Мордовская кукла своими руками

Эта статья содержит следующие подтемы:

Народная кукла

Коллекция кукол Мордовского края

Обложка книги. Народная кукла. Коллекция кукол Мордовского края.

Книга Валентины Семёновой о мордовской кукле, смотрите статью-заметку об этой книге с адресом Валентины (для заказа книги).

В книге собрано более 40 кукол, с фотографиями и схемами изготовления, описаниями (а также фотографиями мастериц, кто передал кукол, рассказал о них). Большая часть этих кукол — удивительны, они оказываются открытиями даже для тех, кто давно занимается народными куклами.

Ниже на фото — несколько страничек книги, для примера.

Прекрасный сборник, огромное спасибо автору, художнику, и всем тем, кто рассказал о куклах. Они душевные, замечательные. Очень хочется надеяться, что такие сборники выйдут и в других регионах России, тогда со временем наконец-то можно будет составить более-менее цельное представление о народных куклах нашей страны.

Автор книги — Валентина Семёнова.

СОДЕРЖАНИЕ
Куклы из природных материалов
Куклы из соломы, травы, мочала
Куклы из подорожника
Куклы из растений семейства зонтичных
Куклы из цветов одуванчика
Куклы из веточек
Куклы из палочек
Куклы из чурбачков
Зольные куклы
Текстильные куклы
Куклы бесшитьевые
Куклы шитые
Куклы из других материалов

Куклы из веточек. Мордовская свадьба.

Саранск
Издатель Константин Шапкарин
Дом народных ремесел

Книга прекрасно издана: обложка мягкая, но плотная, и странички внутри — плотные, иллюстрации — цветные фото и рисованные схемы, с понятными описаниями, как делать куклу.

Куклы из чурбачков. Зольные куклы.

Куклы из села Поводимова.

В последнее время заметно возрос интерес к народной кукле. И если о русских куклах собрано достаточно много информации, изданы книги, то куклы народов, проживающих на территории Мордовии, практически не изучены. Но ведь они были. Девочки, как и положено, играли рукотворными куклами. Так какими же куклами играли девочки народов, населявших Мордовию? Как они выглядели и как их мастерили?

Познакомившись с книгой, Вы узнаете об основных конструкциях кукол, а используя представленные схемы, сможете легко смастерить их своими руками.

Книга адресована людям, увлеченным народным творчеством, и читателям, впервые соприкоснувшимся с миром народной куклы. И тем и другим она поможет окунуться в мир детства, даст возможность попробовать самим смастерить кукол и навсегда полюбить их.

Народная кукла. Коллекция кукол Мордовского края, страницы книги

Плотные странички книги.

Саранск
Издатель Константин Шапкарин
Дом народных ремесел

Содержание книги. Собрано более 40 кукол.

Куклы из зонтичных и из одуванчиков.

Кукла из села Колопина.

Куклы из детства.

Куклы из детства.

Куклы из проволоки, ватные куклы, куклы из бумаги и ниток.

Выходные данные. Тираж 1000 экз.

Обратная сторона книги.

Размер книги (на фото рядом с рукой).

Куклы в народных костюмах 59

Мордовский летний костюм

Куклы в народных костюмах 59. Мордовский летний костюм, кукла в упаковке.

Куклы в народных костюмах №59 — в России номер выходит 17.04.2014 — Мордовский летний костюм.

Кукла в Мордовском летнем костюме.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса — мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Их национальные костюмы различались , но были в костюмах и общие черты: белый холст рубахи, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Основной частью женской одежды являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника.

Куклы в народных костюмах №59 — Мордовский летний костюм. Панго — высокий головной убор, конусообразный. Височные украшения в виде пуховых шариков.

Вид куклы сбоку. Куклы в народных костюмах №59, Мордовский костюм. Туникообразная рубаха — панар.

Куклы в народных костюмах №59, вид сзади — коса куклы. Мордовский летний костюм. Набедренное украшение из плотной ткани — пулай.

Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде — это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками. (Источник).

Ворот рубахи — конусообразный вырез.

Рубахи-панар эрзянского населения Симбирской и Пензенской губерний характеризовались общими принципами оформления ворота, рукавов, подола: два полотнища холста, перегнутые поперек и сшитые между собой, составляли стан рубахи с четырьмя швами (посередине груди и спины и два – по бокам).

Вдоль переднего шва рубахи холст подгибался внутрь на 5–7 см с обеих сторон от шва, поэтому задняя часть рубахи получалась несколько шире, чем передняя.

Спереди сверху оставляли незашитым разрез примерно в 30 см, подгибая к плечам на глубину 5–6 см таким образом, что образовывался конусообразный вырез.

На подоле рубахи спереди оставляли незашитым разрез 15–20 см, потому что длинная и узкая одежда иначе была бы неудобной при ходьбе.

Рукава эрзянской рубашки шили прямыми, без клиньев; длина их равнялась ширине холста (около 29–32 см). Они были сравнительно короткими – до локтя или чуть ниже, это было удобно для физической работы дома и в поле. Прямой рукав без проймы пришивался к краю холста в области плеча, по нижней границе соединения его со станом вшивали квадратные ластовицы для облегчения движений руки.

У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья — кафтонь-крда, сарафан. Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста.

Куклы в народных костюмах №58 — Праздничный костюм Нижегородской губернии.

Национальный костюм мордвы

Традиционный наряд мокшанки носят и в повседневной жизни, а эрзянки-только по праздникам
Мордовский национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса — мордвы — мокши и мордвы — эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Мужской костюм

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха — панар и штаны — понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного (изготовленного из конопли) материала, праздничные — из более тонкого льняного. Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали.

Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями. К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне — различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек.

Летом мужчины поверх рубахи — панар надевали еще одну — белую распашную (мушкас — у мокши, руця — у эрзи). Весной и осенью носили сумань — приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.

Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник.

Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы — ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан.

Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки — ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном.

На ногах мордва носила лапти, летом — с портянками, а зимой — с онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот – у мокшан, кемть – у эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.

Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах.

Женский костюм

Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и в нем принимали участие 2 — 3 помощницы.

Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Вместо каркса эрзяне могли повязывать пулай — сложное набедренное украшение. По нему можно было определить региональную принадлежность женщины и ее материальное положение: его оформляли большим количеством бисера, бус, цепочек, блесток и т.д. В первый раз девушки надевали пулай в день совершеннолетия и носили его до самой старости. В праздничные дни поверх пулая повязывали пояс из бисера с красными кисточками — сэлге пулогай, а по бокам подтыкали похожие на передник боковые полотенца, украшенные вышивкой и лентами.

В мокшанском костюме поясными украшениями служили полотенца кеска руцят, их надевали сразу по нескольку штук, а также различные декоративные кисти — подвески из бус, шелка, жетонов, меха.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья — кафтонь — крда, сарафан.

Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, импанар — у эрзи, мушказ, балахон — у мокши). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади. Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.

Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы.

В XIX веке к одежде мордовок добавился расшитый и украшенный передник.

Повседневной обувью были лапти, ноги эрзянки оборачивали белыми онучами, а мокшанки — белыми и черными. В праздники модницы надевали сапоги.

Особое место в убранстве мордовских женщин играли украшения — бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок — нагрудники. Главным украшением являлась брошь сюлгам.

Традиционный мордовский костюм еще сохранился у мокши как повседневный, так и праздничный. Эрзянки же надевают его лишь по праздникам или на концерты.

Список использованной литературы:

Мельников п.и. (Печерский А.) Очерки мордвы — М: Директ — Медиа, 2010. – 181 с. Прокина т.п. Мордовский народный костюм — Мордовское книжное издательство, 1990. – 391 с. Мордовский народный костюм (электронный ресурс).

Куклы-обереги мордвы представили в городском пресс-центре Саранска

В городском пресс-центре Саранска представили самодельные куклы-обереги народности мордва. Мастерица из Рузаевки, второго по величине города в Республике Мордовия после Саранска, Светлана Сараева продемонстрировала, каким образом национальный орнамент можно использовать в современном быту.

Самыми используемыми изделиями из шерсти в быту, конечно, являются носки. Светлана практикует двухцветное мокшанское вязание, рисунок для которого она взяла со старинных национальных наколенников. Мастерица рассказала, что каждая фигура в рисунке представляет собой элемент старинной письменности. Конечно, сейчас можно только угадывать, что они означали. По словам Светланы, там изображены ростки пшеницы, которые в ряд образуют засеянное поле, а зигзаг был символом воды и молнии.

«Жизнь не стоит на месте, идёт вперёд, поэтому нужны вещи, которыми можно пользоваться. Но в то же время, чтобы был национальный колорит, орнамент, чтобы его не забывали», — подчеркнула мастерица.

Светлана представила журналистам всё многообразие кукол-оберегов мордвы — возникло такое ощущение, что ими были заполнены все дома в Мордовии. Одни из них, травницы, как показалось журналистам, были наиболее способны исцелять — пышные куклы набивались лечебными травами, и когда ребёнок в них играл, он вдыхал этот запах и не болел. А куклы-мешочки, набитые мятой или мелиссой, действовали ещё и успокаивающе.

Были и денежные куклы — внутри каждой лежала монетка. В старину их дарили с пожеланиями семейного благосостояния и хранили дома или носили с собой в мешочке с деньгами.

По старинным мордовским поверьям в каждом доме жил домовой, звали его Куд-атя — это сочетание слов «дом» и «мужчина», или «старик». Мастерица выполнила эти куклы в виде старичков с белыми бородами, а внутри заполнила их мятой. По её словам, считалось, что если такому домовому как-то не угодить, то он мог и навредить хозяевам. Поэтому хозяева старались его ублажать: ставили блюдце с молоком и клали кусочек хлеба, чтобы не проказничал.

Ещё одним оберегом у мордвы служили куколки-скруточки. Они изображали девушек в национальных костюмах в кокошнике или с косой, а внутри был вставлен столбик из скрученной ткани, коры дерева или кусок полена. Форму такая кукла имела в виде креста, которую им придавали ручки-палочки. Лица у куклы не было, чтобы она не приобрела душу и не навредила хозяевам.

Наверное, самая простая кукла, в которую играли без какой-либо таинственной подоплёки, была сделана из лыка. Это мог быть и человечек, а могла быть и коза, которая считалась символом озорства и веселья. Вообще, как рассказала мастерица, кукол делали из того, что было в доме. Лыко, например, оставалось после плетения лаптей, и из него ещё делали мочала и кисти.

Возвращаясь к национальному орнаменту на современных вещах, Светлана продемонстрировала подушку-игольницу. Орнамент она взяла со старинных рубах, но обыграла его в других цветах, чтобы смотрелось более современно. Если раньше преобладал только кирпично-красный цвет с вкраплениями зелёного, жёлтого и синего, то сейчас можно добавить и фиолетовый, и бежевый.

Кукла Моделирование конструирование Кукла "Мордовская женщина с ребёнком" Ленты Ткань

Эту куклу я делала на республиканский конкурс "БАБАНЬ ПАРЬ" по русски это значит "БАБУШКИН СУНДУК". Работу я назвала "ЭРЬЗЯНЬ АВА ЭЙКАКШ МАРТО" по русски это "МОРДОВСКАЯ ЖЕНЩИНА С РЕБЁНКОМ". Куклу делала на столбике по мотивам народных кукол. Места правда я не заняла. А куклу потом подарила подруге. Она после долгого перерыва пошла опять работать в детский сад и надо было оформить национальный уголок.

Жалко что не сделала фотографию со спины. Там у мордовской женщины есть интересное украшение па бёдрах называется "пулай". Я тоже делала такое украшение своей кукле.

Самая читаемая статья за сегодня:  Наушники крючком

Кукла оберег своими руками: мастер класс в русском стиле

Кукла оберег своими руками и подробный мастер-класс в русском стиле позволят сделать талисман с разными магическими значениями. Куколки относятся к сильнейшим магическим атрибутам, способным изменить жизнь, принести благополучие в дом, обогатить и даже исцелить от болезней.

История появления

Народная кукла в качестве оберега появилась очень давно. Еще с того момента, когда славяне были язычниками. Куколка представляет собой прототип человека. Воздействуя на нее магическими ритуалами, заговорами, можно повлиять на судьбу конкретного человека. К такому выводу пришли древние народы, и оно не изменилось у представителей современного общества.

Традиционная народная куколка появилась во времена Киевской Руси. Изначально славянские куклы обереги изготавливались только для себя, своих родных, близких. С развитием ремесленничества их стали делать для продажи.

История насчитывает более 90 разновидностей славянских кукол оберегов. У каждого территориального региона имеется своя традиционная кукла. В Саратовской области мощным оберегом считалась Домашняя масленица. На территории Поволжья таких кукол оберегов было несколько с разным значением. Все они были тряпичными. Отличались между собой конструкцией, функциональными принадлежностями.

Большинство кукол-оберегов были тряпичные, в качестве вспомогательных компонентов использовалась солома, берест, дерево, нитки.

Значение обереговой куклы

Куклы создавались для привлечения удачи, благополучия, богатства, любви, защиты дома от нечистой силы, исцеления от страшных болезней, развития разных способностей. Русская народная кукла как оберег выполняет сразу несколько функций. Любой оберег противостоит негативному воздействию, защищает от злых духов, оберегает от неправильных поступков. Другие функции связаны с конкретным исполнением воли человека.

Программирование талисманов осуществляется с помощью заговоров, магических ритуалов либо силой мысли.

Национальные традиционные обереги в виде кукол создавались нескольких видов, имели разное значение. Амулеты, талисманы, обереги делались своими руками. В процессе изготовления мастер мысленно концентрировался на исполнении желания, наделял куклу особыми полномочиями. В завершение читали заклинание, чтобы оживить оберег.

У кукол не было лица, поскольку древние славяне верили, что так она не имеет души. Считалось, что через глаза может в амулет вселиться нечистая сила.

Отдельная категория кукол выполняла функции обрядовых атрибутов. На Ивана-Купала ляльку пускали по воде, на Масленицу сжигали на костре. Ляльку в виде ребеночка в пеленках клали в кроватку перед родами либо непосредственно после рождения малыша. Защищала младенца от сглаза, плохих мыслей чужих людей, ведьм.

Куклы обереги в современном мире продолжают использоваться. Причем практически не поменяли первозданного вида. Магические атрибуты используют в белой, черной магии для достижения поставленных целей, осуществления желания.

Виды кукол в русском стиле

Народные куклы были в каждом доме, семейные обереги передавались в наследство из поколения в поколение. Считались очень ценным подарком, но принимать их следовало только от тех людей, которым доверяли.

  • День-ночь. Древняя кукла по лучила широкое распространение на территории Поволжья, в Тамбовской, Пензенской губернии. Две одинаковые куколки отличались между собой цветом. Одну делали белой – день, вторую черной – ночь. Эти обереги защищали дом от нечистой силы, злых людей, врагов, недоброжелателей. Куколки соединялись между собой нитью, представляли собой единое целое. Но днем вперед выдвигали белую ляльку, ночью черную.
  • Неразлучники. Парные обереги в виде мужчины, женщины. Соединялись между собой ниткой либо руки делались слитно. Олицетворяли влюбленную пару. Дарили на свадьбу для счастливой семейной жизни.
  • Московка или Беременная. Делала женщина, если не получалось обзавестись ребеночком. Тряпичная кукла с большим животом была оберегом для женщины, помогала осуществить желание. Прятали оберег от посторонних глаз до самых родов. Потом тайно сжигали.
  • Пеленашка. Одна из разновидностей мотанок. Заворачивали ткань в форме младенца, укладывали в кроватку незадолго до родов либо непосредственно после рождения малыша. Оберег защищал младенца от посторонних глаз, дурных мыслей, магического воздействия, болезней.
  • Кубышка. Русские мощные обереги не обходилось без использования целебного зелья. Кубышка сидела на мешочке с целебными травами. Они охраняла жителей дома от болезней. Если недуг заходил в дом, с оберегом несколько раз обходили все комнаты, потирали зелье.
  • Крупеничка. Эта кукла создавалась для поклонения матушке земле, чтобы получить хороший урожай. Внутри ляльки находилась разная крупа. Усаживали на почетном месте, благодарили за плодородие.
  • Желанница. Делали, чтобы исполнилось заветное желание. В процессе работы мысленно программировали талисман на достижение поставленной цели. В завершение дарили подарочек – бусы, цветочек, любое красивое украшение. Прятали от посторонних глаз.
  • Десятиручка. Оберег помогал хозяйке справиться с большим количеством работ. Делали обычную тряпичную ляльку, но было у нее 10 рук. Для усиления эффекта читали специальный заговор.
  • Банщица. Народная кукла банщица оберегала комнаты, где проводились банные процедуры. Ее одевали в халат, заворачивали голову в полотенце. В современном мире эту куклу используют для украшения интерьера. В древние времена сильный оберег защищал обнаженного человека от темной силы, черной магии, негативного воздействия.
  • Удмуртская. Делалась удмуртская кукла из разных материалов – соломы, глины, дерева, ткани. Выполняла разные функции – защищала дом, помогала женщинам в быту, исполняла желания, обогащала, исцеляла, придавала уверенности в своих силах.

Делали кукол мотанок для исцеления человека от страшной болезни. Мысленно перебрасывали недуг на амулет, читали заговор, бросали в огонь.

Как сделать своими руками

Изготовлением талисманов занимаются специалисты, и их детище очень хорошо ценится. Каждый мастер пытается удивить покупателей красивым нарядом, необычными украшениями. Но простую тряпичную куколку-оберег можно сделать своими руками за несколько минут. Особенно если она нужна для определенных целей – исцеления, выполнения желания, привлечения любимого, защиты жилья.

Как сделать сильные обереги своими руками, существует множество рекомендаций. В интернете представлены мастер-классы с подробной инструкцией. Для изготовления простой, но не менее эффективной по действию куколки, требуется натуральная ткань и нити. А также наполнитель в виде ваты либо маленьких лоскутов.

Процесс изготовления пошагово тряпичной куклы оберега:

  • Положить квадратный кусочек ткани на стол. Размер может быть любым. Чем он больше, тем выше получится кукла.
  • В самом центре выкладывают наполнитель, заворачивают ткань. Формируют шар, завязывают нитками. Это голова.
  • Чтобы получилась шея, ткань под головой обматывают ниткой в тон.
  • Выдвигают лоскуты в виде рук, фиксируют нитками. Снизу завязывают пояс.

Изделие готово. Осталось провести ритуал, прочитать заговор и она будет служить верой и правдой. Обереги своими руками делаются легко, инструкция пошаговых действий есть в интернете. В процессе изготовления не разрешается использовать ножниц, иголок. Ткань для оберега выбирают белой либо красной.

Моя коллекция народных кукол

Как вы знаете, на нашем сайте можно найти много разных мастер-классов про изготовление кукол и все, что с ними связано, в разделах «Куклы своими руками«, «Одежда для кукол«, «Домики и мебель«, «Еда для кукол«. Там описывается, как можно шить, лепить, вязать… А народные куклы делаются очень просто, без использования иголок, но с особым настроением, поэтому получаются такими душевными. Им не рисуют лица, и все равно у каждой куколки виден свой характер. Тряпичные крупенички, неразлучники, травницы ручной работы продаются на ярмарках и в сувенирных магазинах, но лучше их сделать своими руками. Самодельные куколки из лоскутков несут в себе частичку тепла и внимания своей хозяйки. Особенно если они обережные или обрядовые.

Традиционные народные куклы и обереги

Этих русских народных кукол я делала на занятиях замечательной мастерицы Вилены. Так приятно было посидеть в ее компании, говорить по душам, творить своими руками куколок. Есть разные виды оберегов, как из кусочков ткани — тряпочек, лоскутков, так и из лыка, пакли и ниток. Здесь вы можете увидеть, как делать народных кукол своими руками. Вот некоторые пошаговые мастер-классы с фото для начинающих рукодельниц.

Создание народного костюма для игровой куклы своими руками. Мастер класс

Мастер класс. Создание упрощенной версии (русского) народного костюма для игровой куклы своими руками 35-55см. Много букв и фото.

Доброго времени суток всем читателям!
Я часто шью для кукол, особенно детсадовских.
Один из последних «заказов» поначалу меня несколько озадачил.
— Нам нужна кукла в красном народном костюме с кокошником для уголка. Ну сшейте из каких-нибудь обрезков.

Конечно, я не удержалась и ввернула про медведя с балалайкой))) Медведя, сказали, не обязательно, а вот красное платье с кокошником — надо.

Понятно, что настоящие костюмы на народную куклу 45-50см не шьются из «кусочков», а один только кокошник можно вышивать месяцами… Поэтому задачу требовалось максимально упростить и удешевить. Бюджет — 0руб 00коп.

Мне была выдана будущая "русская красавица". Крепенькая советская куколка ростиком около 50-55см, с заигранной прической и без белья. Бельё в нашем саду не в почете вообще, даже будучи надетым на куклу, оно исчезает самым загадочным образом ровно через неделю. Я проверяла)))

Для начала куклу помыли, проленорили волосы и накрутили бигуди. Самые обыкновенные человеческие от известной сетевой компании)) Люблю их (эти бигуди) беззаветно, честно.

Куклу сфотографировала рядом со своей итальянкой (45см) просто из любопытства и на память.

Наш народный костюм будет состоять из нижнего платья (белой сорочки с вышивкой и оборками) и верхнего красного (как заказывали)). Кокошник делаем последним.

Начинаем с нижней сорочки. Это будет белое платье отрезное по линии талии.

Выкройки я чаще всего рисую сначала на бумаге. Самая важная деталь — верхняя часть сорочки (от шеи до пояса). Сначала чертим отдельно 1/2 детали полочки (переда) и 1/2 детали спинки. Затем детали полочки и спинки складываем друг к другу плечевыми швами и объединяем в одну общую деталь. Получилась половина верха готового изделия.

Мдямс… извиняюсь, но выкройку делала «одноразовую» на ненужной бумаге)))

Затем накладываем эту детальку на ткань и обводим, создавая уже на ткани один единый элемент.

Справа детальку уже обвели, затем перевернули бумажную выкройку и в зеркальном отражении обвели левую часть. Карандаш у меня исчезающий, поэтому на лишние линии (на фото совсем слева) внимания не обращаем)).

Вырезали детальку. Застежка будет сзади. Примеряем на куклу. Деталь единая, сшивать будем только боковые швы. Не сейчас.

Корректируем посадку на фигуре перед стачиванием. Ничего пока не сшиваем!
Теперь занимаемся рукавами. В облегченном варианте — это просто прямоугольники. Размеры вычисляем «по кукле». Нам нужна длина рукава и ширина с учетом сборок. Можно разметить по линейке и вырезать.

Для предварительной оценки результата прокладываем на каждой детали рукава по верху машинные строчки для создания сборок. Стягиваем строчки, прикладываем заготовки рукавов к заготовке платья.

Если всё устраивает — можно проложить по деталям рукавов отделочные строчки на произвольной высоте и в произвольном количестве. Сразу же оформляется низ рукава — кружева, резиночка… всё, что подскажет фантазия.
Рукава притачиваются к проймам, срез обрабатываем. Затем совмещаем и стачиваем боковой шов сорочки и рукава одним швом. Обрабатываем срез. Можно оформить горловину. Самый простой способ — воротник-стойка из кружева.
Юбку делаем также, как и рукава — замеряем, вырезаем прямоугольник, декорируем низ (оборки, кружева, рюши), обрабатываем боковые срезы. Прикладываем к кукле.

Регулируем длину. Это нужно делать именно сейчас, т.к. низ юбки мы уже обработали. Соединяем нижнюю и верхнюю части нашего белого (нижнего) платья.

Теперь обрабатываем застежку. Она сзади. Варианты разные. Можно верхнюю часть сделать на пуговках, а половину юбки (начиная от нижнего края застрочить в единую деталь).

Красная часть наряда. Выбираем цветовую гамму украшений. В упрощенном варианте все украшения юбки можно свести к жаккардовой тесьме и паре декоративных строчек. Накладываем имеющиеся в наличии (и более-менее подходящие по цветовой гамме) тесёмочки и ленточки.

Делаем окончательный выбор. Декоративные строчки (если не шьёте часто и не уверены в результате) лучше порепетировать на кусочках ткани. В нашем случае ткань тонковата, шьём по бумаге. Результаты тренировки выглядят примерно так:

Для максимального упрощения задачи я решила отказаться от традиционного исполнения верхнего платья в виде сарафана, заменив его юбкой. Юбку сшить проще и быстрее. На кукле такого размера это будет смотреться вполне «народно». Примеряем почти готовую юбку с обработанными нижними и боковыми срезами.

Регулируем длину. Опять «начисто», т.к. нижний край уже обработан. Делаем необходимые складочки/сборочки для хорошей посадки по фигуре. Притачиваем к верху юбки пояс. Я взяла готовую косую бейку подходящего цвета. Юбку сделала «с запАхом», т.е. она оборачивается вокруг талии (под грудью) и завязывается на бантик. Для образования «завязочек» пояс делается чуть длиннее полотна. Готовую юбку я почему-то не сфотографировала. Она будет ниже на кукле.

Переходим к кокошнику.

Форма рисуется произвольно от руки на бумаге, вырезается, примеряется к голове куклы, откладывается в сторону, рисуется новая… и так пока результат не понравится изготовителю))) Я сделала штук 5 вариантов, остановилась на наименее громоздком и простом в исполнении.
(Я в курсе, что головной убор девочек (а судя по телу, наша модель — девочка лет 7) на Руси выглядел иначе))) но мне чётко дали понять, что администрацию детского сада сей исторический факт не волнует ни разу. Поэтому у нас — кокошник)))

По одобренной нами же выкройке вырезаем заготовки из основной ткани (из которой шили платье). В количестве 2 штуки.

Заставить данную конструкцию держать форму можно разными способами. Самое простое — плотная ткань на клеевой основе (дублерин). Флизелин слишком тонкий, его не берем. Я дублировала только ту деталь кокошника, которая будет снаружи, задняя часть без усиления.
Затем на «лицевой» части нашего головного убора рисуем узор. Я не стала усложнять дело загонкой элемента под вышивальный аппарат. Поэтому просто от руки нарисовала финтифлюшку исчезающим мелом и вышила металлизированными нитками на обычной швейной машине одной из жирненьких декоративных строчек.

Не пугаемся обилия мела на лицевой стороне изделия. Мел исчезнет через 24 часа, он специальный)))
Самое сложное — соединить две детали нашего кокошника. В идеале нижняя часть должна быть чуть-чуть меньше верхней. Один из вариантов достижения данного результата — декатировать нижнюю часть уже после стачивания. Стачиваем, сложив лицевыми сторонами внутрь. Обрезаем края на разумную высоту, надсекаем лишнее в швах. Выворачиваем налицо и проглаживаем утюгом с паром (да, это и есть декатировка в домашних условиях, можно еще сбрызнуть водичкой)) Недублированная нижняя часть кокошника даёт усадку и мы получим тот самый нужный нам изгиб. Естественно, это сработает только в случае с новой полностью натуральной тонкой хлопковой тканью. Синтетика усадку почти не дает.
Нижний срез обрабатываем той же косой бейкой, которую использовали для завершения красной юбочки. Кокошник почти готов. Можно расшить его бусинками. Но быстрее всего наклеить стразы)))

«Красный народный костюм с кокошником» готов. Гладим себя по головке))) Мы выполнили главную поставленную задачу — сшили несложный недорогой наряд в рамках озвученного заказа. Забегая наперед, скажу — администрация осталась очень довольна, пообещала памятник попросила «из остатков» сшить такое же для другой группы. Услышав, что всё было сделано исключительно на личные средства, разочарованно потупила глазки…

Садик у нас муниципальный, непафосный, без поборов «на евроремонт и евромебеля», мы и наши дети его искренне любим и поэтому, сделайте вид, что нижеследующее фото вас не шокировало)))

Надеюсь, что сий трактат вдохновит вас на более масштабные проекты, даст какие-то идеи для воплощения в совершенно других изделиях.

Огромное спасибо всем, кто осилил до конца или хотя бы посмотрел картинки)))

Вы можете найти выкройки одежды для кукол в нашем разделе на Бэйбиках

Кукла Моделирование конструирование Кукла "Мордовская женщина с ребёнком" Ленты Ткань

Эту куклу я делала на республиканский конкурс "БАБАНЬ ПАРЬ" по русски это значит "БАБУШКИН СУНДУК". Работу я назвала "ЭРЬЗЯНЬ АВА ЭЙКАКШ МАРТО" по русски это "МОРДОВСКАЯ ЖЕНЩИНА С РЕБЁНКОМ". Куклу делала на столбике по мотивам народных кукол. Места правда я не заняла. А куклу потом подарила подруге. Она после долгого перерыва пошла опять работать в детский сад и надо было оформить национальный уголок.

Самая читаемая статья за сегодня:  Шапка смешарики крючком

Жалко что не сделала фотографию со спины. Там у мордовской женщины есть интересное украшение па бёдрах называется "пулай". Я тоже делала такое украшение своей кукле.

Мастер-класс по изготовлению мордовской обрядовой куклы «Кудатя»

Предпросмотр страницы №1

Мастер-класс по изготовлению мордовской обрядовой куклы «Травница»

Учитель эрзянского языка МОУ «Гимназия №12» Журавлева Лидия Васильевна

Цель: Изучение обрядовых традиций Мордовии

1.Познакомить с обрядовой куклой-оберегом «Травница».

2. Показать роль кукол – оберегов в жизни предков ;

3. Прививать интерес подрастающего поколения к обычаям и традициям своих предков; желание возрождать народные традиции.

4. Познакомить с техникой выполнения куклы.

Исторические традиции создания обрядовых кукол у мордвы.

История возникновения куклы-оберега «Травница»

Технология изготовления куклы.

Травница — оригинальная по конструкции кукла, которая состоит из 6 узелков ( голова, туловище, 2 груди и 2 узелка в руках ). Каждый из узелков наполнен сухими ароматными травами.
Таких Травниц делали наши бабушки для профилактики и лечения различных заболеваний. Для хорошего сна куклу наполняли мятой или мелиссой. Кукла Травница могла быть наполнена травой одного вида или сбором из нескольких трав.
Фитотерапия, являясь, пожалуй, самым древним способом врачевания, до сих пор остаётся популярной. Наши предки, не имея современных лекарств, были выносливее и здоровее нас. Для них лекарственные растения были единственной возможностью сохранить и поправить здоровье, их аптекой был лес и луг. Народные рецепты — это богатство любой нации, поскольку этот опыт столетиями накапливался нашими предками.
На занятия по кукле Травнице ребятам было предложено принести травы на их усмотрение, причём каждый должен был рассказать о свойствах выбранной травы. Травы наполнители для кукол Травниц на нашем занятии были такие: мелисса, мята, лаванда, зверобой, чабрец, душица.
Кубышка-Травница — древняя целительская кукла-оберег на здоровье. Она, как добрая и заботливая хозяйка, следит за здоровьем членов семьи и защищает их.
Чтобы эта замечательная кукла принесла в ваш дом радость и исцеление, лучше изготовьте куклу Травницу своими руками. При первом появлении Травницы в доме проведите небольшой обряд: пройдите с ней по всему периметру квартиры, слегка поминая.

Мордовская кукла своими руками

Саранск славится своими искусными мастерами, вышивающими живописные узоры на предметах одежды, национальных костюмах, салфетках. Десятки городов России знакомы с фирменной вышивкой Мордовии и традиционными костюмами республики. Красивейшие узоры на рубашках – прекрасный подарок для родных и близких.

Национальная вышивка в Мордовии теперь не только на рубахах и полотенцах, можно найти и вышитые комплекты скатертей с салфетками и гобелены на стену. Приобрести эти сувениры можно в городских магазинах «Ткани», в художественном салоне «Шедевр», в сети сувенирных магазинов «Диковинка», «Мордовские узоры».

Одним из самых популярных сувениров в Мордовии является фарфоровая в национальном костюме, сделанном вручную. Вышивка, нагрудные украшения и даже лапти куклы выполнены по эскизам настоящих мордовских костюмов. В сувенирных лавках продают кукол «мокшаночка» и «эрзяночка». Единственное их отличие – это головные уборы: у мокшанок это платки, а у эрзянок – расшитые кокошники. Делают таких кукол в одном Саранска. Там же можно приобрести мокшанскую и эрзянскую национальную одежду, как женскую, так и мужскую. Но национальные костюмы редко берут в качестве сувенира, а вот куклы пользуются большим спросом.

Проект "Кукла по традициям мордовского народа"

Учебный год: 2015 / 2020

Автор: Тепайкин Иван Сергеевич, 1-й класс

Руководитель: Дергунова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов

Материалы работы: 610581.7z * (5,6 МБ)

Описание работы:

В проекте автор знакомит с мордовской национальной куклой, собирает материал и делает свою куклу по традициям мордовского народа. На примере изготовленной куклы автор смог прикоснуться к истории своих предков; узнал, какие у них были куклы для игр.

Порядок знакомства:

1. Кукла по традициям мордовского народа.
2. Презентация "Кукла по традициям мордовского народа".
3. Моя кукла.

Как сшить куклу в русском стиле (выкройки, мастер-класс) в закладки 28

Как можно сшить куклу и сшить для неё наряд в русском стиле. Мастер-класс от Наташи Пахомовой

Для мастер-класса нам потребуются:

– кукла тыковка ростом 36-38 см (голову и ручки не пришиваем!);

– ткань х/б разных цветов, кружева, тесьма, бисер;

– бумага, карандаш для выкройки;

– кисть синтетика круглая №2 или №3 , монтажная лента, акриловые краски для ткани;

– и отличное настроение.

Шьем кукле наряд в русском стиле.

Мою куклу зовут Любава и сегодня мы будем для нее шить русский сарафан, делать кокошник и украшать платочек!

Сперва сделаем выкройку для сарафана.

На чистом листе бумаги по центру проводим ось. Сейчас мы будем делать выкройку сарафана, используя выкройку тела куклы.

Проводим горизонтальную линию в области горловины на самой выкройке тела куклы.

Подгибаем по этой линии нашу выкройку.

Совмещаем оси бумаги и тела. Обводим карандашом выкройку тела куклы.

Измеряем у нашей куклы отрезок от горловины до точки, где наш сарафан будет немного переходить в клеш. И отмечаем эту линию красным карандашом. Измеряем общую длину сарафана.

Так как сарафан симметричный, делаем чертеж с одной стороны от оси. И необходимо от края выкройки тела куклы отступить примерно на 1 см. Этот отступ вы можете сами рассчитать, измерив обхват по окружности своей малышки. Одежда не должна быть слишком впритык и сильно свободной тоже!

Складываем лист пополам по оси и вырезаем нашу выкройку сарафана.

Выкройка сарафана готова! Приступим к раскрою сарафана на ткани.

Складываем ткань вдвое лицом к лицу и обводим нашу выкройку. Выкройка дана без припусков на швы!

И по центру с одной стороны по лицу пришьем декоративную кайму.

Теперь складываем нашу ткань пополам лицом к лицу и фиксируем ее булавками.

Сострачиваем боковые швы прямой строчкой и строчкой зигзаг и вырезаем, оставив 1-1,5 см снизу и сверху сарафана для обработки края.

Пришьем к подолу сарафана волан.

Фиксируем каждую складку волана булавкой.

Пришиваем прямой строчкой и строчкой зигзаг на машинке. Лишнюю ткань отрезаем.

Проглаживаем наш сарафан.

Сделаем для сарафана нижнюю юбку.

Используем выкройку сарафана, подогнув ее сверху по линии талии. Измеряем длину нижней юбки. Она должна быть чуть-чуть видна из под волана сарафана.

Делаем выкройку, сложив бумагу пополам.

Выкройка нижней юбки готова. Выкройка дана без припусков на швы. Выкраиваем ее на ткани и сшиваем боковые швы прямой строчкой и строчкой зигзаг. Отрезаем лишнюю ткань по бокам после строчек.

По подолу юбки пришиваем строчкой зигзаг гипюровую кружевную ленту.

Сошьем рукава для сарафана. Каждый прямоугольник ткани равен 11х16 см. Длину рукава можно выбрать разной.

По низу рукава пришиваем кружево. Верх рукава обрабатываем строчкой зигзаг.

Складываем рукав пополам лицом к лицу и фиксируем булавками.

Сострачиваем прямой строчкой и строчкой зигзаг. Обрезаем излишки ткани. Выворачиваем. Отутюживаем.

Все детали нашей несъемной одежды готовы и мы сейчас будем собирать и наряжать нашу куклу!

Пришиваем нижнюю юбку к телу куклы. Для этого подгибаем верх юбки и делаем по окружности прямую строчку.

Одеваем юбку на куклу и стягиваем на талии нашу строчку, фиксируя ее узлом. И этой же ниткой пришиваем юбку к телу по кругу строчкой иглой назад.

Затем пришиваем сам сарафан. Подгибаем верх сарафана и прошиваем прямой строчкой этот край.

Одеваем сарафан на тело куклы, совместив боковой шов сарафана со швом тела куклы.

Фиксируем булавками сарафан и пришиваем его к телу.

Пришиваем ручки потайным швом, захватывая иглой сразу ткань сарафана и тело куклы.

Одеваем рукава на ручки и пришиваем их к сарафану потайным швом.

Сделаем для Любавы кокошник на голову и в руку дадим красивый платочек! Ведь Любава очень любит танцевать!

Измерим сантиметровой лентой размер дуги по голове кокошника.

Из бумаги сделаем выкройку кокошника и примерим кукле. Если размер подходит, то выкраиваем его из плотной пластиковой корочки любой тетради.

Складываем ткань для кокошника вдвое лицом к лицу и обводим нашу форму.

Прострачиваем прямой строчкой на машинке, оставив отверстие для выворачивания, как на рисунке.

Завязываем концы нитей строчки, обрезаем лишнюю ткань, делаем надсечки и выворачиваем.

Вкладываем форму кокошника в отверстие, которое потом зашиваем потайным швом.

Украшаем наш головной убор кружевом, оставив с двух сторон концы кружев для завязывания на голове бантом.

Пришьем на кокошник бисер.

Вот теперь у нас получилась самая настоящая русская красавица! Оденем Любаве серьги и сделаем кружевной расписной платок!

Квадрат шелка обрабатываем по краю, пришив кружева. Закрепляем платок к рабочей поверхности липкой лентой и расписываем его узором! Я делала узоры красной, зеленой и золотой акриловой краской по ткани.

Сушим феном нашу роспись. Теперь платок можно освободить от монтажной ленты.

И готовый платок за уголок пришиваем телесными нитками к ручке Любавы!

Теперь можно прочитать эти стихи:

Ой ты, Любушка, Любава!
Почему со мной лукава?
Сыпешь бисер на словах,
Да с улыбкой на устах.

Почему со мной лукава?
Словно тихая дубрава.
Знать характер не простой,
Девка с русою косой.

Ой ты, Любушка, Любава!
В сарафане, словно пава.
На платке узор резной,
Красотою не земной.

В сарафане ,словно пава
И видать крутого нрава.
Ходит парень к ней простой,
Не женатый, холостой.

Ой ты, Любушка, Любава!
Тройкой мчится её слава.
Скоро девке под венец,
Сватал паву молодец.

Олег Владимирович Бояркин

Спасибо всем за внимание! Буду рада, если было интересно и полезно!

Этот мастер-класс участвует в конкурсе “Русский стиль”

Девочка со снежком, автор Алеся Пустовая
Очаровательная куколка!

Авторские куклы мордовских мастериц

В последние десятилетия в России стала очень модной авторская кукла. В Москве, например, существует не один «кукольный дом», где обучают ремеслу их изготовления из самых различных материалов, проводится даже ежегодный Международный кукольный салон. А в Центральном доме художника на Крымском Валу есть целая галерея современной авторской художественной куклы, первая в России и крупнейшая в Европе. За «несерьезным» занятием куклой были замечены такие известные люди, как Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Алена Бабенко, Никас Сафронов, Татьяна Толстая. Их портретные куклы были проданы на благотворительном аукционе и обрели свое место в частных коллекциях.

Когда три года назад в Саранске (Республика Мордовия) состоялась первая Республиканская выставка авторской куклы, горожане с удивлением узнали, что этим делом «балуются» многие взрослые не по-детски и у нас. Но это была скорее перекличка для всех, кто не равнодушен к кукольному делу. Выставка же, открывшаяся на минувшей неделе в Музее национальной культуры, наглядно демонстрирует, как далеко шагнули наши мастерицы в освоении новых материалов и технологий, а главное, как выросли в своем мастерстве. Практически все работы, собранные вместе под крышей музея, никогда раньше не демонстрировались.

Всего на выставке представлено около 200 работ, и почти две-трети экспозиции составляют куклы. Есть на выставке игрушек и свой медвежий угол в прямом смысле этого слова. Медведи, вылезающие из чемоданов, шагают навстречу посетителям или даже едут на велосипедах. Любимые с детства мишки. Каких здесь только нет! Медведица Маруся, например, вся «соткана» из павловского платка, а потому — единственная в своем роде.

Нельзя пройти равнодушно мимо домашних игрушек Валентины Семеновой. Автор с большой любовью и юмором посмотрела на известные темы, а в итоге появились «Семья кроликов», «Купание красного коня», «Бычки в томате». Целый зал занимает национальная кукла: вязаная, резная — разная. Главное здесь — национальный костюм, выполненный в точности до мельчайших деталей. А еще на этой выставке можно встретить персонажей любимых мультфильмов, талисманы года и даже доселе невиданных зверушек, таких как «пуговичники» или «абракадабра» Елены Елистратовой.

Над изготовлением этих экспонатов трудились более 20 мастеров, используя самые разные техники. Здесь представлены и текстильная игрушка, и вязаная, и соломенная. Но наибольший интерес вызывают куклы из паперклея, эфопласта, цирнита. Эти материалы, совсем неизвестные нам до недавнего времени, прочно заняли свое место в ряду традиционно используемых. А куклы из них неизменно вызывают наибольший интерес у посетителей выставок.

Первопроходцами в освоении новых материалов являются в первую очередь профессиональные художники — Наталья Кочнева и Маргарита Седойкина. Наталья — главный художник кукольного театра. И кукла для нее стала профессией, но на эту выставку она принесла не театральную куклу. Ее персонажи — Созерцатель, Рыбак, Танцующий Мальчик Паж и совершенно роскошная Баба-яга — не являются героями спектаклей. Это плод фантазии художника, воплощенный ее умелыми руками в эфопласте, цирните или текстиле, что называется, для души.

Преподаватель детской школы искусства поселка Луховка Маргарита Седойкина, три года назад представившая свою первую куклу из паперклея, в мастерстве своем шагнула далеко вперед и на эту выставку привезла целую коллекцию своих работ. Ее нынешние работы — это уже коллекционные куклы. Все — от туфелек до трона, зеркальца и перстней у ее дам — настоящее. Несколько ее работ посвящены зиме. «Зимняя ночь», например, предстает в черном бархате, парящей над заснеженной деревенькой и сыплющей снег из рукавов, а «Зимушка-зима» на коньках. Отдельную группу составляют волшебники и феи, отдельную — ангелы: Снежный, Лунный, Рождественский. Есть даже ангел Печали. По-соседству с ними расположились клоуны. Они получились разные, веселые и не очень. Своим появлением клоуны обязаны любви автора к Юрию Никулину. Ее куклы живут с ней, покидая дом только для участия в выставках. Их уже 24, и они дружно живут в однокомнатной квартире своего создателя.

Кукла — вещь хрупкая, падение для нее — гибель. Поэтому и отношение к ней соответствующее, как к музейным экспонатам, — смотреть можно, трогать строго воспрещается! Этому правилу подчиняется даже маленькая внучка мастера Седойкиной. Удивительно, но она даже не тянет к ним ручки, понимая, что с такими куклами играть нельзя.

Откуда приходят образы новых персонажей, Маргарита Седойкина и сама понять не может. Как и «завязать» с этим кукольным делом. Каждый раз говоря себе «ну все, больше не буду», долго не выдерживает. Снова на ее столе появляются эскизы новых кукол, закупается материал для них в Москве, и по ночам художница начинает колдовать над новыми персонажами.

Паперклей и цирнит — материалы быстро застывающие, а потому надо очень быстро слепить ручки, лицо, придать ему нужное выражение. Сама художница о своих бессонных ночах говорит с улыбкой: «Это уже болезнь. Но я не понимаю, как люди живут без хобби, без какого-то любимого дела. Это жизнь впустую. Я лучше не съем, но куплю материал для новой куклы. Каждая из них любимая.

Они же как дети — долгожданные, выстраданные. Их появления ждешь, как рождения ребенка, с душевным подъемом. Я не делаю кукол на продажу, я самоучка, поэтому никогда даже не оценивала свои работы в денежном эквиваленте. Могу только сказать, что такие авторские куклы в Москве стоят по несколько тысяч долларов. Я стараюсь каждый год попасть в Москву на Международный кукольный салон. Какие там куклы! Это просто невозможно, не верится, что они созданы руками человека. Я же пока только учусь. Но выставить свою куклу на таком салоне три года назад мне стоило бы 14 тысяч рублей».

Каждая из ее кукол индивидуальна и неповторима, а потому расставаться с ними автору совсем не хочется. Хотя, если честно, в нашей республике мало найдется людей, готовых выложить приличную сумму за игрушку, даже если это произведение искусства. Нет, как говорил Бродский, искусства есть искусство. Зато есть возможность у всех желающих любоваться авторской игрушкой все лето в залах национального музея.

Самая читаемая статья за сегодня:  Фестоны спицами

Народные куклы: виды, история. Русская народная кукла

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) — игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.
  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Куклы из серии "ДеАгостини"

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

Мордовская кукла: способы изготовления и материалы

Ну и конечно, сама куколка-оберег, которую держат в каждом мордовском доме. Создается она из льняной ткани.

Выкройку для создания этого оберега делают из пяти деталей в двойном экземпляре. Правда, руки и ноги некоторые делают из четырех деталей. Детали сшивают по заданной схеме. В ней нет ничего сложного, потому что все детали в основном кроятся по прямой или слегка скругленной линией. Только туловище имеет овальную и округлую форму. Все детали сшиваются и набиваются любым подходящим материалом. В древности эти куклы набивались шерстью или соломой, сейчас можно обойтись синтепоном или любым другим материалом, придающем объемность изделию.

Не нужно забывать, что национальный костюм мордовского народа украшаются в основном четырьмя цветами. Черный и синий являются доминирующими. А вот зеленым и желтый цвета рисунки просто расцвечивают. Доминирующие рисунки строго геометрического характера: ромбы, квадраты- излюбленный орнамент мордовского народа. Солярные знаки, символизирующие солнце, всегда соблюдают свое направление на любой вышивке или рисунке. Это сакральный знак для мордовского народа, несмотря на то что в основном вся народность придерживается христианства.

Не забывайте о том, что в мордовском национальном костюме всегда привалировали яркие краски. Если выкройки были не слишком яркими, то сами украшения и аксессуары бывают ярких цветов и самых необыкновенных оттенков. Шапочка костюма в некоторых селениях украшается яркими помпонами, которые делают ее объемной и нарядной. Затылок мордовской женщины в такой шапочке закрыт полностью по самую шею. Это особенность эрзянского костюма мордовской женщины. Обязательным условием наряда кроме ярких украшений будет еще и ярко красная обувь, красные аксессуары и украшения. Даже сутаж и кружево, что отдельно нашивается на детали наряда мордовской куклы-оберега делаются алого цвета, несмотря что сама основная вышивка выдерживается в черном, синем, зеленом и желтом цветах. Да и рисунок вышивки довольно однообразен: сплетение ромбов и квадратов в плотной вышивке. Эти сакральные рисунки всегда считались оберегами для семейного очага и дома, хранительницей которого всегда считалась женщина. По поверьям именно они помогали мордовской женщине вести домашнее хозяйство, Содержать его на должном уровне в достойном состоянии. Помогало быть хорошей хозяйкой и хорошей женой. Куколка в национальной одежде являлась тем символом и оберегом женщины и хозяйки в мордовском жилище. Потому соблюдение всех тонкостей создания куклы в мордовском наряде способно укрепить семейный очаг любой семьи.

Добавить комментарий