечно, не только о свитерах с оленями, но и о вещах с другими, не менее милыми жаккардовыми узорами. Скандинавский свитер давно уже стал неотъемлемой частью зимней моды, так откуда появилась такая любовь к зигзагообразным узорам и какие мотивы можно считать истинно «норвежскими»? Об этом и многом другом читайте в нашей статье!
Что мы называем скандинавским свитером?
В настоящее время, так принято называть свитер с жаккардовым узором, преимущественно с зимними мотивами (снежинки, олени, елочки и так далее). Исконно скандинавский свитер вяжется вкруговую из теплой толстой пряжи, благодаря чему такие свитера очень долговечны.
Точную дату появления такого свитера трудно отследить, зато историю жаккардового узора вполне можно связать с именем французского изобретателя Жозефа Мари Жаккарда. В начале XIX века он изобрел особый ткацкий станок, который предназначался для создания сложных рисунков методом плетения, однако впоследствии название перекочевало на особый тип узоров.
Этот же способ вязания (с протяжками) стали использовать норвежские рукодельницы из южной области Норвегии — Сетесдаль. Свитера изначально предназначались для мужчин-рыболовов, которые подолгу уходили в плавание: суровая погода Норвежских фьердов требовала специальной утепленной одежды, так и появились связанные вкруговую свитера с высоким горлом и плотной вязкой.
Самой популярной и характерной моделью свитера считался «селбу-свитер», его можно увидеть на фото ниже.
Кроме «селбу-свитера», можно выделить еще два стиля скандинавского вязания: Фана-свитер, и Сетесдальский свитер, известный также как Lucekofta.
Свитера с норвежскими узорами со схемами
В мобильной версии НГС теперь есть кнопка «Все новости», которая открывает список публикаций в хронологическом порядке. Она для тех, кому хочется читать все материалы по времени их публикации. Кнопка всплывает внизу экрана, когда вы листаете главную страницу сайта вверх.
Разбан: новая функция для комментаторов НГС
Скрыли комментатора под публикацией, а теперь хотите его вернуть? Мы добавили новую функцию: «разбанить» пользователя, от которого вы отписались, можно у себя в профиле во вкладке «Скрытые комментаторы».
Есть вопросы о трудовых правах?
Привет! Мы продолжаем разбираться в том, что действительно вас волнует. Сегодня собираем вопросы о ваших трудовых правах, зарплате, отношениях с начальством и коллективом. Спрашивайте, а мы ответим!
Сэльбу-свитер, lucekofta, фана-свитер, или Из истории вязания в Норвегии
Вязание известно в Норвегии несколько сотен лет, но хорошо знакомые нам цветные свитера с замысловатыми узорами – сравнительно недавняя инновация. Вязание из разноцветной пряжи пришло в норвежскую моду в нескольких изолированных местах только в середине 19-го века и быстро распространилось, став почти норвежским национальным костюмом.
Вязание — почтенное искусство, появившееся вслед за прядением и ткачеством. Большинство историков текстиля сегодня сходятся в том, что вязание самое молодое из всех базовых текстильных техник. Главные вопросы — время, когда оно зародилось и методы, которые использовались, чтобы сконструировать древнее полотно. Некоторые техники и определенные виды вышивки могут выглядеть вполне как вязание, и запутать даже экспертов.
Многие авторы ссылаются на фрагмент, датируемый 200 г.н.э. Они описывают его конструкцию как вязание скрещенными петлями. Великолепные образцы текстиля этого типа были найдены в очень далеких друг от друга уголках мира, таких как Перу и Северная Европа. Однако технологический анализ этих вещей показал, что они созданы в безузелковой сетчатой технике. Сегодня похожие техники называются «налбиндинг» и практикуются в некоторых скандинавских странах.
Анализ древнего датского вязаного фрагмента показал, что он создан таким же способом, хотя раньше его считали вязаным. Техники эти разные. Тогда как вязание представляет собой создание полотна путем производства эластичных рядов петель из нити неограниченной длины с использованием двух или более спиц, в налбиндинге используется одна игла с нитью ограниченной длины, а ряды медленно наращиваются путем создания круговых петель.
Разница между вязаным и безузелковым полотном характеризовалась финской пословицей: «Кто носит вязаные варежки, тот имеет неумелую жену». Эта дифференциация пришла из страны, где использовались обе эти техники.
Безузелковое плетение более времязатратно, чем вязание, и требуется большая проворность пальцев левой руки. К тому же использовалась нить ограниченной длины, поэтому соединять нити требовалось многократно. Эта техника все еще используется в некоторых странах. Но экономические и технологические причины вытеснили ее с рынка, из-за массового спроса на эластичные вязаные предметы она исчезла даже из домашнего использования.
Старейший вязаный фрагмент, найденный в Норвегии, был обнаружен в Бергене в захоронении, датируемом 1500 годом, и предположительно был импортным. Это была чулочная гладь, связанная из шерсти и свалянная, где она была произведена и кому принадлежала, неизвестно.
Вязаные шляпы в стиле рисунков Гольбейна, и популярные в Европе в первой половине 16го века, были найдены около Трондхейма на Севере Норвегии, они относятся к 1575 году.
Шляпники красили вязаное полотно растительными красителями и сваливали его энергичным битьем. Шляпы затем натягивались на форму, расчесывались, чтобы поднять ворс, и подстригались, чтобы сделать поверхность гладкой, мягкой и бархатистой. По всей Европе сохранилось много подобных головных уборов, в музее Лондона хранится такая маленькая темно синяя детская шапка, которая выглядит как новая.
Первый норвежский документ, в котором упоминается вязание — это инвентаризационная опись 1566 года, найденная в Бергене. В ней указана одна пара старых поношенных вязаных шерстяных носков с Фарерских островов. Опись из Осло 1594 года включает в себя четыре пары чулок: кожаные, тканевые и две пары вязаных. Вязаные были профессионально сделаны и возможно, были импортными.
Старинные записи 1630 года показывают, что вязание было известно в норвежских прибрежных областях Рогаланда и Тронделаг. В течение следующих двух веков вязание распространилось на большую часть страны. Импортный реестр включает вязание, начиная с 18-го века.
Ганзейский город Берген был долгое время главным торговым центром Норвегии, здесь можно было найти редкие и дорогие товары, такие как шелковые чулки и вязаные вышитые шелком рубашки. Продавалась и простая ежедневная одежда. Шерстяные свитера, шапки, носки и варежки поступали из всех городов Европы.
Надо заметить, что изначально вязание было тесно связано с низкими социальными слоями. Около 1600 года в Бергене была основана школа вязания, чтобы создать источник дохода для нищих и сирот. В судебных документах 1634 года упоминается заключенная женской тюрьмы, обвиняемая в бродяжничестве и колдовстве. Судя по записям, она вязала носки, чтобы заработать на еду и ночлег. Позднее умение вязать стало даже модным, кроме того, оно экономило много денег, т.к. в противном случае нужно было покупать привозной свитер из Англии.
Несколько вещей 16-17 веков дошли до сегодняшних дней. Помимо шелковых вязаных чулок, изготавливалась другая группа роскошных вязаных изделий из шелка — это рубашки ярких цветов, богато украшенные серебром и золотом. Всего сохранилось около 40-50 вязаных шелковых рубашек, большинство из них в музейных коллекциях Европы. Они датируются периодом 1590-1650, судя по известной моде того времени и используемым рисункам. В Скандинавии сохранившиеся предметы хранятся в королевских коллекциях и нескольких музейных собраниях. Условно их можно разделить на две группы: парчовые и дамасковые.
Самые многочисленные — рубашки двух или нескольких цветов. По меньшей мере 35 таких рубашек, их частей или фрагментов, сохранилось в коллекциях по всему миру. Они связаны чулочной гладью крупным цветочным узором золотыми или серебряными нитями. Используемая техника называется термином brocade-knitting — парчовое вязание. Мы сегодня называем его жаккардовым вязанием.
Здесь при вязании разными цветами нерабочая нить протягивается по изнанке до следующего мотива, как в ткачестве парчи, создавая на изнаночной стороне размытый негатив узора. Такие рубашки найдены в коллекциях костюмов в Англии и Европе. Они часто отсылают нас к флорентийским или итальянским образцам.
Уникальные архелогические находки этого типа найдены в кафедральном соборе в Роскильде, Дания. Здесь шелковая парчовая рубашка находилась в захоронении двухлетнего датского принца Фредерика Христиана (1627) и его трехмесячной сестры Марии Катрины (1628), оба — дети короля Дании-Норвегии Христиана IV и его жены Кирстен Мунк. Рубашки были взрослого размера, возможно, отца или матери. Исключая одну в коллекции Nordiska Museet в Стокгольме, эти две рубашки – единственные сохранившиеся в Скандинавии.
Они хранятся сегодня в Национальном музее Дании, но их фото мне, к сожалению, найти не удалось. На фото выше — похожая вещь того времени, которая находится в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Парчовые рубашки вязались с протяжками из свободно скрученного шелкового волокна, часто ярких цветов — кораллового, зеленого, синего или желтого. Блестящие нити состояли из металлической проволоки, обкрученной вокруг шелковой основы, белый шелк для серебряной нити и желтый — для золотой. Металл не полностью покрывал шелковую нить. Это давало новому вязаному полотну блеск, пока металл не окислялся и не тускнел.
Большинство из них связаны крупным цветочным узором, некоторые имеют более мелкие узоры на окантовке низа и рукавов, иногда узкие узоры имитируют тесьму. На чулочной глади узор и фон должны различаться по цвету. Некоторые имеют мотивы, очерченные контуром другого цвета шириной в одну петлю, и внутреннее пространство, заполненное изнаночными.
Рубашки имеют расширяющийся подол, на некоторых он оформлен плетенкой из лицевых и изнаночных. Некоторые имеют подкладку из льна. Вероятно, подавляющее большинство вязаных рубашек были на подкладке, в противном случае протяжки на изнаночной стороне могли цепляться и путаться во время носки. Стиль узоров похож на тканое полотно конца 16 — начала 17 века.
Другой тип вязаных шелковых рубашек — однотонные, с рисунком из изнаночных петель на лицевом фоне: техника называется damask-knitting, потому что узор виден, когда свет по разному отражается на лицевых и изнаночных петлях, точно как эффект тканого дамаска.
Это экспонат Nasjonalmuseet в Осло, Норвегия
Этот тип найден в Северной Европе, по одному экземпляру в Англии и Шотландии, остальные в Скандинавии. Все, кроме английского, связаны повторяющимся узором из восьмиконечных звезд в сетке из ромбов. Фрагменты такой рубашки были найдены в капитанском сундуке в останках затонувшего шведского военного корабля недалеко от Кальмара в Швеции.
Дамасковые вязаные рубашки связаны из такого же типа свободно скрученного шелка, как и в парчовых рубашках, но цветовые сочетания гораздо скромнее, пара ярко зеленых, из остальных половина светло синих, другая половина темно или ярко красных.
На первый взгляд, они похожей формы и узора, хотя не идентичны. Некоторые имеют широкую кайму, такую же , как и на парчовых рубашках. Кайма связана другим узором, чем основное полотно. Рукава сужаются к манжете и расширяются кверху. Большинство из них имеют кокетку с узором, заканчивающуюся под руками, что создает впечатление завышенной талии. Некоторые связаны по кругу, тогда как другие связаны отдельными деталями и сшиты.
Рубашки, связанные по кругу, имеют линию из двух изнаночных по бокам. На рукавах, где должен быть шов, убавления делаются с обеих сторон от ложного шва. Они все связаны целиком с разрезом спереди. Все из известных однотонных дамасковых рубашек имеют узор из изнаночных звезд и ромбов, кроме одной в Лондоне, принадлежащей королю Карлу I , в которой он был казнен. Большинство вышиты золотом и серебром спереди, вокруг разреза и на манжетах.
Это экспонат Norsk Folkemuseum в Осло, Норвегия
Настоящий шедевр трикотажа этого типа хранится сейчас в Лондонском музее Виктории и Альберта. Это нижняя юбка, произведена в Голландии примерно в 1700-1750 г. из тонкой шерсти цвета слоновой кости.
Длина юбки — 76 см, ширина в самом широком месте — 305 см! Она связана без швов, по кругу, узор из лицевых и изнаночных изображает реальных и фантастических животных, птиц, насекомых, растения, узор нигде не повторяется!
У всех животных вывязаны глазки дырочками. Плотность вязания — 22 петли на дюйм (2,5 см), количество петель в самом широком месте — 2 650! Известен единственный подобный аналог, проданный на аукционе Кристи в 1981 г., больше ничего похожего нигде не встречается.
Возвращаемся к шелковым рубашкам. Оба варианта, как парчовый, так и дамасковый, одинаково удобны, сделаны из эластичного вязаного полотна, простые по форме, но из эксклюзивных материалов. Учитывая относительно большое количество сохранившегося, они были очень популярны.
Датская традиция вязальных вечеров впервые упоминается с 1727 года. Вязание было возведено в ранг женского салонного рукоделия.
В гостинных собирались дамы и под вязание рассказывали истории и последние новости. Женщины вязали для аукционов и благотворительных базаров, а также небольшие вещи для миссионеров, распространяемые в разных странах. Миссионерские общества насчитывали более 87500 членов в Норвегии в 1905 году. Тогда как бедняки поддерживали вязанием свои семьи, женщины из высших слоев могли вязать для благотворительности и миссионерства.
Первой скандинавской книгой с инструкциями был «Учебник вязания для школьного и домашнего использования», написанный в 1846 году Сине Андерсен, учительницей из Дании. Умение вязать для девочек было частью приличного воспитания. Первая норвежская вязальная учебная книга «Домашние рукоделия как школьный предмет» Марие Росинг, была опубликована в 1880 году.
В 1800-х вязание было обязательным предметом в норвежских школах и даже сегодня норвежские дети учатся вязать в начальной школе.
Все побережье славилось производством разнообразных цветных свитеров. Некоторые демонстрировали отличительные детали и узоры, которые подразумевали долгую местную традицию, другие наоборот, какое-нибудь влияние издалека, например, с Балтики.
Классические свитера с момента их появления в Норвегии в 17-м веке разбились на три стиля: Фана-свитер, Сэльбу-свитер и Сетесдальский свитер, известный также как Lucekofta. Эти три стиля похожи по своей конструкции и по использованию пряжи двух цветов.
Фана, южный пригород Бергена, дала свое имя Фана-свитеру, одному из наиболее популярных вещей в Норвегии. Свитер или кардиган был первоначально частью традиционного мужского костюма в Фане и произошел от ежедневной нижней одежды, которая носилась под жилет и заправлялась в брюки. Этот свитер был узкий, в обтяжку, имел прорезь на шее и манжеты, которые могли застегиваться на пуговицы, как на рубашке. Старые фотографии показывают, что такие свитера носили в 1870 году.
Считается, что фана-свитер стал кардиганом с разрезанным передом и пуговицами примерно в 1900 году. Иногда пуговицами служили старые монеты, дошедшие со времен Кристиана IV (1588-1648). Использовалась тонкая пряжа натурального черного или коричневого и белого цветов и вязалась по кругу на спицах 1,5.Традиционно сложилась определенная комбинация узоров — крупные звезды на кокетке и верхней части рукавов, основное полотно в узкую полоску с контрастными точками, и низ из мелких квадратов. Обычно свитер длиной до талии имел спущенное плечо, которое было настолько спущенным, что рукава можно было вязать короче. Вырез горловины был вырезан и обработан тканой тесьмой. Любимой тесьмой были красные сердечки на белом фоне. Вырез горловины был квадратный и с хлопковой подкладкой.
Стиль и покрой, особенно горловины, изменялся, особенно с началом независимости в 1905 году. Фана был безусловно популярной лыжной одеждой. Детские свитера вязались обычно красно-белыми или сине-белыми.
Когда Германия оккупировала Норвегию во Второй мировой войне, свитер стал символом национальной солидарности в округе Бергена.
Со свитером Сэльбу мы уже немного знакомы, его отличительные черты — черно-белый узор, густо покрывающий весь свитер.
Если вы хотите представить квинтэссенцию скандинавского свитера, то это будет черный фон с белыми точками на корпусе и рукавах, черно-белый узор из ромбов и полос на груди, а также черная вышитая ткань, которая окаймляет горловину и иногда манжеты и застегивается на оловянные застежки. Это норвежский свитер Lucekofta.
Сетесдал — длинная живописная, довольно изолированная долина на юге Норвегии. Здесь свитера с белыми точками известны с 1840 года, и они до сих пор сохранились в народном костюме Сетесдаля. Сегодня они известны как Сетесдальский свитер, а в Швеции — как норвежская lucekofta, что означает «вшивая кофта». Это название появилось от узора в мелкую белую точку, сплошь покрывающую основную площадь свитера.
Свитера были простой прямоугольной формы со спущенными плечами, вязались белым узором по черному фону и имели белый нижний край. Старые свитера часто имели боковые швы и ластовицы на рукавах – детали, привнесенные из шитых рубашек. Вырез горловины и рукава окантовывались темной, чаще черной или зеленой, шерстяной тканью, богато украшенной вышивкой.
Завершали наряд декоративные оловянные или серебряные застежки. Нити для вышивки были фабричные, из мягкой свободно скрученной шерсти. Ранние свитера были очень просто украшены, позже декор становился более цветным и ярким.
Традиционно, мужчины носили свитера, заправленные в черные суконные брюки с подтяжками. Как брюки столяра, они имели спереди нагрудник и укрепленное сидение из козлиной кожи. Нижний край свитера, который полностью спрятан поясом брюк, всегда вязался белой гладью, не было причин использовать дорогую крашенную шерсть, если ее никто не увидит. Белая шерсть никогда не использовалась на видном месте — было стыдно признать свою нищету и отсутствие мастерства.
Но край, который выглядывал, был декорирован мелким черным узором на белом фоне, часто в виде звезд. Поэтому вязальщицы традиционного сетесдальского свитера были бы в шоке, увидев свитер навыпуск с белой нижней частью. Сверху носился короткий жилет с тяжелыми серебряными украшениями.
Позже некоторые свитера стали разрезать, чтобы получился кардиган. Борта отделывались вышивкой по всему переду и застегивались на застежки. Свитера стали приемлемой формальной одеждой и могли носиться вместо жакета.
Немного из истории Люсекофты стало известно благодаря дизайнеру текстиля и преподавателю ткачества Аннемор Сундбе, которая в 1990 году купила маленькую фабрику Torridal Tweed Fabrik. Фабрика производила продукцию из перереботанной шерсти. С покупкой фабрики она унаследовала запас из 16 тонн шерстяных лоскутов (в большинстве старые свитера, связанные вручную), которые должны были быть использованы для набивки шерстяных одеял и матрасов. Свитера пошли в измельчитель, который мог потреблять 20 кило в час. Многое из вязальной истории района пожрала эта машина.
Аннемор заинтересовалась запасом свитеров и начала сортировать и сохранять их, сначала вырезала узоры, затем сохраняла целые свитера.
С этого момента фабрика стала бесконечным ресурсом исследований и знаний для Аннемор. По мере развития процесса она получила грант от Норвежского совета по культуре, чтобы выкопать среди огромной и растущей груды свитеров, каталогизировать и сохранить те, которые могут рассказать историю ручного вязания региона. Она много путешествовала по музеям и архивам, собирала старые фотографии и иллюстрации. По результатам ее исследований написано несколько книг, как по истории Сетесдальского свитера, так и по норвежскому вязанию вообще. Она награждена многими наградами за ее вклад в развитие культуры: это несколько премий и медаль Ассоциации искусств и ремесел «За заслуги по сохранению и распространению культурных ценностей на национальном и международном уровнях» в 2004 году. Ее последняя книга получила в 2006 году премию по литературе. Сейчас она читает лекции за рубежом, обучает прядению, ткачеству и вязанию, публикует работы по норвежскому вязанию.
Свитера и кардиганы традиционно носились мужчинами в Сетесдале, как часть их нарядного национального костюма, или бюнада, который насчитывает 150 лет.
Тогда как народный костюм носили ежедневно, бюнад — это праздничная одежда. Бюнады в действительности относительно новый феномен. Они появились в конце 1800-х, в период национального романтизма, как желание снова открыть и сохранить то, что осталось от норвежской традиционной культуры. К этому времени народный костюм уже не носили, городские жители одевались по европейской моде. В разных сельских областях либо создавали новые бюнады, либо воссоздавали старые на основе оставшихся, даже используя старые рисунки и иллюстрации.
Здесь нужно внести небольшую историческую справку. Возможно, Норвегия пережила свой расцвет в период викингов, державших в страхе все окрестные страны и делающих набеги даже на далеко расположенные государства. Позже, чтобы противостоять экспансии немецких государств в 1398 г. была основана датско-шведско-норвежская уния, возглавляемая датским королем. Хотя формально государства имели независимость, влияние Дании было очень велико во всех областях. Спустя некоторое время Швеция вышла из союза, однако уния между Данией и Норвегией продолжалась вплоть до 1814 г.
В начале XIX в. на полях Европы гремели сражения. Одна из крупнейших войн того времени велась между Англией и Францией. Дания-Норвегия выступила на стороне Франции. И когда Франция проиграла войну, король Дании был вынужден уступить Норвегию Швеции, которая стояла на стороне победительницы — Англии. Норвежцы ожидали, что после распада союза с Данией их страна станет независимым государством, но Норвегия была вынуждена присоединиться к Швеции, и в ноябре 1814 г. шведско-норвежская уния стала фактом. Союз со Швецией был более свободным, чем предыдущий союз с Данией, тем не менее это не было полной независимостью.
В середине XIX века сложилось направление, получившее название национального романтизма. Для последователей этого направления важным было выделение национальных особенностей, их возвеличивание и приукрашивание. В Норвегии особенно подчеркивалась красота природы, а крестьянский уклад считался «типично норвежским» укладом жизни.
Национальный романтизм находил свое выражение и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в музыке.
Картины художника Johan Christian Dahl
Картины художника Axel Ender
В этот период норвежцы все сильнее начали осознавать свою национальную самобытность. У многих стало расти чувство гордости за принадлежность к Норвегии и, как результат этого, сильное желание, чтобы их страна обрела независимость. К реальной независимости Норвегия пришла только в 1905 году.
Поэтому становится понятно, почему норвежцы с такой страстью и рвением создавали и развивали все, связанное с национальным, самобытным, традиционным. Долгие века чужого влияния не давали проявиться этому раньше. Даже сегодня в Норвегии два официальных языка — bokmal (букмол, «книжный») и nynorsk (нюношк, «новый норвежский»). Букмол представляет из себя практически датский язык, новонорвежский основан на сохранившихся местных диалектах. Хотя оба языка являются официальными, нюношк используют всего 10-12 % населения. Таков результат многовекового датского влияния.
Сельская народная культура стала более ценной и модной. Народный костюм стал популярной темой среди художников, в моду вошли театры и танцевальные представления с героями, одетыми в национальный костюм, организовывались выставки, и даже королевские особы изображались в сельском платье. Именно в это время и появился бюнад, нарядная национальная одежда, имеющая старинные корни, и измененная в соответствии с новыми течениями.
Существуют сотни разных местных бюнадов, как мужских, так и женских. Порой один бюнад используется по всему району, в других случаях каждая долина может иметь несколько разных бюнадов.
Предметы традиционных ремесел, включая вязание, были очень популярными. В 1910 году был основан Husflid, норвежская Ассоциация народного искусства и ремесел, чтобы защитить и сохранить традиции.
В 1920-х норвежские дизайнеры старались внести что-то новое в вязальную традицию Норвегии, но и традиционные узоры никогда не исчезали и по праву стали классикой. После Второй мировой войны в Норвегии произошел массовый вязальный подъем.
Еще в период индустриализации начали работу многочисленные шерстопрядильные фабрики. Одной из крупнейших до сегодняшних дней является Dale of Norway. Она была основана в 1879 году Петером Йебсеном, который, имея многолетний опыт в текстильной промышленности, счел городок Дале идеальным местом для размещения ткацкой фабрики премиум-класса благодаря природному энергетическому потенциалу долины и шаговой доступности шерсти.
Принципом команды дизайнеров стало поддержание традиций, поэтому они часто обращаются к старинным норвежским узорам, мотивам норвежской природы, народным костюмам.
Если классические свитера Фана и Сэльбу не претерпели значительных изменений, то Сетесдальский свитер получил дальнейшее развитие, став прототипом для многих других свитеров. В 1953 году норвежский дизайнер Unn Soland Dale использовала старый узор из Сетесдаля как отправную точку для свитера, который стал одним из норвежских бестселлеров — Мариус. В 60-70 е годы ручное вязание переживало настоящий бум, и готовые описания для вязания свитеров выпускались огромными тиражами, их печатали не только производители пряжи, чтобы увеличить ее продажи, но и Хусфлиды в каждом регионе, чтобы стимулировать интерес к традиционному рукоделию. Многие узоры были довольно просты, другие же — усложняли традиционные и были очень декоративны.
Я не зря здесь рассказывала о разнообразии народного костюма, это не лирическое отступление. Именно в нем многие дизайнеры находили новые идеи.
Народный костюм оказался просто кладезем, разнообразие было бесконечным.
Свитера назывались по имени районов, многие из них со старыми традиционными узорами, стали популярны. Например, район Восс отличался узором в клетку.
Восс расположен в районе Хордаланд. Не догадываетесь, откуда могли взяться эти клеточки? Это же вышивка Хардангер, которая использовалась для украшения передников национального костюма!
При том, что конструкция свитера оставалась классической, узоры становились более замысловатыми. Бейки горловины иногда вместо безликой резинки имели отдельный узор, имитирующий вышивку или тесьму. И эта идея тоже пришла из национального костюма.
Кардиганы с застежками редко застегивались на обычные пуговицы.
Бюнады включают в себя не только одежду, но и многочисленные аксессуары, в том числе серебряные украшения. Полный комплект очень разнообразен — цепочки, подвески, застежки, запонки, броши и даже фермуары для сумочки. Именно отсюда пришли эти замечательные застежки в вязаную одежду.
Dale of Norway создала свой первый лыжный свитер для норвежской сборной для Олимпиады в Кортине д’Ампеццо в 1956 году и по сей день является официальным поставщиком Норвежской лыжной ассоциации, разрабатывая новые свитера для каждой Зимней Олимпиады и Чемпионата мира. Согласитесь, это нечто большее, чем просто спортивная одежда.
Любовь и уважение к традиции прививается в Норвегии с детства. Кто из нас не любил таких бумажных кукол и не одевал их в бумажные же одежки. Вот так ненавязчиво норвежским детям прививаются знания и интерес к народному костюму.
Самый большой праздник в Норвегии — это день Конституции 17 мая. Это удачный повод нарядиться, показать свою принадлежность к какому-то региону и продемонстрировать красивый наряд. Вызывает уважение, что в государственной политике отводится так много места для сохранения и популяризации по всему миру национального традиционного рукоделия. Как бы то ни было, ручное вязание как хобби пользуется возрастающей популярностью в последние годы и местные сообщества ремесленников продолжают записывать в группы для вязания.
Использованы материалы из различных источников.
Схемы норвежских узоров для спиц
История знаменитых норвежских узоров берет свое начало в южной Норвегии. По традиции каждая рукодельница стремилась к оригинальности и неповторимости узора, поэтому схемы сначала не записывались.Сегодня существует много схем для вязания норвежских узоров, которые украсят ваше изделие и подарят волшебное, праздничное настроение. Обычно норвежские узоры состоят из мотивов со снежинками, оленями, звездами и ёлочками. Поэтому схемы норвежских узоров так популярны при вязании зимних моделей свитеров, шапок, варежек и носком.
Все изделия получаются очень красивыми и неповторимыми,ведь каждая вязальщица к узору всегда хочет добавить что-то свое.Такие модели будут в моде всегда.Как вязать норвежские узоры без перетяжек и обвисаний смотрите в этой статье.
Эффектный пуловер с красивыми норвежским узорами в подарок на Новый год
Новый год однозначно можно назвать самым любимым праздников и детей, и взрослых. Семьи собираются за праздничными столами, подводят итоги уходящего года и конечно же дарят друг другу подарки. Проявить заботу о своих близких и сделать подарок на Новый год, очень просто, можно подарить им вязаные пуловеры с тематическими новогодними узорами.
Вязание женского пуловера в норвежском стиле
Красивый и уютный белый свитер с ярким популярным орнаментом– это замечательная идея для оригинального новогоднего подарка. Норвежские орнаменты из года в год не теряют своей популярности. Поэтому, если вы довольно умело владеете спицами, попробуйте связать это изделие по следующему описанию со схемами.
Для выбора вам предлагается создание в двух размерах: тридцать восемь – сорок и сорок четыре.
Чтобы изготовить данное новогоднее изделие, приготовьте шерстяную пряжу светлого оттенка (четыреста пятьдесят (пятьсот пятьдесят)) грамм и алую пряжу из шерсти мериноса (сто пятьдесят (двести) грамм)). Работа будет осуществляться при помощи спиц под номером четыре и четыре с половиной, а также спицами для кругового вязания под номером 4,5.
Узор платочной вязки провязывается спицами (4,5). При этом в лицевые и изнаночные ряды (ЛР и ИР) состоят из лицевых петель (ЛП). Круговые ряды (р.) вяжутся поочередно по одному ряду вкруговую лиц. и изн.
Остальные узоры вяжутся спицами под номером пять.
Лиц. гладь (ЛГ): в ЛР – ЛП, в ИР – ИП.
Дальнейшие орнаменты вяжутся ЛГ от разных клубков норвежской технологией. При этом нерабочая нитка свободно протягивается по изнанке вязания.
Обратите внимание, что частично новогодние орнаменты для пуловера начинаются с 1 изн. ряда. Поэтому в счетной схеме нечетные р. читаются с левой стороны на правую, а четные – с правой на левую.
Узор с ромбами: численность петлиц кратно десяти плюс одна и плюс две кромочные. Вяжите согласно счетной схемы 1. Следует выполнить 1 раз с первого по одиннадцатый рр.
Узоры с норвежскими звездами: количество петлиц кратно 20-ти плюс одиннадцать (1) плюс пара кромочных. Начинайте с кром. и четырех (0) п. ЛГ белой пряжей, восемьдесят три (сто одна) п. согласно счетной схемы № 2. В данном случае для размера тридцать восемь (сорок) начинайте с петли перед раппортом (РП), вяжите четыре РП, заканчивайте петельками после него. Для размера сорок четыре вяжите пять РП, заканчивайте петелькой до стрелочки, 4 (0) п. ЛГ из белой пряжи, кромочная. Свяжите спицами 1 раз с первого по двадцать пятый ряд.
Узор с изображениями оленей: количество петлиц кратно двадцати плюс одиннадцать (1) плюс пара кромочных. Начинайте с 1 кром. и пяти (0) ЛГ белой пряжей, восемьдесят одна (сто одна) п. согласно счетной схемы № 3. Вяжите четыре (пять) РП и в начале ряда на месте закрашенных серым цветом петлиц, вяжите по 1 п. ЛГ белой ниткой. Закончите петелькой после РП, пять (0) п. ЛГ белым цветом пряжи, кромочная. Вяжите один раз с первого по двадцать второй рр.
Узор со снежинками: численность петель кратно 20-ти (двадцати одному) плюс семь (четырнадцать) плюс две кромочных. Начните с кром. и трех (семи) п. ЛГ светлой пряжей, шестьдесят одна (шестьдесят три) п, согласно счетной схемы № 4, вяжите 3 РП А (В). Для размера тридцать восемь – сорок закончите петлей после РП А, три (семь) п. ЛГ светлой пряжей, кромочная. Вяжите 1 раз с первого по двадцать третий рр.
Вязание фантазийного узора: численность петелек: кратна 20 плюс семь (семнадцать) плюс пара кромочных. Начните с кром. и трех п. ЛГ светлыми нитями, 61 (71) п. согласно счетной схемы № 5. Для разм. 38-40 вяжите три РП, закончите петелькой после него. Для разм. 44 – три РП, закончите петлицами до стрелочки, 3 п. ЛГ светлого цвета, кромочная. Вяжите 1 раз с первого по двадцать второй рр.
Далее рассмотрим в какой последовательности чередуются орнаментом для новогоднего пуловера спицами:
Для узора А: одиннадцать р. узора ромбами, двадцать пять – норвежскими звездами, 11 – ромбами, 22 – с оленями, 11 –ромбами, 23 – снежинками, 11 – ромбами, 22 – фантазийный, 0 (6) р. ЛГ светлыми нитями (= сто тридцать шесть (сто сорок два р.)).
Для узора В: 11 р. – ромбами, 25 – норвежскими звездами, 11 – ромбами, один р. изн. светлой пряжи (= сорок восемь р.).
Плотность вязки новогоднего пуловера: в среднем: девятнадцать п. и двадцать четыре с половиной р. = десять на десять сантиметров. ЛГ: восемнадцать п. и двадцать четыре с половиной р. = десять на десять сантиметров.
Вязание спинки
Спинка новогоднего пуловера вяжется спицами из светлой пряжи. Для этого наберите девяносто три (сто три) п. и вяжите планку на два сантиметра (= пять р. платочным способом), начните с 1 изн. р. Дальше вяжите последовательность А, описанную ранее. После 32,5 см (= 80 р.) от планочки закройте для пройм по двум сторонам двенадцать п. (= шестьдесят девять (семьдесят девять))п. После 53 см (= 130 р.) или (55,5 см = 136 р.) от планочки закройте для выреза горловины центральные 23 (29) п. и каждую из сторон завершите по отдельности. Для округления, закройте по внутреннему краю во всех вторых р. 1 Х 3 и 1 Х 2 п. После 55,5 см (=136 р) или (58 см = 142 р). от планочки закройте остаточные 18 (20) п. плечей по двум сторонам.
Передняя часть
Данная часть новогоднего пуловера вяжется по аналогии со спинкой. Чтобы получить более глубокий вырез горловинки закройте через пятьдесят с половиной сантиметров (= сто двадцать четыре р.) или через пятьдесят три сантиметра (= сто тридцать р.) от планочки центральные семнадцать (двадцать три) п. во всех вторых р. 1 Х 4, 1 Х 2 и 2 Х 1 п.
Рукава
Рукава для новогоднего пуловера вяжут спицами из светлой пряжи. Наберите 53 (63) п. и свяжите планочку, как на спине. Дальше, свяжите последовательность В. Обратите внимание, что норвежский орнамент вывязывается так: размер 38-48 – кромочная, четыре п. ЛГ белыми нитями, 43 п. согласно счетной схемы № 2, начав с петельки перед РП, затем два РП, заканчиваете петельками после него и 4 п. ЛГ белыми нитями, кромочная; размер 44 – кром., три РП, заканчиваете п. после РП, кром. После 19,5 см (= сорок восемь р.) от планочки продолжите вязание ЛГ белыми нитями. В то же время от окончания последовательности В, прибавьте для скосов рукавов новогоднего пуловера по двум сторонам во всех четвертых р. 15 Х 1 п. (= 83 (93) п. Провязав тридцать один сантиметр (= семьдесят шесть р.) от окончания последовательности В все петлицы можно закрывать.
Собираем изделие
Все основные детали связаны, можно начинать сборку новогоднего пуловера. Прежде всего выполняются плечевые швы. Чтобы сделать спицами воротник, наберите круговыми спицами из светлой пряжи по вырезу горловинки восемьдесят шесть (девяносто восемь п.) и продолжайте платочное вязание. По достижению высоты воротника в 24 см, все звенья можно закрывать лиц. На завершающей стадии втачиваются рукава и выполняются боковые швы, а также швы рукавов.
Такой пуловер – один из самых лучших и нужных новогодних подарков спицами. Ведь востребованность и популярность норвежских мотивов с годами не утихает. Мы предложили вам женский вариант изделия. Кроме него, можно создавать целые тематические набора и украшать модными орнаментами шапки, шарфы, варежки и многое другое.
Жаккардовые узоры со схемами.
Жаккардовые узоры своими корнями уходят в традиции многих народов, где на вязаное полотно переносились многоцветные рисунки. Самыми популярными являются скандинавские жаккарды в двух и трехцветных гаммах. Характерные для скандинавских жаккардовых узоров олени, снежинки, цветы и орнаменты чаще используются для зимних свитеров, шапок и варежек. Еще большую ветку составляют жаккардовые узоры островов Фарэйл, для вязания которых используются не только два-три цвета, но и большее количество, для буйства красок. Сейчас дизайнеры используют опыт многих традиций,перемешивая их и перекладывая на вязаные модели целые картины жаккардовых узоров.
Наша рубрика жаккардовых узоров со схемами вполне способна удовлетворить разные вкусы, от строгих орнаментов до витиеватых барокко.
Свитер с оленями: история, мотивы узоров, схемы и описания
Поговорим мы, конечно, не только о свитерах с оленями, но и о вещах с другими, не менее милыми жаккардовыми узорами. Скандинавский свитер давно уже стал неотъемлемой частью зимней моды, так откуда появилась такая любовь к зигзагообразным узорам и какие мотивы можно считать истинно «норвежскими»? Об этом и многом другом читайте в нашей статье!
Что мы называем скандинавским свитером?
В настоящее время, так принято называть свитер с жаккардовым узором, преимущественно с зимними мотивами (снежинки, олени, елочки и так далее). Исконно скандинавский свитер вяжется вкруговую из теплой толстой пряжи, благодаря чему такие свитера очень долговечны.
Точную дату появления такого свитера трудно отследить, зато историю жаккардового узора вполне можно связать с именем французского изобретателя Жозефа Мари Жаккарда. В начале XIX века он изобрел особый ткацкий станок, который предназначался для создания сложных рисунков методом плетения, однако впоследствии название перекочевало на особый тип узоров.
Этот же способ вязания (с протяжками) стали использовать норвежские рукодельницы из южной области Норвегии — Сетесдаль. Свитера изначально предназначались для мужчин-рыболовов, которые подолгу уходили в плавание: суровая погода Норвежских фьердов требовала специальной утепленной одежды, так и появились связанные вкруговую свитера с высоким горлом и плотной вязкой.
Самой популярной и характерной моделью свитера считался «селбу-свитер», его можно увидеть на фото ниже.
Кроме «селбу-свитера», можно выделить еще два стиля скандинавского вязания: Фана-свитер, и Сетесдальский свитер, известный также как Lucekofta.
Модные свитеры с норвежским узором – 2020
Среди всех модных узоров, которыми принято украшать свитеры, отдельное место занимают норвежские узоры. Новогодние яркие орнаменты подарят вам ощущение праздника и способны зарядить позитивом не только вас, но и окружающих.
Особенности норвежского узора
Свитеры с норвежским узором впервые появились в сороковых-пятидесятых годах минувшего века. В то время это были исключительно мужские свитеры. Принты, которые изображали ездовых оленей, являлись неким знаком внимания к этим благородным животным.
Спустя несколько лет такие свитеры успешно перекочевали в женский и детский гардероб. Также увеличилось и количество данных орнаментов и расширился модельный ряд таких свитеров.
На современных модных свитерах норвежский узор может занимать практически всю поверхность свитера, а может каймой проходить по груди или по низу свитера, а также по вороту или манжетам.
Цветовая гамма этих свитеров также очень разнообразна. Однако обязательно оттенки должны быть контрастными. Именно в этом случае узор будет заметным и очень четким. Чаще всего эти свитеры выполнены в черно-белой, черно-красной, бело-красной, бело-синей или другой цветовой гамме. Такие свитеры не бывают очень пестрыми, в них обычно используются не больше двух-трех цветов.
В узоры включены новогодние мотивы, такие как елки, снежинки и звезды, сказочные персонажи, такие как тролли или олени, а также геометрические орнаменты. Норвежские узоры обязательно должны следовать друг за другом.
Модели
Свитеры с норвежскими узорами очень популярны как у женщин, так и у мужчин. Для его изготовления чаще всего используется теплая мериносовая шерсть. С помощью этой шерсти изготавливаются объемные плотные свитеры, которые украшают ручной вышивкой, а также более тонкие и легкие свитеры.
Мериносовая шерсть делает эти свитеры очень прочными, прекрасно сберегающими тепло и износостойкими. Они подойдут даже для самых морозных дней. Норвежские свитеры очень эластичные и почти не мнутся.
Зачастую такие свитеры выполнены в виде классических прямых моделей с длинными рукавами и высоким воротом. Однако можно встретить также приталенные модели, а вместо высокого ворота иногда встречается и круглая горловина. На рукавах также могут быть манжеты.
Также в основном эти свитеры имеют среднюю классическую длину. Однако в последнее время очень популярными стали удлиненные модели свитеров, похожие на туники.
Особенно популярны свитеры с круглой кокеткой.
С чем сочетать?
В полной мере подчеркнуть всю красоту норвежских узоров поможет однотонная одежда. Прекрасно сочетаются такие свитеры с джинсами, брюками и леггинсами контрастного цвета или в тон свитеру.
Норвежские свитеры с круглой горловиной можно комбинировать с однотонной рубашкой неяркого цвета. Свитер с рубашкой – это классическое сочетание, подходящее для разных случаев жизни.
Свитеры с норвежскими узорами с шарфом или шапочкой в той же тематике составят великолепный комплект, который подойдет для занятий спортом или для прогулки.
Великолепно будет сочетаться туника-свитер с короткими рукавами и V-образной или круглой горловиной с однотонной темной водолазкой.
Обувь к норвежскому свитеру следует подбирать в соответствии с тем, с какой одеждой он сочетается. В спортивном варианте это могут быть спортивные ботинки, кроссовки или угги.
В более нарядных комплектах будут более гармонично смотреться туфли на каблуках, ботильоны или сапоги.
Схемы норвежских узоров для спиц
История знаменитых норвежских узоров берет свое начало в южной Норвегии. По традиции каждая рукодельница стремилась к оригинальности и неповторимости узора, поэтому схемы сначала не записывались.Сегодня существует много схем для вязания норвежских узоров, которые украсят ваше изделие и подарят волшебное, праздничное настроение. Обычно норвежские узоры состоят из мотивов со снежинками, оленями, звездами и ёлочками. Поэтому схемы норвежских узоров так популярны при вязании зимних моделей свитеров, шапок, варежек и носком.
Все изделия получаются очень красивыми и неповторимыми,ведь каждая вязальщица к узору всегда хочет добавить что-то свое.Такие модели будут в моде всегда.Как вязать норвежские узоры без перетяжек и обвисаний смотрите в этой статье.
Свитеры с норвежским узором
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Среди всего разнообразия принтов и орнаментов, используемых для украшения свитеров, норвежские узоры стоят в отдельном ряду. Яркие, новогодние орнаменты дарят ощущение праздничного настроения и заряжают позитивом не только самого владельца такого свитера, но и всех окружающих его людей.
Особенности норвежского узора
Мода на свитера с норвежским узором появилась в 40-50-х годах прошлого столетия. Тогда такие свитера носили исключительно мужчины. Принты, изображающие ездовых оленей, было неким знаком внимания к этим благородным животным, выполняющим транспортные функции.
Несколько лет спустя, свитера с норвежским рисунком прочно заняли свое место в гардеробе мужчин, женщин и детей. Количество орнаментов значительно увеличилось, расширился и модельный ряд этих свитеров.
Сегодня норвежский орнамент может занимать почти всю поверхность свитера или проходить каймой по низу или груди изделия, оформлять манжеты или воротник.
Цветовая гамма тоже стала более разнообразной. Обязательным условием является наличие контрастных по цвету оттенков. Только в этом случае рисунок получается максимально четким и заметным. Обычно используются сочетания белого и черного, черного и красного, белого и синего, красного и белого цветов, а также другие варианты. Слишком пестрыми такие свитера не бывают, обычно используется не более 2-3 оттенков.
Сами узоры включают в себя новогодние мотивы (снежинки, елки, звезды), изображения сказочных персонажей (олени, тролли) и геометрические узоры. Отличительной особенностью норвежских узоров является их частая сменяемость друг за другом.
Модели
Свитер с норвежским узором пользуется очень большой популярностью, как среди мужчин, так и среди женщин. Для его вязки, как правило, используется очень теплая мериносовая шерсть. С ее помощью создаются и плотные, объемные свитеры, украшенные ручной вышивкой, и более легкие, тонкие модели.
Благодаря мериносовой шерсти, норвежские свитера отличаются высокой прочностью, износостойкостью и отличной теплосберегающей способностью. Именно поэтому они просто незаменимы для самого холодного времени года. Норвежские свитера обладают высокой эластичностью и практически не мнутся.
Обычно норвежские свитера представляют собой классические модели прямого кроя с высоким воротом и длинными рукавами. Встречаются и свитера приталенного силуэта, высокий ворот иногда заменяется круглой горловиной. Рукава часто украшаются манжетами.
Чаще всего свитер имеет классическую, среднюю длину. Но в последние годы большой популярностью стали пользоваться удлиненные модели, которые носятся, как платье или туники.
Особой популярностью пользуются модели свитеров с круглой кокеткой.
С чем носить?
Подчеркнуть красоту норвежских узоров в полной мере помогут однотонные вещи. Это могут быть брюки, джинсы или леггинсы, выполненные в тон свитеру или напротив – в контрастном цвете.
Норвежский свитер с круглой горловиной отлично сочетается с неяркой однотонной рубашкой. Свитер + рубашка является одним из классических сочетаний, которые подходят к разным случаям жизни.
Свитер с норвежскими узорами и вязаная шапочка или шарф, выполненные в этой же тематике, составят яркий, нарядный комплект для прогулки или занятий спорт
Туника-свитер с норвежскими узорами с коротким рукавом и круглой или V-образной горловиной прекрасно смотрится в сочетании с однотонной водолазкой темного цвета.
В зависимости от того, в каком комплекте используется норвежский свитер, к нему подбирается соответствующая обувь. Если это – спортивный вариант, то кроссовки, спортивные ботинки, угги идеально завершат созданный комплект.
Для более нарядных моделей, например, туник, подойдут сапоги, ботильоны или туфли на каблуке.
Вязание спицами свитера с норвежским узором
Норвежские узоры сегодня на пике популярности, и будут оставаться на своих позициях еще долгое время. Многие именитые дизайнеры, такие как D&G, Rag&Bone, Iceberg, представили вязаные вещи с норвежскими узорами в своих новых коллекциях осень/зима.
Сегодня снова в моде простые и лаконичные орнаменты со времен молодости наших родителей: снежинки, олени, звездочки, растительный орнамент, различные геометрические фигуры на скандинавскую тематику.
Отличительной особенностью норвежского узора от других узоров является то, что рисунок при вязании образуется в результате частой смены цвета нити в ряду. Смена цвета в этих узорах происходит через каждые 2,3,4 петли.
Предлагаем вашему вниманию свитер с норвежским узором который вы сможете связать, посмотрев выкройку и схемы на нашем сайте. Такой свитер отлично сочетается с однотонными брюками, с джинсами, а если его сделать в удлиненном варианте, то можно носить как тунику с теплыми лосинами, или леггинсами.
Схема и описание вязания спицами свитера с норвежским узором: