Логопедическая лягушка своими руками

Эта статья содержит следующие подтемы:

33

Методическая разработка "Лягушка-Говорушка"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Изготовлена дидактическая кукла Лягушка-Говорушка, которую использую в работе по коррекции артикуляторных расстройств.

Скачать:

Вложение Размер
artikulyatsionnaya_gimnastika._formy_provedeniya.docx 245.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 5 Белоглинского района"

КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе .

Артикуляционная гимнастика длится не более 5-10 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребёнок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу.

Передо мной как специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Данные картинки-символы используются мною, как и на начальном этапе проведения артикуляционной гимнастики, так и даются детям в качестве домашнего задания и вклеиваются в тетрадь. Эти символы ребенок должен раскрасить и повторить данные упражнения перед зеркалом дома.

Символы упражнений расположены над зеркалом для индивидуальных занятий, сделаны альбомы с комплексами упражнений для активных органов артикуляции, а так же специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы.

В "копилке" любого логопеда имеются "Сказки о Весёлом язычке", которые позволяют в забавной форме выполнить необходимые упражнения. Каждый раз, приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату! Сказки имеют и традиционную форму — стихотворение, сказка и загадки, а так же и более современную — мультимедийная презентация.

С появлением в рабочем кабинете логопеда компьютера использование мультимедийных презентаций существенно облегчает работу. Так как с помощью компьютерной графики можно показать выполнение любого, даже очень сложного упражнения более красочно (упражнение "Вкусное варенье", "Грибок").

Учитывая склонность детей к подражанию, наглядным формам мышления, игре, я изготовила дидактическое пособие "Язычок", который одевается на руку взрослого и ребенка. Играя с язычком, ребёнок узнаёт, что у язычка есть кончик, спинка, корешок. Картинку язычка рисуем в тетради и подписываем "Мой язычок". Знакомясь с новым звуком, ребёнок узнаёт, где находится кончик, спинка, корешок. Это хороший игровой приём для самоккорекции произношения, исследования звуков.

Так же мною изготовлена дидактическая кукла Лягушка-Говорушка, которую использую в работе по коррекции артикуляторных расстройств. С ее помощью можно модифицировать вышеуказанный прием и вместе с тем она является занимательным персонажем в сюжете занятия и создает благоприятный эмоциональный фон.

Лягушка-Говорушка – это мягкая игрушка с раскрывающимся ртом. Голова лягушки сшита таким образом, что можно вложить руку с тыльной стороны головы в язык. Логопед, манипулируя этим языком, демонстрирует артикуляционные движения, уклады. При этом он дает возможность детям ощупывать язык лягушки, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей. Кстати, Лягушку-Говорушку можно использовать как поощрение, а именно предложить провести артикуляционную гимнастику вместе с лягушкой наиболее старательному ребенку.

Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.

Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов.

Сказка «О Веселом Язычке»

Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение « Стрелочка ».)

Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)

Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)

На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело.
Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик ».)

Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит «тук-тук!»,
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
(Упражнение «Маляр».)

Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)

Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

Сказка про Язычок.

Из книги: А. С. Анищенкова "Артикуляционная гимнастика "

Этот маленький дружок –
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 — -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"

Тетушка Щёчка
Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"

На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка —
Цок, цок, цок, цок, цок,.
В горку медленно идёт:
Цок цок цок цок цок.
А с горы стрелой несётся:
Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная –
Просто объедение –
Ням – ням – ням – ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").

Ну – ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду
И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
"Садитесь, комарики!"

Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –
Воздушный Колобок.
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг.
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Бррр – бррр – бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Чем полезно артикуляционное упражнение «Лягушка» и как его правильно выполнять?

Артикуляционный аппарат – это сложная система органов и мышц, требующих тренировки, как и остальные мышцы нашего тела. Артикуляционная гимнастика «Лягушка» укрепляет мышцы губ, щек, мягкого неба и подготавливает речевой аппарат к произношению звуков [с], [с‘], [з], [з‘], [л], [л‘]. Заниматься нужно, даже если ребенок еще совсем не говорит – тогда у малыша будет база для постановки звуков родного языка.

Роль артикуляционной гимнастики

Для подготовки ребенка к овладению навыком речи необходимо выполнять целый комплекс упражнений. Мышцам языка, щек, губ, мягкого неба нужны нагрузки, так же как телу человека нужна зарядка по утрам или физкультура. Гимнастика повышает тонус мышц и улучшает кровообращение в них.

Если у ребенка слабый артикуляционный аппарат, его речь будет несвязной, неразборчивой, и тогда занятий с логопедом не избежать. Нарушение речи приводит к нарушению чтения, письма, сложностям в обучении и неуспеваемости в школе. Нельзя недооценивать роль ежедневной артикуляционной гимнастики в жизни ребенка. Гимнастика нужна всем детям, а не только тем, у кого уже есть проблемы с речью.

Упражнение «Лягушка»

Артикуляционное упражнение «лягушка» выполняется как в общем комплексе логопедической гимнастики, так и для постановки отдельных звуков. Нужно правильно объяснить и показать малышу, чего от него хотят.

При занятии гимнастикой можно руководствоваться такими правилами:

  • выполнять упражнение каждый день, чтобы у ребенка закрепились нужные навыки;
  • заниматься сидя, не сутулясь, руки и ноги держать в спокойном состоянии;
  • желательно разместить перед ребенком зеркало: оно помогает сосредоточиться, а также позволяет малышу видеть свои движения;
  • сначала рассказывать ребенку об упражнении, а потом показывать, как выполнять;
  • поправлять малыша в мягкой форме, не ругать его, не делать грубых замечаний.

Выполняем упражнение «Лягушка»:

  1. улыбаемся, растягиваем уголки рта, демонстрируем зубы;
  2. челюсти смыкаем, как при правильном прикусе;
  3. держим губы в таком положении 5 секунд, в дальнейшем время можно увеличивать;
  4. повторяем упражнение 3 или 4 раза.

Занимаемся и играем

Эффект от гимнастики накапливается постепенно, поэтому заниматься нужно каждый день. Пятилетнему ребенку легче объяснить, зачем нужно заниматься ежедневно: «чтобы язычок не болел», «чтобы уметь говорить, как большие дети», «чтобы не пришлось ходить к логопеду и долго у него учиться» и т. д.

С маленькими детьми заниматься сложнее, их зачастую даже нельзя уговорить посидеть 5 минут на одном месте. Увлечь малыша можно только тем, что ему будет интересно. Поэтому для выполнения упражнения «Лягушка» можно подготовить игрушку или картинку с веселым лягушонком и рассказать, например, такую историю:

«Жил-был на свете маленький добрый лягушонок. Он был самым улыбчивым лягушонком в мире и очень радовал маму-лягушку.

Этот лягушонок улыбался каждому, кого встречал на своем пути, даже серьезному и хмурому крокодилу! Он его совсем не боялся.

Лягушонок пел веселую песенку, и от этого каждый, кто его встречал, тоже улыбался – вот так (показываем упражнение, рассказываем стишок):

Подражаем мы лягушкам:
Тянем губки прямо к ушкам.
Вы тяните дружно губки —
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем-перестанем,
И нисколько не устанем.

Лягушонок улыбался не только животным. Он любил природу и улыбался цветам, деревьям и солнышку, вот так:

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Лягушонок радовался даже своему отражению в лужице. Он думал, что встретил другого лягушонка! Давай пофантазируем, что мы тоже улыбчивые лягушата:

Мы — веселые лягушки, тянем губки прямо к ушкам.
Потянули — перестали. И нисколько не устали!»

Артикуляционное упражнение «Лягушка» тренирует подвижность речевых органов, а также помогает выработать правильное положение мышц для дальнейшего становления речи. Для чистого произношения нужны сильные, крепкие мышцы губ, щек, языка, и артикуляционная гимнастика должна стать таким же ежедневным ритуалом, как чистка зубов или купание перед сном.

Самая читаемая статья за сегодня:  Шапка диадема мастеркласс

Авторское многофункциональное пособие (для автоматизации «трудных» звуков и развития речи) «Лягушка-болтушка»

Авторское многофункциональное пособие

(для автоматизации «трудных» звуков и развития речи)

  • Короб-экран;
  • Пособие «Автоматизация «трудных» звуков»;
  • Картотека артикуляционной гимнастики + жетоны;
  • Зеркало;
  • Логопедическая лягушка-игрушка;
  • Комплект предметных картинок (на липучке) на автоматизацию шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, сь, з, зь, ц), сонорных (л, ль, р, рь) звуков;
  • Комплект наград и медалей;
  • Комплект логопедических тетрадей.

Короб-экран изготовлен из обычной коробки для посылок размером 25 см* 32 см. Коробка обклеена цветной пленкой. На широкую сторону коробки прикреплена панель-экран из фетра с обозначением экрана для работы и 3-х маленьких карманов для размещения дополнительных упражнений-программ. Короб-экран помимо декоративной функции пособия-телевизора носит и практический характер: коробка является хранилищем для всех составляющих его компонентов (пособия, картотеки, зеркала, игрушки-лягушки, комплекта карточек, медалей и наград, комплекта тетрадей).

Цель данного пособия: проведение занятий по автоматизации «трудных» звуков и развитию речи.

Время проведения занятия: 15-25 минут.

Возраст: дети от 4 лет.

Тип взаимодействия: индивидуальная работа (возможна организация занятий небольшими подгруппами).

Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

1. Автоматизация изолированного звука.

2. Автоматизация звука в слогах.

3. Автоматизация звука в словах.

4. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах.

5. Автоматизация звука в текстах, рассказах.

6. Автоматизация звука в стихах.

7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

Соответственно и работа с данным пособием представляет собой занятие (целесообразнее индивидуальное), которое проходит в несколько этапов:

Рассмотрим этапы работы с данным пособием на примере автоматизации звука Л.

— Добрый день, лягушка!

(Киваем головой в знак приветствия)

(Показываем два пальчика)

— Как дела, подружка?

(Показываем большой палец или пожимаем плечами)

— Что в корзиночке?

(Сжимаем и раскрываем кулачок – показываем ладошки)

Платье (книжку и др.) новое куплю.

1. Выполнение артикуляционной гимнастики перед зеркалом для подготовки (акриловое зеркало вставлено в карман короба-экрана, 3 жетона вставлены в кармашки — «программа передач»). Ребенок выполняет 3 рекомендованных для автоматизации подготовительных упражнения. Например, для автоматизации звука Л выполним следующие упражнения: «Вкусное варенье», «Чашечка», «Месим тесто».

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений, определенных положений и развитие силы мышц органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Здесь весёлым помощником педагога и ребенка является логопедическая лягушка-игрушка, которая продемонстрирует артикуляционную позу и раскрепостит ребенка в игре.

2. После выполнения гимнастики работаем над автоматизацией звука в слогах (когда звук поставлен, и автоматизация изолированного звука пройдена) с помощью чистоговорок. Если ребенку трудно повторять чистоговорку целиком, то он проговаривает только ее слоговую часть. Например:

ЛА-ЛА-ЛА – Мила маме помогла,

ЛА-ЛА-ЛА – Мила в лодочке плыла.

ЛО-ЛО-ЛО – ловко вымыла стекло,

ЛО-ЛО-ЛО – светит солнышко светло.

ЛУ-ЛУ-ЛУ – Алла купила пилу,

ЛУ-ЛУ-ЛУ – наточили мы пилу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – у нас новые столы,

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – Мила вымыла полы.

АЛ-АЛ-АЛ – Павел днём не спал.

АЛ-АЛ-АЛ – в углу тёмный подвал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ – пенал упал на пол.

ОЛ-ОЛ-ОЛ – садимся мы за стол …

3. Следующий этап – автоматизация звука в словах. Здесь педагог предлагает разместить карточки-картинки на экране и назвать их. На этом этапе, как и в первых двух, просим произносить звук «утрированно», дольше, громче, чётче, чем обычно это делается в речи. Из карточек создаем своеобразную «звуковую дорожку» и работаем над её «чистотой». И переходим к следующему этапу.

4. Работа над автоматизацией звука в словосочетаниях и простых предложениях. Предлагаем ребенку составить словосочетание и предложение из предложенных слов. Например, кукла, белка, лампа, лук, молоко, дятел, стол, пенал. Белка посадила лук. Кукла любит молоко. Кукла включила лампу. Лампа и пенал на столе. Дятел взял пенал со стола. И т.д.

5. После успешной работы над автоматизацией звука в словах и предложениях можно провести работу с текстом или беседу по картинке. В сборнике представлены небольшие адаптированные тексты для чтения и пересказа. Формат пособия позволяет проводить и беседу по картинке (формата А5), которую можно разместить на экране, вставив в карман.

6. Однако новый звук должен закрепляться не только на занятиях, над звуком необходимо работать и дома, чтобы не сформировался так называемый «синдром кабинетной речи», когда ребенок вне занятия употребляет всё тот же «трудный» звук по-старому. В этом случае можно дать ребенку задание разучить дома стихотворение, например:

Куклу Милу Лида мыла,

с куклы грязи не отмыла.

Но от мыла кукла Мила

полиняла, как могла.

От обиды куклу Лида

обменяла на осла.

7. Вместе со стихотворением в качестве домашнего задания можно дать печатное задание для закрепления звука, можно это задание выполнить и на занятии. Например:

В процессе занятий по автоматизации звука, в принципе, как и в процессе любых занятий, очень важно заинтересовать ребенка, оставить приятное впечатление от проведенного времени и упражнений, воодушевить ребенка на дальнейшую работу. Мотивация – важный толчок для дальнейшей работы, но мотивация должна быть правильной. Следует объяснить ребенку, что говорить правильно и красиво необходимо для того, чтобы общаться и дружить, чтобы рассказывать стихотворения и участвовать в утренниках, чтобы хорошо учиться в школе и быть взрослым. Но и маленькие значки-поощрения никто не отменял, ребенок всегда очень доволен, когда его труды отмечены даже самой простой бумажной медалькой или забавной наклейкой.

В ходе использования данного пособия обнаружилось, что его можно использовать и в ходе упражнений по дифференциации звуков речи (Игра «Поймай звук»). Цель: развитие слухового и фонематического восприятия. Для этого в окошки — «программа передач» помещаем два звука для дифференциации, например З и С, и предлагаем ребенку разместить их на нужном этаже, слова со звуком С напротив «С», слова со звуком З напротив «З»: лиса, зонт, медуза, сумка, сова, ваза.

По аналогии проводится игра «Какой звук?» с целью разделить слова в зависимости от того на какой звук начинается (оканчивается) слово: гласный, согласный твердый, согласный мягкий.

По аналогии проводим игру «Посчитай» для определения количества слогов в слове.

Спасибо за внимание!

Список использованных источников:

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей (в 4 альбомах)

Вязаная логопедическая игрушка-лягушка.

Мною овладела,кажется, лягушкомания!:)

Уже второй лягушонок за последние 2 недели родился у меня! Каждый из них-со своей «изюминкой»!

Первая лягушка не могла не привлечь моего внимания. Это-лого-лягушка, мимо которой ни один уважающий себя логопед не пройдет спокойно:) Я вот-не прошла! Вот взгляните сами на это глазастое чудо!

Огромное спасибо автору идеи и мастер-класса,по которому я эту лягушечку(немного изменив для себя) связала! http://vse-sama.ru/master-klassy-krjuchkom/mk-logo-ljagushka-ot-galka-moroz.html

Связала себе для занятий. Во-первых,решила я,он будет мне помогать при знакомстве с ребенком,ведь все взрослые,играющие в игрушки, вызывают у детей большее доверие, чем взрослые с набором каких-то там инструментов.

Такая веселая лягушка разговорит даже молчуна!

А,во-вторых, такая лягушечка может некоторые упражнения показывать(Те,кто с логопедами хоть раз общался поближе (тет-а-тет, я бы сказала:)),знают, что логопеды любят залезать в рот и что-то там делать с языком).

Например, открыть и закрыть рот, высунуть язык,как можно дальше и спрятать его,поднять язык вверх-опустить вниз, покрутить в стороны и даже сделать «чашечку»-все это лягушонок может показать! А ребенок сможет с удовольствием повторить. И веселое настроение обеспечено! Пссмотрите,как он поет серенады:)

вот так язычок надеваем на ладошку,и- вуаля! Ловкость рук-и никакого обмана! Лягушка связана из ниток шерсть-акрил. Внутри глазок-мои любимые можжевеловые бусинки:) В теле лягушки для повышения его упругости и жизнестойкости (детки ведь бывают разные:))-поролон.

Лягушечку могу повторить для вас!

Про вторую лягушонку расскажу в отдельной статье:она того стоит!

Хорошего вам настроения! И веселых лягушачьих игр! А вот лягушатки Виктории Кирдий.

Дидактическая логопедическая игрушка "Лого-шарик"

Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский

Аннотация: многофункциональная дидактическая логопедическая игрушка «Логошарик» является авторской разработкой, которое используется как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношения и общего недоразвития речи у детей в ДОУ. Данное дидактическое пособие было создано, учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления и игре.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и специалистов других областей.

Невозможно представить работу логопеда без использования обучающих, дидактических игр. На логопедических занятиях используются различные игры: дыхательные, артикуляционные, пальчиковые, игры с крупой и песком, игры с элементами массажа, подвижные, настольно-печатные, игры с предметами и словесные, а также компьютерные игры. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.

Для достижения максимальной эффективности в коррекционном процессе, от учителя-логопеда требуется решение сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Разработанное игровое пособие «Логошарик», позволяет решить большинство этих задач.

Пособие представляет собой занимательный персонаж – мягкую игрушку длиной 70 см, которая собирается по – принципу «конструктора» в соответствии с заданными целями .

Способ изготовления пособия. Пособие изготовлено из трикотажной ткани зеленого, синего, красного цвета, флиса желтого и красного цвета. Из трикотажной ткани изготавливаются кружочки для рук и ног игрушки, которые наполняются самыми разнообразными материалами: от мягких кусочков синтепона до колючих скорлупок грецких орехов. В красных шариках, для обозначения гласных звуков, а также для обозначения звонкости согласных в зеленых и синих находятся бубенчики. Из желтого флиса выкраиваем круглую голову и овальное туловище Логошарика, а из красного – рот, губы, язык. Все части тела скрепляются на липучках. Пришиваются волосы, нос и глаза. Верхние и нижние зубы игрушки сделаны из бусин.

1. Использование пособия «Логошарик» в качестве сюрпризного игрового момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи». Ребенок может надеть его на руку, другой рукой открыть, закрыть рот Логошарика, потрогать зубы, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя).

2. Во время проведения артикуляционной гимнастики Логошарик «предлагает» выполнить вместе с ним упражнение, найти правильное положение языка. Ребенок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает язык, помещает кончик языка за верхние, нижние зубы; те же действия показывает на языке Логошарика .

3. На индивидуальных занятиях по постановке звуков, ребенок с помощью логопеда моделирует и прикрепляет игрушке язык, придавая ему необходимый артикуляционный уклад. Например: при постановке звука [Ш], приподнимаем края языка к верхним зубам, моделируя форму «Чашечки». Можно изготовить разной ширины языки (узкий и широкий) и при необходимости использовать для разных упражнений. Упражнение «Змейка»: прикрепляем Логошарику узкий язык, для упражнения «Лопаточка» – широкий язык.

Игра: «Научи Логошарика»

Цель: Автоматизация изолированного звука.

Логопед берет Логошарика и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной слог. Ребенок выступает в роли учителя, Логошарик – ученика.

Игра: «Веселая песенка»

Цель: Развитие речевого дыхания и автоматизация звука в слогах.

Предложить научить Логошарика, петь песенку с новым звуком, который ребенок недавно научился произносить.

– Сегодня к нам в гости пришел Логошарик. Он хочет научиться петь песенку: «Ла-ла-ла!» Давай споем вместе с ним!

Во время пения следить, чтобы ребенок произносил на одном выдохе от трех и более слогов и за правильным произношением звука.

4. Красные, синие и зеленые шарики используются на индивидуальных и фронтальных занятиях при формировании фонематического слуха, позволяют включить в работу слуховой, зрительный, кинестетический и речедвигательный анализаторы, что позволяет быстрее и лучше усвоить характеристику изучаемого звука .

Красный шарик – это гласный звук.
Синий шарик – это твердый согласный.
Зеленый шарик – это мягкий согласный.
Часть согласных звенящих, т.е. звонких согласных, гласные все звенящие.

Игра: «Угадай что звучит?»

Цель: Развивать фонематическое восприятие и слух.

Логопед предлагает детям рассмотреть шарики и запомнить, как они звучат, а затем угадать. Например: красный – звенит бубенчик, синий – шуршит целлофан, зеленый – скрипит пенопласт и т.д.

Игра: «Собери змейку».

  1. Развитие зрительно – моторной координации
  2. Стимуляция тактильных ощущений.

Ребенку предлагается собрать змейку красного, зеленого или синего цвета. Можно усложнить задание, отгадыванием содержимого шариков (рис, косточки, синтепон и др.).

Цель: Автоматизация звуков в слогах и словах.

Ребенок прикрепляет любые по цвету шарики, проговаривая слоговые ряды и слова, собирая гусеницу. При произнесении каждого слога или слова прикрепляется один шарик.

Игра: «Кто больше?»

  1. Автоматизация и дифференциация звуков.
  2. Развитие речедвигательного анализатора.
  3. Развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов.

Используются любые шарики (красные, синие и зеленые). За каждое правильное произнесение звука или слога дети получают по одному шарику. Из полученных шариков дети придумывают слово и составляют его схему.

5. При обучении грамоте детям предлагается:

  • найти среди шариков, подходящий к данному звуку (букве);
  • собрать схему слога;
  • добавляя разные звуки к слогу придумать свое слово;
  • собрать схему слова, скрепляя шарики в цепочку;
  • найти лишний шарик в предложенной цепочке к слову;
  • придумать слово по предложенной цепочке из шариков и т.д.

Игра: «Подбери звуку шарик»

Цель: Развивать фонематический слух.

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки: барабан и погремушка. Выделить первый звук в слове, дать характеристику звукам [Б], [П]. Звуки твердые, выбираем из шариков: синий шарик звенящий (с бубенчиком внутри) и синий шарик глухой (без бубенчика). Аналогичные задания с другими звуками: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие.

Игра: «Помоги Логошарику»

  1. Развитие мыслительных процессов.
  2. Развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов.

А) Логопед предлагает отгадать загадку:

Нет моей походки тише,
И меня боятся мыши. (Кот.)

Дети отгадывают загадку и составляют из шариков схему слова.

Б) Логопед предлагает собрать разрезную картинку, к полученному изображению составить из шариков схему слова.

Игра: «Придумай слово»

  1. Развитие мыслительных процессов.
  2. Развитие и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.

Логошарик загадал слово и просит детей отгадать его. Детям предлагается рассмотреть схему слова, составленную из шариков. К данной схеме подобрать подходящую картинку или придумать слово.

6. Благодаря разному материалу, которым наполнены шарики, можно предлагать задания на развитие тактильных ощущений. Например, предложить ребенку определить, что находится внутри шарика (мягкие кусочки синтепона, колючие скорлупки грецких орех, косточки фиников, звенящие бубенчики, шуршащий целлофан, скрипучий пенопласт, различные крупы (рис, гречка, пшенка), горох и фасоль).

Игра: «Угадай что в шарике»

  1. Развитие тактильных ощущений.
  2. Обобщать словарь – признаков (синий, зеленый, красный, шуршащий, колючий, мягкий, твердый, звенящий, скрипящий, мелкий, круглый, острый и т.д.).

Логопед предлагает потрогать шарик и определить, что спрятано внутри, подобрать слова-определения.

7. Во время игр и выполнения заданий (перечисленных выше) с шариками, происходит непроизвольный массаж пальцев рук, что очень полезно. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:

  • работа рук способствует психическому расслаблению;
  • предотвращает развитие утомления в мозговых центрах;
  • способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

Данная игрушка прошла успешно апробацию на индивидуальных и фронтальных занятиях и детям очень понравилась.

Использование новых игровых приемов с дидактической игрушкой Логошариком, не только не исключают традиционных методик логопедического воздействия, но и являются своеобразным продолжением, закреплением и дополнением к ним. Игрушка помогает не только пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения, но и позволяет плавно регулировать поведенческие трудности детей, повышает мотивацию детей к логопедическим занятиям.

Все вышеизложенное, позволяет сделать вывод: построение образовательного процесса с использованием нетрадиционного игрового материала помогает решить следующие задачи:

  • автоматизация и дифференциация звуков;
  • развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов;
  • развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации;
  • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Фрагмент занятия по постановке звука «Р» с использованием логопедической игрушки – Логошарика (для детей 5-6 лет).

Самая читаемая статья за сегодня:  Сумка из колец, обвязанных крючком

ЛОГОПЕД. Сегодня на занятие к нам пришел гость, его зовут – Логошарик.

Логопед достает Логошарика, ребенок рассматривает игрушку. Логошарик рассказывает о себе:

Я горжусь красой своей
И улыбкой до ушей,
Длинным красным языком –
Ребятишкам он знаком.
А зовусь я Логошарик
Я весь круглый, словно шарик.
Ты смотри и повторяй,
От меня не отставай.
Язычок заставь трудиться –
Ведь ему нельзя лениться.
Покажу тебе, дружок,
Как поставить язычок.
Будем мы с тобой дружить
И красиво говорить!

ЛОГОПЕД. Ты запомнил его имя? Выполним гимнастику вместе с Логошариком.

Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом)

«Улыбка» – удерживание губ в улыбке.

– Для языка (вместе с Логошариком):

«Чашечка» – рот широко открыт, передний и боковые края подняты, но не касаются зубов.

«Грибок» – рот открыт, язык присасывается к небу.

«Лошадка» – язык присасывается к небу; щелкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Маляр» – рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Пулемет» – напряженным кончиком языка стучим в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося «д-д-д».

Уточнение артикуляции звука «Р»

– Логошарик не знает, как у него получится, но тоже захотел показать свой голос. Давай вместе поиграем в «рычащих собачек». Как рычит собака?

Ребенок рассказывает и демонстрирует положение языка при произнесении «Р».

Он вызывает вибрацию кончика языка, действуя указательным пальцем правой руки. Язык в это время в форме «чашечки». Показывает вибрацию своего языка и языка Логошарика.

Логопед демонстрирует артикуляционные позиции – правильные и неправильные. Ребенок поправляет Логошарика.

  1. Бондаренко А.К

. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

  • Буденная Т.В
  • . Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

  • Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я
  • . Энциклопедия логопедических игр.– СПб.: КАРО, 2004.–176 с.

  • Карпова Е.В
  • . Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.

  • Фомичева М.Ф
  • . Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.

    Игрушка Шитьё игрушка для логопеда Ткань

    Добрый день,давно здесь не была)))

    Хочу рассказать об игрушке,которую у меня заказала подружка-логопед.

    необходима была игрушка,на которой бы она показывала деткам как правильно ставить звуки.

    игрушка надевается на руку.

    обязательное требование:подвижный язык,наличие зубов)))))

    решила сшить я лягушку))))

    когда уже шила,вспомнила,что зубов то вроде у Лягух нет))))

    смотрите ,детки,как устроен наш ротик)))

    приложите язычок к верхнему нёбу))))

    а теперь к нижним зубкам)))

    вот такая получилась позитивная Лягуха Зубатая))))

    Подруга от Лягухи без ума)))

    Здравствуй землячка! Будем знакомы! Олеся, вот не поверишь! Уже 3 дня ломаю голову, тоже хочу сделать игрушку только для артикуляционной гимнастики! На работе у меня есть вот такая http://yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fwww.picsh. , но мне не нравится, что "языком плохо управлять"! Хочется, чтобы язык был побольше, даже, может быть, во всю руку!

    во всю руку! во всю кисть,наверное.

    картинку не смогла открыть что-то.

    а про язык-подруга просто по-разному руку туда вставляет,смотря чо надо показать

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Владимира «Детский сад 71» Методическое логопедическое пособие «Лягушка-Квакушка» — презентация

    Презентация была опубликована 3 года назад пользователемОльга Суслова

    Похожие презентации

    Презентация по предмету "Дошкольные (подготовительная группа)" на тему: "Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Владимира «Детский сад 71» Методическое логопедическое пособие «Лягушка-Квакушка»". Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

    1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Владимира «Детский сад 71» Методическое логопедическое пособие «Лягушка-Квакушка» Городской конкурс методических логопедических пособий Номинация: «Методическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики» подготовила учитель-логопед Суслова Ольга Сергеевна Владимир 2020 год.

    2 Методическое логопедическое пособие «Лягушка-Квакушка». Цель: развитие артикуляционной моторики и эмоционально — положительного настроя детей на занятие. Возраст детей: 2+ Задачи: — обучение управлению органами артикуляции, — развитие координации движений артикуляционного аппарата и ведущей руки ребенка, — формирование эмоционально-положительного настроя детей на занятие, — формирование готовности ребенка к самостоятельности и самореализации в совместной деятельности детей и взрослого. Описание методического логопедического пособия. В комплект входят: 1) игрушка «Лягушка-Квакушка», сшитая из ткани, с отдельным элементом – язычком, который можно одеть на руку; 2) набор ламинированных листочков зеленого цвета двухсторонних, с одной стороны с авторским стихотворением и описанием артикуляционного упражнения. Подготовка к игре: 1) сшить по шаблонам Лягушку-Квакушку; 2) распечатать листочки на цветном принтере, вырезать по контуру, склеить (таким образом, чтобы с одной стороны был зеленый листочек, а с другой – текст), заламинировать готовые листочки. Ход игры. Предварительный этап: отработка артикуляционных упражнений с ребенком перед зеркалом, контроль учителя- логопеда за выполнением. Ребенку надевается на руку язык лягушки для имитации движений языка. Берется игрушка «Лягушка- Квакушка», в нее ребенок просовывает надетый на руку красный язычок. Учитель-логопед говорит: «Вот веселая Лягушка-Квакушка! Вместе с ней ты поиграй, движения языка повторяй. Лягушка-Квакушка скачет по болоту, присаживается на зеленые листочки». Учитель-логопед берет первый зеленый листочек, на который села Лягушка-Квакушка, декламирует стихи к данному упражнению, следит за качеством выполняемых движений. И, таким образом, перескакивая с листочка на листочек, ребенок выполняет набор упражнений для артикуляционной гимнастики, а также рукой повторяет движения языка. Когда все упражнения выполнены, учитель-логопед произносит заключительные слова: «Мы с Лягушкой-Квакушкой играли, язычок тренировали. Получилось всё у нас, мы продолжим в следующий раз». Методическое логопедическое пособие «Лягушка-Квакушка». Цель: развитие артикуляционной моторики и эмоционально — положительного настроя детей на занятие. Возраст детей: 2+ Задачи: — обучение управлению органами артикуляции, — развитие координации движений артикуляционного аппарата и ведущей руки ребенка, — формирование эмоционально-положительного настроя детей на занятие, — формирование готовности ребенка к самостоятельности и самореализации в совместной деятельности детей и взрослого. Описание методического логопедического пособия. В комплект входят: 1) игрушка «Лягушка-Квакушка», сшитая из ткани, с отдельным элементом – язычком, который можно одеть на руку; 2) набор ламинированных листочков зеленого цвета двухсторонних, с одной стороны с авторским стихотворением и описанием артикуляционного упражнения. Подготовка к игре: 1) сшить по шаблонам Лягушку-Квакушку; 2) распечатать листочки на цветном принтере, вырезать по контуру, склеить (таким образом, чтобы с одной стороны был зеленый листочек, а с другой – текст), заламинировать готовые листочки. Ход игры. Предварительный этап: отработка артикуляционных упражнений с ребенком перед зеркалом, контроль учителя- логопеда за выполнением. Ребенку надевается на руку язык лягушки для имитации движений языка. Берется игрушка «Лягушка- Квакушка», в нее ребенок просовывает надетый на руку красный язычок. Учитель-логопед говорит: «Вот веселая Лягушка-Квакушка! Вместе с ней ты поиграй, движения языка повторяй. Лягушка-Квакушка скачет по болоту, присаживается на зеленые листочки». Учитель-логопед берет первый зеленый листочек, на который села Лягушка-Квакушка, декламирует стихи к данному упражнению, следит за качеством выполняемых движений. И, таким образом, перескакивая с листочка на листочек, ребенок выполняет набор упражнений для артикуляционной гимнастики, а также рукой повторяет движения языка. Когда все упражнения выполнены, учитель-логопед произносит заключительные слова: «Мы с Лягушкой-Квакушкой играли, язычок тренировали. Получилось всё у нас, мы продолжим в следующий раз».

    4 ЛИСТОЧКИ С АВТОРСКИМИ СТИХОТВОРЕНИЯМИ И ОПИСАНИЕМ АРТИКУЛЯЦИОННОГО УПРАЖНЕНИЯ

    Логопедическая лягушка своими руками

    За советом к логопеду

    Комментарии, отклики, вопросы
    октябрь 2007

    Спрашивает Светлана Геннадьевна
    Моему сыну в ноябре будет пять лет. Весной после логопедической комиссии получил направление на посещение логопункта детского сада бесплатно (звук Р — и Р мягкий). Наш логопед занимается с ним два раза в неделю по 15 минут. Каждую пятницу мы забираем домой тетради, в которых написаны упражнения для закрепления ("заборчик", "хитрый язычок", "часики" и т.д.). Родители должны закреплять с ребёнком изученные упражнения дома. Сын, естественно, не может объяснить так, как изложено в специализированной литературе. Логопед на контакт с родителями идёт неохотно, "умников"-родителей старается игнорировать. Существует контингент преподавателей, которые мотивируют свою пассивную работу мизерной зарплатой. Не хочется идти на конфликт, хочется помочь ребёнку. Подскажите, пожалуйста, можете ли Вы помочь найти описание подобных упражнений, возможно, знаете сайты Интернета или только книжный магазин сможет мне помочь? Что мне необходимо предпринять в такой ситуации? Заранее благодарна.
    С уважением, Светлана Геннадьевна. Приморский край, г. Находка.

    Ответ
    Не знаю, какие именно логопед давал упражнения: весь комплекс или избирательно. Укажу те, которые я посчитала бы необходимыми на постановку звуков "р", "рь"

    Упражнения для развития мышц речевого аппарата
    1. Лягушка.
    Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук "и". Передние, верхние и нижние зубы обнажены.

      Тянуть губы прямо к ушкам
      Очень нравится лягушкам.
      Улыбаются, смеются,
      А глаза у них, как блюдца.

    Как весёлые лягушки,
    Тянем губки прямо к ушкам.
    Потянули — перестали.
    И нисколько не устали!

    2. Слон.
    Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук "у".

      Подражаю я слону —
      Губы хоботом тяну.
      А теперь их отпускаю
      И на место возвращаю.

    3. Лягушка-слон.
    Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

      Свои губы прямо к ушкам
      Растяну я, как лягушка.
      А теперь слонёнок я,
      Хоботок есть у меня.

    4. Рыбка.
    Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

    5. Качели.
    Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка:
    1) кончик языка за верхними резцами;
    2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

      На качелях я качаюсь
      Вверх, вниз, вверх, вниз.
      И всё выше поднимаюсь
      Вверх, вниз, вверх, вниз.

    6. Часики.
    Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

      Тик-так, тик-так,
      Ходят часики вот так.

    7. Лопаточка.
    Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 секунд. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

      Язычок широкий, гладкий,
      Получается лопатка.
      И при этом я считаю:
      Раз, два, три, четыре, пять.

    8. Иголочка.
    Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

      Язычок вперёд тяну,
      Пподойдёшь, и уколю.
      И опять буду считать:
      Раз, два, три, четыре, пять.

    9. Лопаточка-иголочка.
    Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

      Язык лопаточкой лежит
      И нисколько не дрожит.
      Язык иголочкой потом
      И потянем остриём.

    10. Горка.
    Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 секунд. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

      Спинка язычка сейчас
      Станет горочкой у нас.
      Ну-ка, горка, поднимись!
      Мы помчимся с горки вниз.

    Скатываются зубки с горочки.

    11. Постучимся в дверку.
    Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

    Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука "р"
    1. Чьи зубы чище?
    Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
    Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
    Внимание!
    1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
    2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
    3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

    2. Маляр
    Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
    Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
    Внимание!
    1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
    2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

    3. Кто дальше загонит мяч?
    Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
    Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.
    Внимание!
    1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
    2. Нельзя надувать щёки.
    3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

    4. Вкусное варенье.
    Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
    Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
    Внимание!
    1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
    2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

    5. Индюк.
    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
    Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
    Внимание! 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
    2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
    3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

    6. Барабанщики.
    Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
    Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
    Внимание!
    1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
    2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
    3. Кончик языка не должен подворачиваться.
    4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

    Материал подготовлен специально
    для детского портала "Солнышко"
    и опубликован 17 октября 2007 г.

    Логопедическая лягушка своими руками

    Автор: Рожкова Наталья Николаевна

    Организация: МБДОУ № 34 «Зоренька»

    Населенный пункт: Калужская область, г. Калуга

    Цель : -развивать фонематический слух;

    -совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.

    Задачи: коррекционно-образовательные :

    -совершенствовать умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука «Ш» с опорой на различные виды контроля;

    -формировать навыки словообразования;

    коррекционно-развивающие :

    -развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику,

    -развивать фонематический слух, восприятие;

    -формировать навыки звуко- буквенного анализа и синтеза;

    -автоматизировать звук »Ш» в словах, предложениях, тексте;

    -развивать мышление, память;

    коррекционно-воспитательные :

    -воспитывать навыки самоконтроля и коммуникативного взаимодействия;

    Оборудование:

    Игрушка, изображающая лягушку, предметные картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «ш»; зеркала; карточки для проведения мимических упражнений; наборы для проведения звукового анализа ,пособие «Домики» для слогового анализа;

    касса букв демонстрационная и индивидуальные, таблица для проведения характеристики звука.

    Ход занятия

    1.Оргмомент.

    Логопед: — Дети, сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по стране Звуков и Букв . И вместе с нами- наша гостья- лягушка.

    (Показываю игрушку, изображающую лягушку).

    -Давайте улыбнемся друг другу и нашей гостье и отправимся в дорогу.

    2.Артикуляционная гимнастика.

    -Утро в стране Звуков и Букв начинается с гимнастики для язычка

    (Дети выполняют упражнения перед индивидуальными зеркалами)

    Упражнение «Сделай язычок широким»

    Цель: учить расслаблять мышцы языка.

    Логопед читает стихи, дети выполняют упражнение

    Самая читаемая статья за сегодня:  Шаль трансформер крючком

    -Язычок наш озорник, он шалить всегда привык.

    Язычок! Не спеши! На губке смирно полежи!

    Упражнение «Чашечка».

    Цель: вырабатывать умение приподнимать широкие края языка, удерживать их в этой позе

    -А теперь из язычка получилась чашечка.

    Упражнение «Вкусное варенье»

    -Это сладкое варенье поднимает настроенье,

    Язычок я подниму, с губы варенье оближу.

    3.Развитие мимических мышц.

    -Дети ,давайте покажем, какое у нас может быть выражение лица, если мы увидев лягушку испугались, удивились, обрадовались.

    4.Постановка цели.

    Логопед: -Дети, сейчас я расскажу вам потешку о лягушке.

    Догадайтесь, какой звук часто будет в ней встречаться.

    (читая, выделяю «ш» голосом)

    Лягушка-попрыгушка, глазки на макушке,

    Прячьтесь от лягушки комары и мушки.

    Логопед: -сегодня в нашем путешествии по стране Звуков и Букв будем встречаться со словами, в которых есть звук «ш» и не забудем четко и правильно произносить этот звук.

    5.Упражнения по развитию звукопроизношения и обучению грамоте.

    а)акустико-артикуляционный образ звука.

    Логопед :-Дети, произнесите звук, почувствуйте, что делает ваш язычок губки, голос при произнесении этого звука. Расскажите о нем по схеме.

    Дети дают характеристику звука.

    -Звук «ш» согласный ,потому что у воздушной струи есть преграда-язычок.

    Он поднимается вверх «чашечкой». Звук «Ш»- глухой, потому что голосок не поет, твердый.

    б) развитие фонематического слуха.

    Логопед:-Сегодня в c тране Звуков и Букв мы путешествуем по улице, на которой живут слова, в названии которых есть звук «ш». Помогите определить, какие слова с этой улицы, а какие живут на других улицах.

    Игра « Хлопни ,если услышишь »

    Слова :шуба, банка ,душ ,книга, бабушка, улитка.

    Дети хлопают, если слышат слова со звуком »Ш».

    Упражнение «Вспомни и назови»

    Дети вспоминают и называют слова со звуком «ш»: шуба, душ, бабушка.

    в) Игра «Рассели по домикам »(деление слов на слоги)

    • фланелеграфе картинки: душ , шуба. бабушка ;

    три домика с одним, двумя и тремя окошками

    Логопед :-Дети, нужно расселить слова по домикам в зависимости от того, сколько слогов в слове.

    Дети «расселяют» слова, комментируя, почему они так решили

    — в слове « шуба» два слога, потому что в нем два гласных звука «у» и «а»,

    поэтому я «поселю» это слово в домик с двумя окошками и т.д.

    Упражнение для развития мелкой моторики.

    -Что ты, кошка, сторожишь? -Сторожу у норки мышь!

    -Выйдет мышка невзначай-приглашу ее на чай!

    Физминутка .

    Дети изображают. как ходит, прыгает, крадется кошка ,а затем, как убегает, прячется мышка.

    г)формирование навыков звуко-буквенного анализа

    Выкладывание звуковой схемы слова «кошка» с комментированием. Затем это слово дети выкладывают буквами.

    Игра «Превращалки»

    Логопед: превратим слово « кошка» в слово «мышка»

    Кошка- мошка-мышка ( дети комментируют, что нужно сделать. Чтобы превратить одно слово в другое

    Игра « Разгадай ребус»

    Выставляются картинки шмель, арбуз, плащ, кот, аист

    Предлагается составить слово по первым звукам этих слов.

    Дети в кассах выкладывают слово ШАПКА.

    6.Упражнение на формирование лексико-грамматических категорий.

    Упражнение «подбери семейку слов»

    С нами все занятие провела наша гостья-лягушка .Давайте для нее придумаем «семейку» слов к слову «лягушка».

    Дети подбирают слова:

    лягушка, лягушечка, лягушонок, лягушачий, лягушатник.

    7.Итог занятия.

    Логопед: -Наша гостье понравилось путешествие.

    А вам понравилось ? Какой звук и букву мы сегодня повторяли? Какое задание вам понравилось? Какое показалось трудным?

    Как сделать лягушку из бумаги: 41 идея своими руками

    Меня очень увлекает совместное с ребенком творчество. Мы уже так много попробовали: делали поделки из ватных дисков, из пуговиц и мастерили бумажные цветы. Но ведь идей очень много, всего и не реализуешь.

    Так вот, одно время мой ребенок увлекся ракетами, не думала, что девочке это может быть интересно. Они занимали ее около месяца, а затем плавно сменились квакающими земноводными (не знаю почему, не спрашивайте). У меня естественно встал вопрос, как можно сделать лягушку из бумаги, как из самого доступного и бюджетного материала.

    Поэтому я начала искать всевозможные идеи и теперь хочу поделиться с вами этой подборкой.

    Лягушка, которая прыгает в технике оригами (пошаговые схемы складывания)

    Начнем с оригами, потому что эта техника нам знакома с детства, ну или со школьной скамьи. Она развивает моторику, логической мышление, внимательность и аккуратность.

    Но я предлагаю сделать не просто лягушек, а таких, которые будут прыгать. Для этого просто нужно правильно сложить листок бумаги и надавить пальцем на заднюю часть поделки.

    Я предлагаю вам три пошаговые схемы, которые очень подробно описывают весь процесс работы.

    Итак для таких красавиц мы возьмем квадратный двусторонний отрезок. И путем сворачивания пополам и по диагонали, найдем его середину.

    Затем боковые части, отмеченные красными точками загибаете друг к другу внутрь.

    Отмеченный синей точкой край нужно вывернуть наружу.

    Также выворачиваем и левый угол.

    теперь посмотрите на схему, красной точкой отмечен угол уже свернутого края. Так вот его заворачиваем к центру. И повторяем те же действия с соседним.

    Далее повторяем по фотографиям. Внутренние края выворачиваем наружу. И из нижней части лягушки сворачиваем гармошку 2 раза. Лапки должны смотреть в сторны.

    Вот еще подробная схема этой лягушки, может кому-то будет проще повторить ее.

    Или другой вариант.

    Мало кто знает, что есть еще и модульное оригами. Изделие собирается из множества одинаковых заготовок.

    Обычно оригами занимаются школьники. Дошколятам эта техника сложновата, поэтому предлагаю сделать с ними аппликации и открытки.

    Как сделать поделки из бумаги с детьми 4-5 лет

    Я буду приводить шаблоны, описание и идеи бумажных лягушек. Например, вот такая объемная поделка имеет подставку (основу).

    Подобную сделать можно по этой схеме. Вырезаете заготовку по пунктирным линиям или по контуру. Загибаете нижние свободные края и склеиваете их.

    Конечно, всегда можно найти подручные материалы, которые придадут игрушке изюминку. Например, на этом фото за основу взята одноразовая тарелка. Они могут быть как из картона, так и из пищевого пластика. Остальные детали вырезаются из бумаги и приклеиваются к туловищу.

    Забавная идея с изображение контура ладоней. Ребенку будет интересно обводить свои ладошки. Вот только вам нужно будет помочь их вырезать.

    Помните театр кукол? Где картонных или тканевых марионеток дергают за ниточки. Если вы распечатаете эту заготовку, то останется только совместить дырочке на туловище и конечностях и связать их нитью или проволокой.

    Из круглых заготовок можно сделать много поделок.

    Головой улыбчивой лягушки украсим обычный стакан.

    Так же для творчества используют втулки от туалетной бумаги. Например здесь придумана игра: нужно поймать открытым ртом лягушки наконечник. Поверьте, это получится не сразу.

    Вот еще забавные зеленые квакушки ведут беседу.

    Или можно обыграть втулки вот так. Просто приклеить длинные полосы, которые будут имитировать ноги.

    А в таком варианте поделка может стоять, внутрь же можно составить карандаши или ручки для хранения.

    Как вот здесь. Так на какое то время можно заменить органайзер и карандашницу.

    Предлагаю интересную поделку на листочке кувшинки.

    Воспользоваться можно этим шаблоном.

    Также мне понравилась закладка. Мы в детстве делали совсем другие, поэтому этот вариант не совсем привычен. Но такой уголок точно заметишь и сразу найдешь нужную часть книги.

    Конечно, нужно такую помощницу сделать.

    Снова нам на помощь пришла техника оригами. Берем квадратный лист и находим его диагонали.

    Сворачиваем лист пополам и ближний к вам угол заворачиваем. И находим середину у крайних треугольников.

    Заворачиваем их внутрь.

    И с одной стороны прячем внутрь края. Чтобы было интереснее, приклеиваем глазки и язычок.

    А такую царевну можно сделать из фетра.

    Эта лягушка мне показалась очень забавной. Задорная улыбка и длинные конечности- гармошки придают ей очень сказочный вид.

    Не знаете, чем еще занять свое чадо. Я вам подскажу идею! Вырежьте голову квакушки и в рот вставьте воздушный шарик. Когда вы будете его надувать, ребенок будет видеть не ваше лицо, а лягушачье.

    Из яичных лотков получаются такие симпатичные квакушки.

    А вот еще идея объемной поделки. С забавными животиками, которые придают лягушкам устойчивости.

    Для аппликации предлагаю распечатаь и вырезать эту заготовку.

    Хочется показать вам легкий мастер класс по созданию поделок из втулок.

    Подвесной вид карандашницы. Очень удобно, когда она висит на дверце шкафчика.

    Интересен и этот вариант. Посмотрите — полоски используются одной ширины. Это важный нюанс для получения объема.

    У этих лягушат двигаются лапки.

    Такую поделку не стыдно и в детский сад отнести. Если тема подходящая найдется))

    Вот еще шаблон для вырезания. Кроме этих деталей пригодится еще и клей ПВА. Он считается самым безопасным для детей.

    Сделайте еще такую квакушку из сердечек.

    В этой поделке изюминкой стало туловище, сделанное из полосок одной длины.

    Вот так можно развлечь малышей на дне рождения. Такие свистульки продаются в праздничных отделах.

    А хотите покажу, как можно красиво нарисовать лягушку? Вот вам пошаговые действия. Осталочь только повторить.

    Такие малыши могут пригодится при создании аппликации или открытки.

    И ведь можно делать не только зеленых квакушек, но и желтых, синих или других ярких цветов. Детки часто выходят за привычные границы и дают ход воображению.

    Пошаговая инструкция по созданию лягушки на пальцы, которая открывает рот

    А для кукольного театра можно сделать такую игрушку на пальцы. Применяется все та же техника оригами, Можно украсить поделку глазками и ротиком. А также наклеить корону.

    Посмотрите, как можно сделать лягушку, которая открывает рот в этом видео.

    Если к этой треугольной детали приклеить лапки, то квакушка станет более реалистичнее.

    Мастер класс по изготовлению легких открыток из листа а4

    Открытки чаще делаются из листов формата а4. Деткам на них удобнее творить. Не приходится мельчить и аппликации получаются более аккуратными.

    Давайте сделаем такую забавную открытку.

    Нам понадобится плотная двусторонняя бумага. сворачиваем лист пополам в ширину. И делаем надрез ровно по-середине.

    При помощи линейки заверните края.

    Разверните деталь и получившийся ромб изнутри обклейте зеленой бумагой. Также наклейте туловище, лапки и глаза.

    Всю заготовку зафиксируйте на красном фоне.

    А вот еще одна очень простая идея из кружочков.

    Вот такие заготовки нам понадобятся. Думаю, что лучше воспользоваться циркулем. Диаметр делайте на 1 сантиметр меньше каждого предыдущего круга.

    На основу фиксируем большой круг туловища и среднюю деталь головы.

    Сначала клеим ротик.

    Его фиксируем на голову.

    Маленькие детали загибаем пополам и мастерим лапки.

    А вот еще идея с секретом.

    Открываете, а внутри вас уже ждут)

    Я благодарю вас за внимание. Знаю, что эти легкие варианты точно смогут скрасить не один семейный вечер. А ребенок будет это время вспоминать долго и с благодарностью.

    Логопедическая игрушка- Ротик — управляется только язык

    Логопедическая игрушка Ротик — кукла, у которой управляется только язык. Компактная модель, которая разработана специально для логопедов с учетом их пожеланий: только плоский рот и ничего лишнего, можно сложить удобно в сумку, во рту показаны анатомические особенности: небный валик и т.п., языком удобно управлять.

    Логопедик — кукла, у которой управляется только язык. Компактная модель, которая разработана специально для логопедов с учетом их пожеланий: только плоский рот и ничего лишнего, можно сложить удобно в сумку, во рту показаны анатомические особенности: небный валик и т.п., языком удобно управлять.

    Логопедическая лягушка своими руками

    Автор публикации Корочанская Ольга Петровна
    учитель-дефектолог
    МАДОУ детский сад комбинированного вида №205
    г.Хабаровск

    Я лягушка-говорушка
    Научу всех говорить
    На меня вы посмотрите
    И движения повторите

    Позвольте представиться: логопедическая, дидактическая, развивающая, многофункциональная игрушка для детей, родителей и педагогов – «Лягушка — говорушка».
    Как использовать:
    логопед, дефектолог, педагог, воспитатель в детском саду или учитель начальных классов надевают куклу на шею, руки в перчатки и дети вступают в контакт уже не с педагогом, а с куклой. Руки куклы движутся, жестикулируют. Во время игры, голову куклы логопед может снимать и просовывать руку с затылочной части головы в язык, тем самым приводя язык в движение.

    Что развивают занятия и игры с логопедическими куклами:
    — формируется правильное произношение;
    — структура слова;
    — развиваются навыки связной речи;
    — развивается общая и мелкая моторика;
    — развиваются коммуникативные навыки;
    — формируется психоэмоциональный опыт;
    — развиваются психические процессы.

    Рекомендации для дефектологов, логопедов и педагогов.
    Дидактическо — логопедическая игрушка используется:
    — как игровой персонаж, для организации единого сюжета;
    — в качестве наглядного пособия в играх и занятиях;
    — для выполнения артикуляционной гимнастики;
    — для проведения пальчиковых игр;
    — для проведения логоритмических упражнений и физкультминуток;
    — для проведения коррекционной работы;
    — для постановки кукольного спектакля.

    Сказки-связки звуков Л Ль «Лягушка» *

    день

    Примерный текст сказки – связки «Лягушка»:

    1. В зе л еном бо л оте л ягушка живет.
    2. Днем л ягушка сидит на л источке, квакает.
    3. Днем л ягушка л овит мошек, а ночью спит.
    4. Днем л ягушка с другими л ягушками п л авает в бо л оте.
    5. На бо л ото приш л а цап л я.
    6. Лягушки убежа л и в камыши.
    7. А л ягушка спа л а на зе л еном л источке.
    8. Лягушка не виде л а цап л ю.
    9. А цап л я подош л а к л ягушке и съе л а её.

    Игрушки — говорушки для логопедических коррекционных занятий

    В процессе логопедической коррекционной работы одно из главных составляющих – это организация игрового сюжета. Чтобы процесс речевой коррекции был оптимально эффективным, ребенка нужно заинтересовать. Я предлагаю своим воспитанникам отправиться в путешествие или выполнить задания такого персонажа, как Говорушка. Вся прелесть в том, что такую игрушку ребенок делает себе сам, создает своего собственного Говорушку. Ребенок вкладывает свои силы в подделку, раскрашивает героя, придумывает ему имя, поэтому в дальнейшем он с радостью будет заниматься вместе со своим Говорушкой.
    Сам Говорушка может быть в самом разнообразном исполнении – игрушка на руку, куклы би-ба-бо с открывающимся ртом, поделки из оригами и т.п., главное, чтобы ребенок мог контролировать рот игрушки, и синхронизировать движения своих рук и своих органов артикуляции.
    Я предлагаю самый экономичный и простой вариант – говорушки из бумаги в технике оригами.
    Я постаралась собрать самые разнообразные техники исполнения поделки, от самых простых, до сложных. Найти мастер классы по их изготовлению вы можете в моем блоге, в рубрике "МК Оригами Говорушки" /blogs/dina-andrevna-fomina/cat-2142

    С такой игрушкой можно выполнить самые разнообразные игры и задания.
    Варианты игр, заданий:
    • Просто повторить за логопедом слоги/слова/фразы

    Сделай сам

    Популярные публикации

    Последние комментарии

    Как сшить Лягушку-Квакушку

    Для работы необходимы материалы:

    1. Ткань хлопок.
    2. Синтепон.
    3. Стеклянный гранулят.
    4. Глазки стеклянные 10 мм.

    Подобрать материал нужно двух близких расцветок зеленого цвета.

    Раскроить ткань с учетом того, что выкройка пузика и части А мордочки, а также парные части кистей и стоп должны быть выкроены из ткани светлого цвета или с более мелким рисунком.

    Сшить детали тушки, совмещая метки на выкройках.

    Прострочить остальные детали.

    Плотно набить тушку, добавляя в нижнюю часть стеклянный гранулят.

    Зашить отверстие для набивки.

    Так же плотно набить остальные части.

    Пришить глазки к голове лягушки.

    Пришить глазки, прострочить лапки на манер перепонок.

    Далее собираем лапки. Пришиваем к бедру голень, а к голени ступню.

    К руке пришиваем кисть.

    Пришиваем лапки к тушке через пуговицы.

    Берём большую иглу с крепкой нитью.

    Прокалывая насквозь тушку и лапку (хвостик нити остается свисать), продеваем нить в пуговицу, вкалываем назад в лапку, потом в тушку, продеваем насквозь и прокалываем вторую лапку, продеваем нить в пуговицу, прокалываем снова лапку и завязываем хвостики нитей на несколько узлов.

    Остается только чуть дорисовать нашу лягушечку.

    Рисуем по шву ротик, отмечаем ноздри.

    А дальше включаем фантазию и одеваем нашу лягушку.

    Добавить комментарий