Ретичелла игольное кружево

Сделай Сам (Огонек) 1995-06, страница 5

Как понятно из названия этого кружева, инструментом для его шитья служит игла, причем обычная швейная. Поэтому такое игольное кружево часто именуют "швейным" или "шитым"". Игольное кружево считается разновидностью вышивки, так как оно выполняется вышивальными стежками, приемами ручного гипюра и белой глади. Отметим, что этот вид рукоделия в силу его чрезвычайной трудоемкости ценится очень и очень высоко.

Искусство игольного кружева имеет древнюю историю. Родиной его считают Италию. А началось данное кружево с обычной мережки сеточкой, при изготовлении которой из ткани выдергивали определенные нити утка и основы, после чего оставшиеся небольшие группы не-продернутых нитей ткани обвивали рабочей нитью, получая сетку, по которой в дальнейшем и вышивали узоры. Выполненное таким образом кружево назвали "Ретичелла" (по-итальянски "Reticella" — сеточка). Кстати, вышивка по продернутой ткани — "строчка" издавна известна и на Руси.

В дальнейшем от вышивки по продернутой ткани мастерицы перешли к вышивке мотивов по натянутым нитям и плетеной сетке (гипюрное шитье), а затем и к свободному шитью кружева петельками разного вида без предварительного натягивания нитей в сетку. Название же "Ретичелла" сохранилось, закрепившись именно за игольным кружевом, выполненным по сетке.

По внешнему виду различают гладкое и рельефное игольное кружево. Гладкое кружево выполняют плоским, без выпуклого края. Рельефное же, известное как "Венецианское", всегда имеет выпуклый край самого узора и отдельных его элементов (лепестков, цветов, листьев), который получают вышивкой плотной гладью или петельным швом по настилу или по проложенному пучку нитей. Выпуклы

ми также делают тычинки и стебли цветов, а также жилки листьев.

Разумеется, в разных странах шитье игольного кружева отличается техникой выполнения и характерными элементами узоров, поэтому по виду кружева нетрудно определить место его изготовления. Так, основываясь на характерных особенностях игольного кружева, различают следующие его виды: "Восточное", "Европейское", "Испанское", "Хедебо", "Ретичелла", "Солнечное".

В заключение скажем, что шитье игольного кружева — настоящее искусство, работа над кружевом позволяет мастеру проявить свою индивидуальность, воплотить в шитье свои творческие замыслы. Часто одни и те же узоры, выполненные разными мастерами, выглядят настолько своеобразно, что едва угадывается их идентичность. Правда, освоение техники шитья игольного кружева потребует от вышивальщицы приложения некоторых усилий, которых понадобится тем меньше, чем больше мастер знает приемов вышивки, особенно строчевой, гипюрной и белой гладью.

А прежде чем начинать знакомиться с приемами шитья сложного игольного кружева, имеет смысл освоить шитье самого нетрудоемкого его вида — "Простого кружева", что вообще-то не составит особого труда. Кроме того, все приемы шитья "Простого кружева" пригодятся в дальнейшем, так как они лежат в основе всех остальных разновидностей игольного кружева.

Самый легкий способ шитья кружева из ниток обычной иглой состоит в нанизывании рядов воздушных петель один над другим в свободном пространстве — "на воздухе", а не на сетке. Обычно такое кружево шьют непосред

Редкости в рукоделиях. Игольное кружево пунчетто (puncetto).

Кажется, что мы знаем много о плетении кружев, но все же редкости на нашем рукодельном пути попадаются, а это согласитесь, дорогого стоит. Намного интереснее жить, когда знаешь, что еще не все секреты раскрыты и есть чему поучиться и что попробовать. Итальянское игольное кружево пунчетто (puncetto) — одна из таких редкостей.

Вообще, название пишется немного иначе Puncetto Valsesiano (Пунчетто Бальсесиано), не путайте с валансьенскими кружевами или веницианскими. Это кружево из области, которая называется Пьемонт. Его ни с каким другим не перепутаешь, поскольку в основе — геометрические мотивы.

Как это часто бывает в истории рукоделий, никто не знает точно, кем конкретно это кружево было придумано, единственное в чем никто не сомневается, так это в том, что удивительное искусство результат сугубо женской фантазии, упорства и труда.

Не смотря на вековую историю, пунчетто (puncetto) так и не изменил себе в отношении инструментов и материалов — всегда игла и нитки. Соединяясь в самых смелых сочетаниях узелков, дырочек, сеточек, кружево оживило не один наряд или интерьер. Покрывала и занавеси, столовое и постельное белье, нарядные чепчики, шали, блузки и многое другое появляется на свет в результате этого кропотливейшего труда.

Каким богатым должно быть воображение, какой наблюдательностью нужно обладать, чтобы создавать такие вещи. Может быть поэтому итальянцы так дорожат своими рукодельными традициями и создают самые разные музеи, чьи запасники хранят много ремесленных шедевров.

Пунчетто (puncetto) — живое искусство, хотя конечно, не так уж просто освоить этот вид игольного кружева. Если вы хотите увидеть как создается такое воздушное чудо, вам стоит посмотреть на это:

А может быть даже поучиться. Несколько интересных советов можно найти в блоге "Italian-needlework.blogspot.ru", кроме того на видео-канале dat Dicken можно найти намного больше практических уроков. Ну, а если вам не очень нравится смотреть видео, можно купить книжку, и даже не одну.

Кстати говоря, пунчетто (puncetto) вовсе не обязательно должно быть белоснежным. Пьемонт окружен с трех сторон Альпами, а эти горы могут быть не только покрытыми снегом, но и цветами. Можно смело использовать разноцветные нити. Давайте творить!

Обсуждение статьи

Вы можете оценить статью, поделиться своим мнением, а также подписаться на комментарии к статье.

Своими руками!

Популярные публикации

Последние комментарии

Нежное игольное кружево Ойя. Идеи и мастер-класс

Техника плетения игольного кружева применяется в объемной вышивке. Ойя, оя, ойяси, ойялари (Oya, Oyasi and Oyalari) – обобщенное название для всех декоративных оформлений кромок народных платков и шарфов, которые носили и носят турецкие женщины. Искусство ойи зародилось в Фригийском царстве, занимавшем в 8 веке н.

Ойя украшает не только головные уборы. Оно используется для оформления скатертей, полотенец и салфеток. Однако именно игольное кружево ойя вызывает в настоящее время повышенный интерес рукодельниц и других стран.

Как создается игольное кружево Ойя:

Игольное кружево — небольшой мастер-класс

Игольное кружево схема:

Кружево ойя (оя) выполняется, как правило, нитью с помощью иголки, иначе его называют игольное кружево. Все свои эмоциональные переживания и чаяния турецкие женщины, как и бывает в творчестве, выражали доступным способом – в рукоделии.

Цвет кружева позволял судить о чувствах, сложность и красота узоров об умении рукодельницы.

Сделайте длинный стежок, выведя нить из точки А и уведя ее через точку В. Снова выведите нить на лицевую сторону ткани через точку С. Сформируйте петли, как показано, протаскивая иглу под нитью. В конце первого ряда закрепите нить на ткани.

Во втором ряду вышивайте петли через серединные пробелы петель первого ряда. В конце второго ряда зафиксируйте нить на ткани. 3. Следуя ранее описанным шагам, завершите работу, убавляя петли в соответствии с узором. Натягивая нить или оставляя ее свободной, регулируйте плотность плетения.

Как сделать скелетированный лист в технике игольного кружево можно узнать из подробного мастер-класса: Скелетированные листья в технике игольного кружева

Из игольного кружева Оя получаются нежнейшие ожерелья

Ретичелла игольное кружево

Кто-то авторитетно утверждает, что первые кружева были венецианские, иные полагают, что родина кружев – Фландрия, другие же заявляют, что «установить факт первенства не представляется возможным».

Кружево: кто же был первым?

Очень популярна в этой связи фраза, которую можно встретить многократно на всех сайтах о декоративно- прикладном искусстве:

«История возникновения кружев (или фарфора, вышивки, ковки, керамики и т.д.) уходит своими корнями в глубокую древность»..

Госпожа Фалеева В.А в своей книге «Русское плетёное кружево» ссылается на труд, изданный в 1874 году французским исследователем Ж. Сегэном. В книге „Кружево" подробно рассматривается его происхождение. Автор в ней дает четкое определение технических характеристик каждого из способов его изготовления, при этом он полностью отрицает древнее происхождение кружева, относя его появление к пятнадцатому веку на территории нынешней Италии ( Венеция). Таким образом, отдадим на страницах нашего сайта пальму первенства Венеции.

Художники декоративно – прикладного искусства шестнадцатого века оставили нам книги, в которых можно увидеть узоры и орнаменты для создания традиционных кружев. Это Niccolo Zoppino (1527), а также Bugato (1527), Paganino (1527), Tagliente (1534) и другие. Подбных изданий дошло до наших дней более двадцати.

Niccolo Zoppino, фрагменты книги

Воротник, игольное кружево, 1660 год, Венеция9

В конце пятнадцатого века модными стали огромные волнообразные воротники (фреза), похожие на колёса. На сайтах одежды их очень любят назвать шикарными и непревзойдёнными.Они не выходили из моды довольно долго, по краям были украшены каймой из зубчиков. Сначала кайма была тонкой, это делалось из небольших воздушных стежков, а потом край стал более широким и сложным. Это создало предпосылки для дальнейшего развития кружевного ремесла.

Кружево из Венеции заказывали Англичане и французы, например к коронации короля Эдуарда третьего в 1493-ем году, а у Людовика четырнадцатого, короля Франции, был на плаще тончайший воротник, который изготовляли самые лучшие кружевницы из Бурано в течение двух долгих лет. Нет нужды сообщать, что деньги за продажу кружев в Венецию просто лились рукой. Об этом мы уже писали в статье об Аласонском кружеве. Двор Короля Солнца за кружевной воротник мог продать «и мать родную». Кружево – это была самая надёжная валюта, дорогое придание и показатель статуса в обществе.

Королева Елизавета Богемская, воротник в технике ретиччелла, неизвестный художник, 1613 г, портретная галерея (Лондон)

Гораздо позднее за счёт хорошо организованного «промышленного шпионажа» Французы тоже стали изготовлять кружево (мы об этом упоминали в статье об Аласонском кружеве), ну а пока именно в Италии родилось, например, прославленное кружево «Ретичелла», первоначально это была разновидность техники Ришелье. То есть, вырезалась часть ткани, а «сеточка» (по- итальянски «reticello») заполнялась кружевом, как правило, петельным швом. Позже ретичелла стала делаться на основе нитяной основы.

Ретичелла, Кружева, из книги Чезаре Вечеллио , издательство 1591.

В Италии в 1617 году были изданы книги Федерико Де Винчоло и Чезаре Веччелио с образцами узоров и орнаментов для изготовления ретичеллы, они были долго популярны, постоянно переиздавались.

Не стоит забывать, что в Венеции, в средневековой Италии господствовала гармония вкуса и пропорций, были модны шикарные задрапированные плащи, популяризировалось стремление в костюме подчеркнуть свою яркую индивидуальность — это было революционно в сравнении с досконально и жестко определённым и регламентированным костюмом других регионов того же времени.

То есть, итальянцы были шикарными и хорошо одетыми ребятами, однако, в 1529 году, по договору в Камбрэ между Францией и Испанией, Италия перешла под протекторат последней, поэтому итальянские костюмы медленно утрачивали своё своеобразие, подчиняясь традиционной испанской моде. В шестнадцатом веке, хотя Италия пока занимала одно из первых мест в Европе по производству предметов роскоши, тканей и кружев, но с ней уже активно соперничали и другие страны. Однако, поговорим об Итальянских кружевах подробнее.

Первые венецианские кружева

Венеция на картине художника Каналетто

Блистательная Венеция в пятнадцатом веке жила шикарно, её колониальные владения охватывали восточную часть Адриатического моря и часть Средиземноморья. Очень многие из представителей венецианской олигархии, за морем выступали правителями немалых городов или даже областей. Венецианский флот курировал транзитную торговлю, которая активно шла между Востоком и Западной Европой.

Однако, разгромив Византийскую империю и захватив Константинополь, турки крепко уменьшили золотую реку, текущую в Венецию, но никого упадка пока не произошло, крах наступил позже. Денежные средства, которые высвободились из торгового оборота были вложены в в ремёсла и мануфактуры. Венецианские купцы были парни не промах, они не растерялись, увеличили торговлю тканями, к 1560-ому году удвоив её.

Не просто так «возникло» на этой земле муранское стекло и кружева, великие произведения искусства, порой появляются, когда мастерам хорошо платят, в этом случае можно и творить. В Венеции стали развивать изготовление уникальных и дорогостоящих вещей, в первую очередь, это были книги, украшения и, конечно — же, кружева. Кстати, в пятнадцатом веке в Венеции изготовили книг раза в три более чем в Риме, Милане и во Флоренции вместе (мы об этом ещё поговорим в других статьях).

Музей кружева в Бурано, кружева.

Итак, первые кружева представляли собой сперва скромную узкую полоску с заостренными зубцами простейшего геометрического орнамента, они употреблялись для обрамления модных, как уже говорилось выше, воротников. Такими же точно кружевами обрамлялись и манжеты более, чем длинных рукавов, ими обшивались передник и носовые платки, скатерти и небольшие салфетки.

Музей кружева в Бурано, кружева

В дальнейшем, по мере усложнения и совершенствования технических приемов, кружево становилось всё шире, удлинялись его зубцы, всё более усложнялся его геометрический орнамент, позже он усложнился, появились зооморфные элементы и даже изображение человека.

Кружево делалось в специальных мастерских, домах знати и, как тогда водилось, в монастырях.

В источниках упоминается, что в 1592-ом году госпожа Морозини Гримани (жена доджа Марио Гримани) лично организовала большую мастерскую, в которой под руководством опытной наставницы мастерицы Катарины Гардин работало более чем 130 талантливых кружевниц. Кружево шло на личные нужды и на подарки, которые рассылались дамам в богатые и знатные дома Европы.

Michiel Jansz.Portrait of a Woman,1628, Wallace Collection, London

Frans Pourbus II Isabel de Francia (detail)? 1615, MuseodelPrado, Madrid

В конце шестнадцатого – в семнадцатом веке появляются кружева с сюжетами библейских и мифологических сцен, конкретных персонажей, комбинируются разные методы работы (например, вышивка и шитьё иглой или плетеное кружево). В это же время начинает делаться гипюр, который представлял собой кружево, которое состояло из шитого иглой либо плетеного на коклюшках сложного узора, изящно соединенного тонкими перемычками. Производством такого гипюра особо славилась именно Венеция.

Первоначально орнамент венецианского гипюра был растительным, от стилизованных побегов отходили венчики цветов (тюльпанов, лилий, ромашек), но кружево, заканчивающееся зубцами, уже в семнадцатом веке заканчивается изящными фестонами.

Края и различные детали узора и орнамента подчеркивались тончайшим контуром, рельефом, который выполнялся петельным швом. Такой строгий ритм был присущ кружевам эпохи Возрождения, но к середине XVII в. Орнамент венецианских гипюров стал крупнее, потерял былую строгость, приобрёл динамичность. Возникли традиционные для барокко очень пышные завитки, гранаты, лилии, рельеф контура стал крупным, ажурная сетка стала разнообразнее. Край таких кружев делается теперь почти прямым и, как правило, заканчивается еле заметными зубчиками.

Игольное кружево, 1620-1640, Италия

Ещё позже венецианский гипюр стал делаться с мелким орнаментом, растительные мотивы соединялись небольшими перетяжками с маленькими розетками и изящными зубчиками. Такой вид гипюра получил название «point de rose».

Кружево из Венеции

Кроме вышеупомянутой Венеции изящные гипюры изготовлялись и в прочих городах Италии. Венецианские кружева с крупным рельефным орнаментом шли на декорирование мужского костюма: воротнички, со временем изменившие форму и уже не накрахмаленные, а легко и мягко лежащие на плечах, большие жабо, длинные манжеты и краги перчаток. Широкой лентой кружев также украшались облачения священников, это делало их наряды богаче и добовляло им святости.

Если Венеция и Милан славился плетеным гипюром, то в Генуе делалось кружево, сплетенное из тончайших золоченых и серебряных нитей. Такое кружево шло на декорирование мужской и женской одежды: его обильно нашивали в виде широкой каймы или в несколько рядов. Мало того, золотым кружевом было принято украшать бархатную и парчовую обивку на креслах и стульях, обшивать огромные балдахины над кроватями, украшать внутреннюю часть парадной кареты.

Итальянские кружевницы славились своими изделиями далеко за пределами страны, и итальянские гипюры вывозились в большом количестве в другие страны Европы. К концу XVII в., когда орнамент гипюра становится более мелким и кружево приобретает большую легкость, делается воздушнее, его употребляют уже преимущественно для украшения женского наряда.

Буранское Кружево, изготовляемое на меленьком островке Бурано под Венецией, имеет очень древнюю историю и свои традиции. Кружево делается и теперь, но настоящая работа стоит немало, и найти её трудно, а в многочисленных лавочках туристы, приехавшие полюбоваться на разваливающиеся и тонущее Венецианское великолепие, радостно скупают творения, привезённые из Тайваня и Китая. Кстати, поклонницами буранского кружева были знаменитые дамы, вошедшие в историю: герцогиня Гамильтон, королева Голландии и графиня Бисмарк. Естественно, это были не воротники по семь евро за штуку.

Чтобы не выдать никому секрет изготовления кружева, правительство Венецианской республики категорически запрещало мастерицам с острова Бурано хотя-бы на короткое время покидать город и брать на обучение каких бы то ни было иностранок. Однако, не уберегли: развитие производства кружев во Франции и во Фландрии нанесло такой удар по искусству итальянских кружевниц, от которого они уже не оправились. Творческая самостоятельность была утеряна, в Венеции и Бурано в восемнадцатом веке делались кружева, ничем внешне не отличавшиеся от алансонских, аржантанских либо седанских французских кружев.

Если в венецианском кружеве царствовали чёткие каноны и стандарты, изначально очень строго и жестко заданные требования к орнаментам, то французы, как водится, пошли гораздо дальше по линии традиционной для себя эстетики. В итоге алансонское кружево потеснило венецианское кружево. Кстати, сами итальянцы говорят по этому поводу так: "Венецианцы превратили кружево в искусство, а французы в промышленность"

Теперь от прославленного старинного мастерства в Бурано имеется только Музей (Museo del Merletto), где можно увидеть настоящие венецианские кружева, которые были сплетены в воздухе, без всякой основы.

В 1981 году на базе Школы венецианского кружева в Бурано была создана школа мастерства, местные девушки под командованием опытных мастериц постигали сложное ремесло. И действительно, они смогли создать настоящие шедевры, которые сегодня высоко ценятся в мире.

Самая читаемая статья за сегодня:  Осенняя женская шапочка крючком

Ретичелла игольное кружево

Ну как, готовы к новым свершениям? 🙂

Сегодня я покажу, как делается кружево с цветочками и листиками настилом. Оно состоит из двух идентичных узоров. Я начала поэтапно фотографировать первый, но потом увлеклась и не заметила, как вышила большую его часть без фиксации процесса:)

Для начала — небольшая схема — последовательность выполнения элементов первого фрагмента. Рисовала от руки, ибо графическими программами не владею.

Прямые (и не очень) линии — это сновочные нити, штриховка в углах — листики настилом, штриховка в центре — простая обвивка. Стрелочками показано направление движения.

Заметки на полях
-игла — с тупым кончиком и в идеале без расширения у ушка, или с минимальным расширением
-длина нити — чем длиннее, тем лучше. Шучу, конечно, но минимум два локтя — чтобы нить внезапно не заканчивалась при выполнении элемента
-сновочные нити не должны быть натянуты слишком туго, но и провисать тоже не должны. В процессе станет понятнее:).
-настроение:) Уверенность и спокойствие — и всё получится! Эти элементы достаточно непростые, тем приятнее будет их одолеть

Второй фрагмент вышивается в точно такой же последовательности, и он как раз будет проиллюстрирован большим количеством фотографий:)

1.Сетка с одним готовым элементом.

2. Перевернуть вышивку наизнанку, закрепить сновочную нить.

3. Вернуться на лицевую сторону и проложить сновочные нити, каждый раз закрепляя их в серединке. Они должны свободно лежать — не натянуты, но и не болтаться.
первая

4. Выполнить листочек настилом примерно до середины сновочной нити.

Мне удобнее поддерживать сновки снизу подушечками пальцев — так проще добиться нужной формы, она получается благодаря разному натяжению нитки при выполнении настила. В начале и в конце листика нужно стянуть сновки достаточно сильно. Вообще при выполнении интуитивно понятно, как нужно действовать.

Практически ткачество:) Проложенную «уточную» нитки нужно поправлять иголкой, чтобы они лежали довольно плотно друг к другу.

5. Проложить сновки для ещё двух листочков.

Первая и вторая для верхнего листика

первая для нижнего листика

вторая для нижнего листика.

третья для верхнего листика

6. Выполнить верхний листочек настилом на трёх сновках до места пересечения.

7. Проложить третью сновку для нижнего листочка

8. Выполнить нижний листочек настилом

9. Теперь простой обвивкой вернуться в центр вышивки.

Без пункта:) Закрепить нитку можно под стежками сетки. Главное — чтобы нитка не закончилась при выполнении настила или центрального элемента.

Закрепила следующую нитку для заполнения оставшихся квадратов таким образом, чтобы она никуда не делась.
раз

10. Проложить сновочные нити:
из центра — первая и вторая в верхний квадрат

первая и вторая в нижний

третья в верхний

11. Снова выполняем листочки настилом, как в предыдущем квадрате.

12. простой обвивкой вернуться в центр

13. Проложить третью сновку в нижнем квадрате

14. выполнить один листочек настилом и простой обвивкой вернуться в центр

Теперь нужно выполнить центральный элемент. Приступим!

15. Обвить оставшиеся сновочные нити примерно до 1/4 длины.
Проложить сновочные нити — в итоге должно получиться колесо из трёх нитей. Иголка с никой по очереди идёт то под, то над обвитыми сновочными нитями и перекладинами решётки. Сформулировать довольно сложно, но на фотографиях должно быть понятно.

третью делаем точно так же, в итоге должно получиться примерно так:

16. Теперь нужно выполнить петельный шов. Вот так кладётся первая петля

Все сектора делаются совершенно идентично, я покажу на одном из них.

Теперь нужно накрутить узелки. Показываю способ из книжки «Изысканная вышивка. Белым по белому» Аяко Оцуки — если вы знаете какие-нибудь другие варианты, буду рада с ними познакомиться:)

ввести иголку обратно в четвёртую петлю

повернуть иглу в обратном направлении

вытянуть петлю и сразу ввести в неё иголку

Подтянуть нитку. Это важный момент — петля должна быть затянута достаточно туго, иначе узелок будет болтаться

сделать три витка

Теперь левой рукой взять иглу с витками, и плотно их удерживая, вытянуть иголку

Получится вот такая загогулина. Спокойно! С ней всё в порядке, она ещё в процессе — рабочая нить смотрит вверх, в сторону уже готового цветка

Аккуратно переместить рабочую нить вниз

Теперь подтягиваем узелок. Этот момент довольно сложно сфотографировать, потому что задействованы обе руки — придерживая правой рукой витки, левой рукой осторожно вытягиваю рабочую нитку.

Теперь нужно закончить сектор ещё тремя стежками петельного шва

Переход к следующему сектору — под перемычкой

17. После того, как все сектора будут готовы, обвиваем сновочную нить до места пересечения. Тут у меня нитка закончилась, поэтому я её закрепила под стежками листочка.

Нить для последнего листика я также закрепила под настилом уже готового. Если нитка закончилась, а готового листика или перемычки с настилом рядом нет, то можно спрятать нитку под обвивкой, но мне так не нравится делать.

18. И осталось выполнить последний листик настилом. Всё, готово!

Надеюсь, всё было понятно. Если есть вопросы — жду их и постараюсь на все ответить!

Удачи в кружевоплетении и не забудьте показать, что получается:)

Следующий урок выйдет 31 мая и будет попроще — готовим сетки №3:)

Ретичелла игольное кружево

В сегодняшнем материале я расскажу вам как плести кружева иголкой. Инструменты, которые женщины на Руси традиционно использовали для плетения кружев, были и есть крючок, спицы и коклюшки. Но это не все. Наверное, немногие женщины знают (а уж в том, что владеют этой техникой лишь единицы, мы просто уверены!), что самые нежные и изящные кружева получаются при плетении иглой. Если вы не знакомы с подобной технологией, то самое время познакомиться!

Для работы вам потребуются

обычные катушечные нитки, мулине или шелк, тонкая швейная игла (ее толщина зависит от того, какими нитками вы будете работать), а также, если вы решите, к примеру, украшать игольным кружевом носовой платочек, тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань, например, батист.

Ход работ

Начнем с самого простого — вывязывания основы кружева на каком-либо изделии. Например, на носовом платке.

Возьмите квадратный кусок ткани и подогните его края по периметру на 2-3 мм. Затем обвяжите петлями, которые являются основой любых кружев. Технология их выполнения представлена на рис. 1-6. Ими мы обрабатываем последовательно все 4 стороны квадрата до тех пор, пока не сомкнутся начало и конец одного и того же ряда (рис. 7).

Работу следует начать, отступив 1-2 см от угла ткани. Чтобы обвязать уголок, надо тщательно обработать края подгибки, трижды пропустив иголку в одну и ту же точку. В результате у вас получатся 3 луча, которые будут расходиться так, как показано на рис. 8.

Если вы будете обвязывать игольным кружевом воротник, то основу кружева выполняйте в одном направлении, затем изделие переверните на другую сторону и провяжите узор в обратном направлении (рис. 9) — Чередуйте направления вывязывания последующих рядов.

На фото примере вы видите кружевную сетку

Это самый простой узор, который нетрудно сделать, научившись выполнять основу. Схема вывязывания этого узора — на рис. 10.

Как закреплять нити

Понятно, что в процессе работы нить имеет обыкновение заканчиваться и, чтобы использовать новую, надо освоить закрепление нового отрезка на уже готовом узоре.

Внимательно рассмотрите рис. 11-13 — и вы поймете принцип. Для более прочного закрепления новой нити следует затянуть дополнительный узелок следующим образом.

Концы нитей сложите друг с другом и, пропустив иглу через ткань так, как показано на рис. 14, завяжите дополнительный (он по счет)’ — третий) узел.

Теперь острыми ножницами обрежьте концы обеих нитей в непосредственной близости от только что выполненного узла (рис. 15). Следующее наше занятие мы посвятим вывязыванию более сложного элемента — столбиков.

Бабушкино игольчатое кружево

Примеры узоров

Кстати, простые узоры можно составлять самостоятельно, для этого не нужны какие-то особенные знания. Простые комбинации размера и расположения воздушных петель позволят вам создавать свои авторские узоры.

Видео мастер классы

В этих видео, а здесь 32 урока, можно полистать, показана техника вязания кружев иглой. Смотрите и практикуйтесь!

Невероятно красивая техника игольного кружева. Идеи, советы и мастер класс своими руками

Тонкие и воздушные листья , вышитые как будто прямо по воздуху кажутся чем-то невероятным. Тем не менее они достаточно прочны , чтобы использоваться в скрапбукинге или для украшения одежды. Нитки не распустятся , и эта красота останется с вами надолго.

Простой секрет , позволяющий создавать невероятный рисунок.

Для проекта понадобится:

  • Нитки для вышивки;
  • острые ножницы;
  • иглы;
  • клей ( лучше для резины);
  • узор листа , распечатанные или нарисованный на бумаге

Напечатайте нужный рисунок , а затем подклейте еще несколько слоев бумаги к нему снизу. Толщина должна быть такой , чтобы лист хорошо держал швы , но был достаточно гибким. Клей мажем по краям , вдали от самого узора. Для толстой бумаги он не нужен. Нанесите основные проколы по линиям веточек до того , как приступить к вышивке.

Зафиксируйте толстую нить для декора при помощи тонкой нити и иголки. Выкладывайте узор , закрепляя его в местах прокола.

Дойдя до веточки , выложите ее , а затем вернитесь снова к стволу листка.

Прошив середину листа , нанесите отверстия на контур листка. Прошейте его по той же схеме.

После того , как контур готов , можно приступать к заполнению полотна листа.

Для этой работы нужно разделить вышивальную нить на волокна. Этой тоненькой нитью соединяем веточки между собой. В свободном пространстве , новая нитка цепляется к предыдущей , чтобы образовывалось плетение в виде сеточки.

После того , как поле листа заполнено , нужно дополнительно зафиксировать все нити. Для этого по контуру каждой веточки тонкой ниткой делают стежки в форме узелков. Все узелки на одной ветке должны быть направлены в одну сторону. Осталось обрезать тонкую нить контрастного цвета с изнаночной стороны листа.

Освобождайте каждый листочек от бумаги и белых ниток очень аккуратно. Если хотите , чтобы форма была более устойчивой , намажьте каждый лист резиновым клеем и высушите его.

Книга: "Старинные секреты плетения кружев" (глава 2.3)

2.3. РАЗНОВИДНОСТИ ИГОЛЬНОГО КРУЖЕВА

Восток — родина прекрасных излишеств, и первые плетеные кружева появились на Востоке, возможно, в Персии. Материалом служили цветные шелковые нити. Плетение производилось при помощи иглы. В группу восточных входит 3 вида кружев: просто восточное (без точного адреса), армянское и палестинское.

Приемы плетения не отличаются разнообразием, в основном это петельный или узелковый шов. Основой для рисунка служит кромка ткани или специально натянутая утолщенная нить (рисунок 2.83). Первый ряд петельных стежков выполняют слева направо, второй — справа налево и так далее. Рисунок, как правило, простой, состоит из плотно заполненных геометрических фигур — треугольников или квадратов — и довольно больших свободных промежутков между ними. Эти промежутки могут перекрываться бридами, образующими "паучки". Точки пересечения брид закрепляют двумя петельными стежками. Для образования дуги свободно протягивают нить и покрывают ее петельными стежками. Квадраты и треугольники обрабатываются отдельно, а затем соединяются со всем узором.

Смирнское, или армянское, кружево

Между Смирной и Арменией более тысячи километров, но для европейцев прошлых веков это было все равно. Армянское кружево имеет более утонченный рисунок, чем рассмотренное нами восточное.

Основной элемент этой работы — узелковый шов (рисунок 2.84).

Предварительно натягивают нити по линиям намеченного рисунка, закрепляя их за край ткани. Нитку направляют справа налево. Затем протянутую нить покрывают узелковым швом в обратном направлении. Нитка проходит слева направо, образуя петлю. Затем иголку пропускают под натянутую нитку и подхватывают эту петлю. Чтобы получить петельный стежок в армянском кружеве, нить обводят вокруг иглы дважды, в результате чего при затягивании образуется узлообразное утолщение. По сравнению с восточным армянское кружево имеет более разреженную, почти сетчатую структуру. Рисунок обычно растительный: цветы, листья и даже целые деревца. Отдельные лепестки могут соединяться не только на плоскости, но и пространственно, создавая объемный мотив (рисунок 2.85). На основе нити, соединенной в кольцо, выплетают розетку с широкими лепестками. Затем лепестки в широкой части соединяют между собой короткими стежками. В качестве каркаса для придания жесткости используется конский волос.

Обычно основой для этого кружева служит сдвоенная нить, но иногда — край ткани. Здесь используются петельные стежки, но менее плотные, расположенные на расстоянии друг от друга (рисунок 2.86). Структура кружева еще более разреженная, сетчатая, между стежками получаются нитяные дуги. Рисунок создается из "глазков" и столбиков (рисунок 2.87). "Глазки" образуются при пропускании петель, а столбики — при их уплотнении, когда стежок второго ряда вводят в нижний ряд. Для этого вида кружев характерно веерообразное строение, когда вокруг "глазка" выплетаются многочисленные дужки (рисунок 2.88). Материал нитей — шелк или лен.

По аналогии кружева, которые мы будем рассматривать далее, можно назвать западными, или европейскими. Не только в двадцать первом, но и в прошлые века европейские страны имели между собой прочные связи. Появляясь в одном уголке Европы, мода быстро перекочевывала в другой, обрастая по пути местными особенностями. Все европейские игольные кружева выполняются на основе приемов, описанных нами выше.

Хедебо — название местечка в Дании. Основой этого кружева, как и восточных, служит край ткани. Используют обычно кромку ткани, которую для большей прочности подворачивают.

Нитки. Изначально для этого вида работ использовались льняные нитки.

Это кружево состоит из отдельных фрагментов, сшитых плотными петельными стежками (рисунок 2.89). Как и в армянском кружеве, все швы выполняют в одном направлении — слева направо, между плотными петельными стежками проходит нить, подаваемая в обратном направлении. Самые распространенные элементы — зубцы и дуги (рисунок 2.90). В качестве основы для дужек используют тройную нить. Пико на дужке получают при помощи булавки. Бриды используются как одинарные, обвитые или обметанные (рисунок 2.91), так и в несколько нитей, перевитых штопальным швом (рисунок 2.92). Рисунок имеет наивный фольклорный характер. Узор обычно геометрический, лишь изредка — стилизованные листья и розетки.

Эти несложные, но эффектные кружева напоминают тяжелые вязаные полотна времен Екатерины Медичи (рисунки 2.93-2.95). Основной узор — замкнутый контур, заполненный полотняным швом, а фон представляет собой сетку с крупными шестиугольными ячейками.

На клеенку или другую основу переводят рисунок и фон из ячеек-шестиугольников. Контуры основного рисунка прошивают швом "вперед иголку" так, чтобы на лицевой стороне стежок был короткий и немного наклонный, а на изнаночной — длинный. Под короткие стежки продевают толстую нить и обшивают ее плотным фестончатым швом (плотный валик).

Пространство внутри рисунка заполняют полотняным швом или простыми штопальными стежками. Эту операцию лучше выполнить более тонкими нитками, чтобы получить тонкую, нежную сеточку.

Двадцать девятый кружевной шов (смотри рисунок 2.63) позволяет заполнить свободное пространство сеткой-фоном "соты". Эту операцию можно упростить, если воспользоваться клеенкой как опорой для сетки. Для этого сначала выполняют короткие стежки по углам вертикальных линий (рисунок 2.96). Затем через эти короткие стежки выполняют длинные двойные вертикальные стежки и одинарные наклонные так, чтобы получить рисунок из шестиугольников. На третьем этапе наклонные стежки дополнительно перевивают нитью, проходя все углы. Этот вид кружева часто применяется для инкрустации крупных изделий.

Венецианский гипюр стал известен в семнадцатом веке. Это выпуклый узор с неправильными бридами (рисунки 2.97, 2.98). На французский манер он назывался "point de France". Линии рисунка составляют затейливые растительные узоры. Несмотря на то что венецианское кружево выглядит очень замысловато, его исполнение под силу даже начинающим, так как техника позволяет скрыть небольшие погрешности. Это кружево плетется полностью из ниток с помощью простой швейной иголки.

Техника исполнения венецианского кружева отличается тем, что в нем основной контур выполняется не тесьмой, а ниткой, скрученной в 3-5 сложений. Нитки для этого вида работ берутся довольно толстые.

Основной элемент этого кружева — фестончатый шов по контуру поверх проложенной нити. Если нитка закончится, к ней привязывают новую нитку простым узлом и продолжают работу. Концы ниток обрезают. Заполнение контура производится венецианским швом (кружевной шов 19, рисунок 2.53). Направление нитей вдоль линии контура. Для заполнения фона используют бриды с пико, собирая их в "паучки".

Этот вид кружева также относится к венецианским (рисунок 2.99). Оно считается более простым, так как выполняется с помощью простой узкой тесьмы и в нем не нужно обметывать линию контура.

Порядок работы. Рисунок переводят на клеенку или толстую бумагу. Тесьму укладывают по контуру рисунка и прихватывают редкими стежками. В точках пересечения тесемку скрепляют короткими стежками, незаметными с лицевой стороны. После этого отдельные элементы заполняют кружевными швами с маленькими "паучками", имеющими в готовом виде сетчатую структуру. Прожилки листьев и серединки цветов выполняют фестончатым швом. Крупные детали заполняют плотным венецианским швом. Затем натягивают баретки с пико и собирают их в "паучки". После этого наметку можно выдернуть и отделить кружево от основы.

В этом кружеве, кроме ниток, используется кружевная тесьма для прокладывания контура (рисунок 2.100). Фоном служит сетка в форме пчелиных сот. Техника выполнения сот такая же, как в кружеве "медичи". Замкнутые фигуры заполняются простыми кружевными швами, а пространство между ними — баретками с пико и с "паучками".

Это очень простенькое кружево под силу всем желающим, ну прямо-таки забава для барышень, в особенности читающих нашу книжку (рисунок 2.101). Оно выкладывается из тесьмы, которая затем соединяется мелкими стежками в точках пересечения, а между фрагментами мотива протягиваются баретки с частыми пико. В замкнутых фигурах используются простейшие кружевные швы.

В начале двадцатого века наибольшей популярностью пользовались ирландские кружева. Другое их название — "ренессанс". Эти кружева впервые появились во Франции в шестнадцатом веке. Оттуда они перекочевали в Англию и Ирландию. Выполнение этого вида кружев достаточно кропотливо, но дает колоссальный эстетический эффект.

Самая читаемая статья за сегодня:  Размеры детского шарфа спицами

Выполнение. Узоры для ирландского кружева рисуют двойными линиями, между которыми пришивают тесьму короткими стежками "вперед иголку". В местах закруглений шов прокладывают по наружному краю. Когда тесемка нашита на всем узоре, берут иголку с тонкой ниткой и мелкими стежками через край собирают все складочки по внутренним линиям тесемки, чтобы тесьма легла гладко по узору. После этого заполняют пространство между тесьмой. Самый простой способ заполнения пространства между контурами — баретками (рисунок 2.102). Внутри замкнутых контуров свободное пространство заполняется кружевными швами или тюлевым фоном (рисунок 2.103).

Одним из самых старинных кружев является итальянское кружево "ретичелла". "Ретичелла" по-итальянски означает просто "сеточка". Это кружево изготавливается по тому же принципу, что и ирландское, с использованием тех же приемов и отличается только рисунком. В нем используются правильные геометрические формы — круг, треугольник, квадрат — в различных сочетаниях.

Порядок выполнения. Узор наносится на кальку. По основным линиям нашивают тесьму швом "вперед иголку". Когда тесемки наметаны, выполняются внутренние баретки простым петельным швом. Затем наносятся несколько рядов кружевного шва.

Испанское шитое кружево

Испанские кружева отличает в первую очередь вид сырья. Они вырабатывались из шелка и металлизированных нитей, золотых и серебряных. Этот вид кружева называют еще "филигранным гипюром".

Нитки. Нить для плетения такого кружева называется "биза". Ее основой служит прочная натуральная шелковая или льняная нить, на которую наматывается тонкая шелковая нить или металлическая проволочка. Основа придает нити необходимую гибкость. Кружева этого вида не бывают белыми — они цветные, золотые или серебряные.

Основа. Как и все подобные, эти кружева требуют временной основы, которая затем будет удалена. Ею может служить любая ткань, калька или клеенка.

Выполнение. Техника выполнения этих кружев несколько отличается от остальных, хотя использует известные нам приемы. Выполнение каждого фрагмента начинают с середины (рисунок 2.104). Контуры (не по краю, а в средней части фрагмента) прокладывают стебельчатым швом ("назад иголку"). По стебельчатому контуру прокладывают двойную металлизированную нить, которую затем закрепляют петельными стежками цветного шелка, прокладываемыми не плотно, а с промежутками, чтобы металлическая нить была видна. Свободное пространство внутри фрагмента покрывают спиральными стежками металлической нити. На заполненных участках в точке поворота нить надламывают. Металлизированную нить прокладывают в несколько рядов. Петельные стежки продевают через стежки предыдущего ряда, скрепляя тем самым ряды. На участке сужения фрагмента обметывают только одну металлическую нить, а вторую протягивают, как бриду, к другому участку. К соседним участкам направляют не только прямые бриды, но и кольца из металлической нити. Соприкасающиеся участки скрепляют петельными стежками из шелка. Петли, образующие "глазки", не обметывают (рисунок 2.105). По окончании работы разрезают и распускают стебельчатый шов и отсоединяют кружево от основы.

Бразильское кружево "соль"

"Соль" в данном случае означает не хлористый натрий, известный хозяйкам как поваренная соль, а "солнце" по-испански. Это, в свою очередь, указывает на форму мотивов — окружность. Родиной этого кружева считают остров Тенериф из группы Канарских островов, откуда оно перекочевало в Латинскую Америку и лишь оттуда — как бразильское кружево — в Европу.

"Солнечное" кружево изготавливается в 3 этапа.

Первый этап — изготовление лучеобразного каркаса. Каркас можно получить двумя способами — вышиванием и сплетением пластинки в виде звездочки. Чаще всего кружево "соль" составляют из кружков, но иногда его элементы могут иметь форму треугольника или квадрата.

Если пользоваться методом вышивки, то на вспомогательную ткань, кальку или клеенку наносят контур мотива. Мотив делят на большое количество одинаковых секторов. Затем берут иголку с ниткой и обшивают контур окружности швом "вперед иголку", прокалывая основу четко по границам намеченных секторов. Чтобы замкнуть линию контура, прокладывают второй шов "вперед иголку" в обратном направлении (рисунок 2.106). Затем через точки накола протягивают "диаметры", следя за тем, чтобы все они пересекались в одной точке. Это можно делать как от краев окружности, так и от центра (рисунок 2.107). При этом нить продевают через отверстие в центре с изнаночной стороны на лицевую. В этом случае удобнее пользоваться челноком для филейных работ, о которых пойдет речь в следующей главе.

Мотив может иметь форму кольца. Для этого внутри большой окружности вычерчивают окружность меньшего диаметра с тем же центром и обшивают ее швом "вперед иголку" (рисунок 2.108). Далее следует заполнение кольца радиальными нитями с использованием полученных точек прокола. Отверстие в середине можно оставить пустым, а можно заполнить "радиусами" с другой плотностью. Таким образом, площадь большого круга будет разбита на несколько кругов.

Второй способ получения лучистого каркаса. Чтобы применить этот способ, нужно взять пластинку нужной формы с зубчатым краем (рисунок 2.109). Например, колесико от старого будильника. Нить по два раза обводят вокруг каждого зубца, пересекая центр.

Второй этап. Заполнение фона. Между натянутыми нитями каркаса прокладывают различные кружевные швы. Чаще всего это штопальный или петельный шов. Нити каркаса стягивают в различные фигуры: овалы, треугольники и "зубчики" (рисунок 2.110). Сочетание различных швов дает большое разнообразие рисунков. Могут получаться цветы, звезды или геометрический орнамент. Кроме каркасных нитей можно натягивать бриды в другом направлении. Существует только одно общее правило. Внешний край заполненного фона должен быть закреплен, начало и конец нити — прочно связаны. Центр мотива закрепляют штопальным швом вкруговую. Если центр оставляют пустым, его можно заполнить петельными стежками по кругу.

Третий этап — соединение готовых частей кружева. Мотивы отделяют от основания. Часто такие мотивы украшают края изделия — салфетки, шали или вырез платья. Мотивы соединяют между собой и пришивают к краю изделия петельным швом. Можно соединить мотивы в полосу-аграмант. Если расстояние между фрагментами большое, его заполняют тонкими бридами, сеткой или "паутинкой" (рисунок 2.111).

Очарование игольного кружева в закладки 74

Вышивки с элементами игольного кружева

Эти вышивки выполнены с использованием элементов игольного кружева

Ойя (оя, ойялари, ойяси) – это турецкое игольное объемное кружево, которое выполняется в виде различных цветов, а иногда и гирлянд из них.

В основном таким кружевом обвязывали края платков и шарфов для турецких женщин. Родина этого весьма самобытного искусства – Анатолия.

А зародилось оно в 8 веке. Изготавливали такое кружево в основном при помощи иголок, иногда – спиц, крючков.

Другие способы плетения сетки

Практически все сетки игольного кружева пригодны для формирования грунта в ирландских кружевах.

1-й вариант. Сетка с фиксируемым прикрепом в виде узелка.

1-й ряд. Простая дужка является основным элемен­том сетки и выполняется приемом завязывания «восьме­рок-узелков». В процессе работы следует следить за дли­ной дужек: они должны быть одинаковыми по высоте.

2-й ряд. Плетение мережки — основания кружева. Иголку вводят в основание предыдущего ряда между узел­ками по центру, вытаскивают с противоположной стороны, подводят сзади полученной петли поверх нити и затягива­ют очередной узелок, в результате чего образуется длинная петля между дужками и т. д.

Большую дужку повторяют через несколько мережек по ряду. В данном случае через 2 узелка: по ряду делается три простые дуж­ки и одна большая через два узелка.

Большая является основанием вязания на ней лепестков цветочка.

2-й вариант. Простой тюлевый шов без фиксации стежков.

Состоит из свободного переплетения петель шва «восьмер­ка» двойного ряда.

3-й вариант. Сложный тюлевый шов с двой­ным прикрепом.

Выполнение густого сложного тюлевого шва с двой­ным прикрепом петельным швом в одной точке закрепления стежка.

Выполнение густого сложного обвива дополнительно по­ложенной бриды с закреплением ее петельным швом с вышележащей петлей.

Декоративное густое заполнение просвета мотива сеткой филигранного исполнения с обвивом по группам швом петельного обвива.

6-й вариант. Сет­ка филигранного исполнения.

Декоративное редкое заполнение просвета мотива сет­кой филигранного исполнения с обвивом по группам швом петельного обвива.

Декоративное заполнение просвета мотива крупными обвитыми ячейками по группам швом петельного обви­ва.

Декоративное заполнение редкой решеткой с обвивом в виде столбиков. (По материалам книги «Вязание игольным кружевом» Чижик Т.Б., Чижик М.В.)

Фото мастер-класс:

Еще приемы выполнения узоров из игольного кружева:

И еще работы, выполненные в технике игольного кружева:

Для изготовления кружев в игольной технике не требуется никаких особенных материалов и инструментов. Самое главное – это нитки и иголка.

Ретичелла игольное кружево

Вышивки с элементами игольного кружева

Эти вышивки выполнены с использованием элементов игольного кружева

Ойя (оя, ойялари, ойяси) – это турецкое игольное объемное кружево, которое выполняется в виде различных цветов, а иногда и гирлянд из них.

В основном таким кружевом обвязывали края платков и шарфов для турецких женщин. Родина этого весьма самобытного искусства – Анатолия.

А зародилось оно в 8 веке. Изготавливали такое кружево в основном при помощи иголок, иногда – спиц, крючков.

Простая сетка с отверстиями, составлена из последовательных рядов, одного над другим:

Другая часть границы формируется Сиско модели, в которой каждый мотив сшитого отдельно. Распределение конусов необходимо рассчитать ширину шарфа так, что промежутки между ними были едины. Размер Мотив может быть увеличено или уменьшено путем добавления или удаления количество петель в первую очередь.

Фото мастер-класс: сетка, выполненная

в технике игольного кружева от Kathleen Klein‎

Другие способы плетения сетки

Практически все сетки игольного кружева пригодны для формирования грунта в ирландских кружевах.

1-й вариант. Сетка с фиксируемым прикрепом в виде узелка.

1-й ряд. Простая дужка является основным элемен­том сетки и выполняется приемом завязывания «восьме­рок-узелков». В процессе работы следует следить за дли­ной дужек: они должны быть одинаковыми по высоте.

2-й ряд. Плетение мережки — основания кружева. Иголку вводят в основание предыдущего ряда между узел­ками по центру, вытаскивают с противоположной стороны, подводят сзади полученной петли поверх нити и затягива­ют очередной узелок, в результате чего образуется длинная петля между дужками и т. д.

Большую дужку повторяют через несколько мережек по ряду. В данном случае через 2 узелка: по ряду делается три простые дуж­ки и одна большая через два узелка.

Большая является основанием вязания на ней лепестков цветочка.

2-й вариант. Простой тюлевый шов без фиксации стежков.

Состоит из свободного переплетения петель шва «восьмер­ка» двойного ряда.

3-й вариант. Сложный тюлевый шов с двой­ным прикрепом.

Выполнение густого сложного тюлевого шва с двой­ным прикрепом петельным швом в одной точке закрепления стежка.

Выполнение густого сложного обвива дополнительно по­ложенной бриды с закреплением ее петельным швом с вышележащей петлей.

Декоративное густое заполнение просвета мотива сеткой филигранного исполнения с обвивом по группам швом петельного обвива.

6-й вариант. Сет­ка филигранного исполнения.

Декоративное редкое заполнение просвета мотива сет­кой филигранного исполнения с обвивом по группам швом петельного обвива.

Декоративное заполнение просвета мотива крупными обвитыми ячейками по группам швом петельного обви­ва.

Декоративное заполнение редкой решеткой с обвивом в виде столбиков. (По материалам книги «Вязание игольным кружевом» Чижик Т.Б., Чижик М.В.)

Фото мастер-класс:

Еще приемы выполнения узоров из игольного кружева:

Ретичелла игольное кружево

Ящик с электрическим счетчиком скрыт надежно )) А мои работы начинают встречать сразу, как только откроешь входную дверь.

Дизайн: журнал Rakam, книга "Винтажная вышивка"
Материалы: вологодский неравномерный лен, мулине DMC разных размеров и видов (10, 25, 50, 80 и т.д.), мулине Finca размер 16 и 8.

61 комментарий

Замечательная работа! Очень в стиле Вашего дома!

Этот комментарий был удален автором.

Обалдеть! Очень красиво получилось! И очень подходит под атмосферу дома, настоящее сокровище ручной работы

Света, спасибо! Стараюсь чтобы вещи в доме гармонировали с его духом. Тем более люблю я старину

Ольга, давно жду эту работу, с тех пор как увидела осенью у Вас на кресле. Чудо из чудес.

Елена, а я и забыла, что показывала её в процессе! Спасибо, очень приятно!

Вот как чувствовала, Ольга вот вот выдаст миру такое, что при виде дыхание остановиться. И не ошиблась. Писать, что восхитительно, красиво и тп, кажется таким банальным. У меня нет слов, словарный запас оказался скудным, что бы описать все восхищение этой работой. Аплодирую стоя!

Приятно слышать! Спасибо большое, я рада, что мои работы вызывают такие эмоции)) Как бы банально не звучало, но это так и может быть — красиво, восхитительно и т.д. Лично мой словарный запас именно такой, когда я вижу работы ретичелло старинных итальянских мастериц ))

Очень, очень, очень красиво! И так замечательно смотрится на шкафчике. Работа как будто старинная, бережно хранившаяся не одно поколение и передававшаяся по наследству. Очень интересная техника, не могу себе представить, как на готовую сетку навешиваются все эти украшалочки.

Здорово, именно это я и хотела достичь этой работой. Спасибо! Техника не такая и сложная. Мне нравится, что не занимает много места при работе и можно вышивать где угодно. С этой работой я летала в Петербург, так вышивала во всех аэропортах и бортах. "Тряпочка", клубок и ниткообрезатель — вот и всё. А еще по дому передвигаться удобно — то у теплой печки, то на кухне в ожидании ужина, то в любимом кресле.

Очень красиво 🙂 Очень стильно и главное нетривиально. Очень самобытно и оригинально, и главное классно вписалось в интерьер 🙂 Можно только восхититься и поздравить с такой работой 🙂 !

Спасибо большое! Так получается, что интерьер диктует свои правила и ему нужны именно такие работы. Чему я не сопротивляюсь, а только радуюсь. Давно хотела попробовать старинные техники вышивания

Кропотливая и совершенно нереальная работа! Слов, действительно, не хватает:) Олечка, я в шоке!

Благодарю! Реальная, реальная )) Может получится у каждого, кто имеет достаточное терпение 😉

♥♥♥Я от этой вышивки без ума! ♥
Видела процесс живьем и надеюсь увидеть и занавесочку живьем (когда-нибудь я доеду) 🙂

Надеюсь к этому времени она не сильно запылиться ))

Это что-то невообразимое! Такую красоту нужно бережно хранить и передавать по наследству!

Спасибо! Обязательно так и поступим))

Ольга, это нечто нереальное и фантастическое! Такая огромная работа! И мне кажется, она очень подходит вам и вашему дому ))))

Благодарю, Ольга! Я очень старалась сделать так, чтобы она гармонично вписалась в мой дом. И сам очень люблю такие вещи))

Ретичелло — это, конечно, "космос"! Невероятная красота!

Спасибо, Катя! А еще есть белая гладь, ришелье и мережки))

Оля, уже так много прекрасных слов написано, что и добавить особенно нечего к общему восхищению. Работа просто завораживает. Одно дело на нее смотреть, а другое дело вот такую вышивку сделать. Труд и терпение невероятное. Спасибо тебе за твои работы, которые помогают идти вперед, не сдаваясь, вышивая самые трудные вышивки.

Наташенька, спасибо тебе большое! Твое терпение также безгранично, за что не устану благодарить тебя, мой друг!

Как здорово ты уловила и развиваешь стиль своего дома,Оля!
Здорово, что совершенствуешь свое мастерство! А если есть цель, то найдутся и усидчивость и время. И ты эту аксиому доказываешь))!

Валя, спасибо большое! Приятно знать, что мне действительно удалось свой дом не менять, а дополнять. Благодарю, за добрые слова!

Нет уж, дорогая моя, это не учебная работа, а шедевр. Да-да! Не меньше. С нетерпением жду, когда смогу взяться за эту книгу снова, осталось только несколько хвостов подтянуть 🙂 Еще раз БРАВО!

Ну захвалила))) Давай, подтягивайся, а то совсем пропала из вышивальных кругов. Надеюсь скоро увидеть пост в твоем блоге 😉

Какая красота! Сразу же захотелось попробовать сделать хоть кусочек самой! Но это,конечно же,утопия!

Почему утопия? Не согласна! Это не так сложно, как кажется. Тут как в глади — главное не бояться))

Ох, Оля, я в немом восхищении. Твои золотые руки и светлая голова сотворили такое чудо! Преклоняюсь. Для меня эта занавеска — музейный экспонат!

Уверена, скоро и ты сотворишь подобный музейный экспонат 😉 С твоим стремлением развиваться, с твоим порывистым творчеством и желанием творить красоту!

Волшебно. Глаз не оторвать.

Ох, Оля, как же я люблю твой дом! Работа грандиозная, потрясающей красоты! Пошла, даже нет, побежала доставать с полки свою книгу по винтажной вышивке, ведь давно хочу попробовать. Спасибо тебе за вдохновение!

Лена, спасибо! Уверена, ты из представленных в этой книги дизайнов сотворишь такую красоту, что мы все ахнем и замрем от восхищения

Ольга, спасибо за мое хорошее настроение от ваших чудесных работ! Достаточно увидеть такую мастерскую вещь — и сами собой расправляются крылья.

Благодарю, очень приятно слышать такие слова! Желаю, чтобы ваши крылья всегда были расправлены!

Оляяя, это шедевр. Столько труда вложено в эту вещь. я в немом восторге. Как же приятно смотреть на такие работы, невозможно глаз оторвать))))))

Инна, спасибо большое! Подтягиваюсь под тебя))

Оленька, каждый раз заходя в твой блог, попадаю в сказку! То ты нам рассказываешь о вашем волшебном доме, то вдохновляешь красотой природы и цветов, то просто обезоруживаешь своими удивительными работами! У меня не хватает слов, чтобы выразить свой восторг и трепет перед этой занавеской! Могу только представить, что значит вышить своими руками такую красоту и затем иметь возможность постоянно ею пользоваться)) Такое сокровище нужно передавать по наследству!
Ты для меня Мастерица, которая не просто делает красивые вещи, но и наделяет их особой энергетикой, частичкой своей души.

Ну ты и захвалила)) Но чертовски приятно знать, что у кого-то возникают такие эмоции. Спасибо тебе огромнейшее за твои слова и дружу!
Я вот периодически думаю о разделении блога — отдельно творчество, отдельно дома и жизнь. А потом понимаю, что это неразделимо. Значит в моем блоге цветочки и ржавые замки будут соседствовать с вышивкой и рассказами о буднях в старом доме))

Ретичелла игольное кружево

В сегодняшнем материале я расскажу вам как плести кружева иголкой. Инструменты, которые женщины на Руси традиционно использовали для плетения кружев, были и есть крючок, спицы и коклюшки. Но это не все. Наверное, немногие женщины знают (а уж в том, что владеют этой техникой лишь единицы, мы просто уверены!), что самые нежные и изящные кружева получаются при плетении иглой. Если вы не знакомы с подобной технологией, то самое время познакомиться!

Самая читаемая статья за сегодня:  Оформление проймы спицами

Для работы вам потребуются

обычные катушечные нитки, мулине или шелк, тонкая швейная игла (ее толщина зависит от того, какими нитками вы будете работать), а также, если вы решите, к примеру, украшать игольным кружевом носовой платочек, тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань, например, батист.

Ход работ

Начнем с самого простого — вывязывания основы кружева на каком-либо изделии. Например, на носовом платке.

Возьмите квадратный кусок ткани и подогните его края по периметру на 2-3 мм. Затем обвяжите петлями, которые являются основой любых кружев. Технология их выполнения представлена на рис. 1-6. Ими мы обрабатываем последовательно все 4 стороны квадрата до тех пор, пока не сомкнутся начало и конец одного и того же ряда (рис. 7).

Работу следует начать, отступив 1-2 см от угла ткани. Чтобы обвязать уголок, надо тщательно обработать края подгибки, трижды пропустив иголку в одну и ту же точку. В результате у вас получатся 3 луча, которые будут расходиться так, как показано на рис. 8.

Если вы будете обвязывать игольным кружевом воротник, то основу кружева выполняйте в одном направлении, затем изделие переверните на другую сторону и провяжите узор в обратном направлении (рис. 9) — Чередуйте направления вывязывания последующих рядов.

На фото примере вы видите кружевную сетку

Это самый простой узор, который нетрудно сделать, научившись выполнять основу. Схема вывязывания этого узора — на рис. 10.

Как закреплять нити

Понятно, что в процессе работы нить имеет обыкновение заканчиваться и, чтобы использовать новую, надо освоить закрепление нового отрезка на уже готовом узоре.

Внимательно рассмотрите рис. 11-13 — и вы поймете принцип. Для более прочного закрепления новой нити следует затянуть дополнительный узелок следующим образом.

Концы нитей сложите друг с другом и, пропустив иглу через ткань так, как показано на рис. 14, завяжите дополнительный (он по счет)’ — третий) узел.

Теперь острыми ножницами обрежьте концы обеих нитей в непосредственной близости от только что выполненного узла (рис. 15). Следующее наше занятие мы посвятим вывязыванию более сложного элемента — столбиков.

Бабушкино игольчатое кружево

Примеры узоров

Кстати, простые узоры можно составлять самостоятельно, для этого не нужны какие-то особенные знания. Простые комбинации размера и расположения воздушных петель позволят вам создавать свои авторские узоры.

Видео мастер классы

В этих видео, а здесь 32 урока, можно полистать, показана техника вязания кружев иглой. Смотрите и практикуйтесь!

Старинное кружево в стиле Ретичелло

Ретичелла (также ретичелло,) — игольное кружево периода XV века, которое оставалось популярным до первой половины XVII века.

Ретичелла изначально было видом техники Ришелье, в которой вырезается фрагмент холста, а оставшаяся «сеточка»
В более поздний период ретичелла выполнялось не по тканевой основе, а по нитяной.

Характерным для этого узора является сочетание кругов, треугольников, квадратов с арчатыми или зубчатыми краями.

Старинное кружево в стиле Ретичелло
https://youtu.be/rtXYGhKkvKk

Мой магазин на Etsy
https://www.etsy.com/shop/Knitcrochettogether?ref=hdr_shop_menu

Google + мой профиль
https://plus.google.com/u/1/+%D0%92%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BA%D1%80%D1%8E%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0

Подписывайтесь на канал, всегда будете в курсе новых видео.
Ольга Чернорот
https://www.youtube.com/channel/UC-WaEeYkQluEwseDqc4BudQ
В группе выкладываю схемы
Группа ВК
https://new.vk.com/crochet_knitting

Видео Старинное кружево в стиле Ретичелло канала Ольга Чернорот

Книга: "Старинные секреты плетения кружев" (глава 2.3)

2.3. РАЗНОВИДНОСТИ ИГОЛЬНОГО КРУЖЕВА

Восток — родина прекрасных излишеств, и первые плетеные кружева появились на Востоке, возможно, в Персии. Материалом служили цветные шелковые нити. Плетение производилось при помощи иглы. В группу восточных входит 3 вида кружев: просто восточное (без точного адреса), армянское и палестинское.

Приемы плетения не отличаются разнообразием, в основном это петельный или узелковый шов. Основой для рисунка служит кромка ткани или специально натянутая утолщенная нить (рисунок 2.83). Первый ряд петельных стежков выполняют слева направо, второй — справа налево и так далее. Рисунок, как правило, простой, состоит из плотно заполненных геометрических фигур — треугольников или квадратов — и довольно больших свободных промежутков между ними. Эти промежутки могут перекрываться бридами, образующими "паучки". Точки пересечения брид закрепляют двумя петельными стежками. Для образования дуги свободно протягивают нить и покрывают ее петельными стежками. Квадраты и треугольники обрабатываются отдельно, а затем соединяются со всем узором.

Смирнское, или армянское, кружево

Между Смирной и Арменией более тысячи километров, но для европейцев прошлых веков это было все равно. Армянское кружево имеет более утонченный рисунок, чем рассмотренное нами восточное.

Основной элемент этой работы — узелковый шов (рисунок 2.84).

Предварительно натягивают нити по линиям намеченного рисунка, закрепляя их за край ткани. Нитку направляют справа налево. Затем протянутую нить покрывают узелковым швом в обратном направлении. Нитка проходит слева направо, образуя петлю. Затем иголку пропускают под натянутую нитку и подхватывают эту петлю. Чтобы получить петельный стежок в армянском кружеве, нить обводят вокруг иглы дважды, в результате чего при затягивании образуется узлообразное утолщение. По сравнению с восточным армянское кружево имеет более разреженную, почти сетчатую структуру. Рисунок обычно растительный: цветы, листья и даже целые деревца. Отдельные лепестки могут соединяться не только на плоскости, но и пространственно, создавая объемный мотив (рисунок 2.85). На основе нити, соединенной в кольцо, выплетают розетку с широкими лепестками. Затем лепестки в широкой части соединяют между собой короткими стежками. В качестве каркаса для придания жесткости используется конский волос.

Обычно основой для этого кружева служит сдвоенная нить, но иногда — край ткани. Здесь используются петельные стежки, но менее плотные, расположенные на расстоянии друг от друга (рисунок 2.86). Структура кружева еще более разреженная, сетчатая, между стежками получаются нитяные дуги. Рисунок создается из "глазков" и столбиков (рисунок 2.87). "Глазки" образуются при пропускании петель, а столбики — при их уплотнении, когда стежок второго ряда вводят в нижний ряд. Для этого вида кружев характерно веерообразное строение, когда вокруг "глазка" выплетаются многочисленные дужки (рисунок 2.88). Материал нитей — шелк или лен.

По аналогии кружева, которые мы будем рассматривать далее, можно назвать западными, или европейскими. Не только в двадцать первом, но и в прошлые века европейские страны имели между собой прочные связи. Появляясь в одном уголке Европы, мода быстро перекочевывала в другой, обрастая по пути местными особенностями. Все европейские игольные кружева выполняются на основе приемов, описанных нами выше.

Хедебо — название местечка в Дании. Основой этого кружева, как и восточных, служит край ткани. Используют обычно кромку ткани, которую для большей прочности подворачивают.

Нитки. Изначально для этого вида работ использовались льняные нитки.

Это кружево состоит из отдельных фрагментов, сшитых плотными петельными стежками (рисунок 2.89). Как и в армянском кружеве, все швы выполняют в одном направлении — слева направо, между плотными петельными стежками проходит нить, подаваемая в обратном направлении. Самые распространенные элементы — зубцы и дуги (рисунок 2.90). В качестве основы для дужек используют тройную нить. Пико на дужке получают при помощи булавки. Бриды используются как одинарные, обвитые или обметанные (рисунок 2.91), так и в несколько нитей, перевитых штопальным швом (рисунок 2.92). Рисунок имеет наивный фольклорный характер. Узор обычно геометрический, лишь изредка — стилизованные листья и розетки.

Эти несложные, но эффектные кружева напоминают тяжелые вязаные полотна времен Екатерины Медичи (рисунки 2.93-2.95). Основной узор — замкнутый контур, заполненный полотняным швом, а фон представляет собой сетку с крупными шестиугольными ячейками.

На клеенку или другую основу переводят рисунок и фон из ячеек-шестиугольников. Контуры основного рисунка прошивают швом "вперед иголку" так, чтобы на лицевой стороне стежок был короткий и немного наклонный, а на изнаночной — длинный. Под короткие стежки продевают толстую нить и обшивают ее плотным фестончатым швом (плотный валик).

Пространство внутри рисунка заполняют полотняным швом или простыми штопальными стежками. Эту операцию лучше выполнить более тонкими нитками, чтобы получить тонкую, нежную сеточку.

Двадцать девятый кружевной шов (смотри рисунок 2.63) позволяет заполнить свободное пространство сеткой-фоном "соты". Эту операцию можно упростить, если воспользоваться клеенкой как опорой для сетки. Для этого сначала выполняют короткие стежки по углам вертикальных линий (рисунок 2.96). Затем через эти короткие стежки выполняют длинные двойные вертикальные стежки и одинарные наклонные так, чтобы получить рисунок из шестиугольников. На третьем этапе наклонные стежки дополнительно перевивают нитью, проходя все углы. Этот вид кружева часто применяется для инкрустации крупных изделий.

Венецианский гипюр стал известен в семнадцатом веке. Это выпуклый узор с неправильными бридами (рисунки 2.97, 2.98). На французский манер он назывался "point de France". Линии рисунка составляют затейливые растительные узоры. Несмотря на то что венецианское кружево выглядит очень замысловато, его исполнение под силу даже начинающим, так как техника позволяет скрыть небольшие погрешности. Это кружево плетется полностью из ниток с помощью простой швейной иголки.

Техника исполнения венецианского кружева отличается тем, что в нем основной контур выполняется не тесьмой, а ниткой, скрученной в 3-5 сложений. Нитки для этого вида работ берутся довольно толстые.

Основной элемент этого кружева — фестончатый шов по контуру поверх проложенной нити. Если нитка закончится, к ней привязывают новую нитку простым узлом и продолжают работу. Концы ниток обрезают. Заполнение контура производится венецианским швом (кружевной шов 19, рисунок 2.53). Направление нитей вдоль линии контура. Для заполнения фона используют бриды с пико, собирая их в "паучки".

Этот вид кружева также относится к венецианским (рисунок 2.99). Оно считается более простым, так как выполняется с помощью простой узкой тесьмы и в нем не нужно обметывать линию контура.

Порядок работы. Рисунок переводят на клеенку или толстую бумагу. Тесьму укладывают по контуру рисунка и прихватывают редкими стежками. В точках пересечения тесемку скрепляют короткими стежками, незаметными с лицевой стороны. После этого отдельные элементы заполняют кружевными швами с маленькими "паучками", имеющими в готовом виде сетчатую структуру. Прожилки листьев и серединки цветов выполняют фестончатым швом. Крупные детали заполняют плотным венецианским швом. Затем натягивают баретки с пико и собирают их в "паучки". После этого наметку можно выдернуть и отделить кружево от основы.

В этом кружеве, кроме ниток, используется кружевная тесьма для прокладывания контура (рисунок 2.100). Фоном служит сетка в форме пчелиных сот. Техника выполнения сот такая же, как в кружеве "медичи". Замкнутые фигуры заполняются простыми кружевными швами, а пространство между ними — баретками с пико и с "паучками".

Это очень простенькое кружево под силу всем желающим, ну прямо-таки забава для барышень, в особенности читающих нашу книжку (рисунок 2.101). Оно выкладывается из тесьмы, которая затем соединяется мелкими стежками в точках пересечения, а между фрагментами мотива протягиваются баретки с частыми пико. В замкнутых фигурах используются простейшие кружевные швы.

В начале двадцатого века наибольшей популярностью пользовались ирландские кружева. Другое их название — "ренессанс". Эти кружева впервые появились во Франции в шестнадцатом веке. Оттуда они перекочевали в Англию и Ирландию. Выполнение этого вида кружев достаточно кропотливо, но дает колоссальный эстетический эффект.

Выполнение. Узоры для ирландского кружева рисуют двойными линиями, между которыми пришивают тесьму короткими стежками "вперед иголку". В местах закруглений шов прокладывают по наружному краю. Когда тесемка нашита на всем узоре, берут иголку с тонкой ниткой и мелкими стежками через край собирают все складочки по внутренним линиям тесемки, чтобы тесьма легла гладко по узору. После этого заполняют пространство между тесьмой. Самый простой способ заполнения пространства между контурами — баретками (рисунок 2.102). Внутри замкнутых контуров свободное пространство заполняется кружевными швами или тюлевым фоном (рисунок 2.103).

Одним из самых старинных кружев является итальянское кружево "ретичелла". "Ретичелла" по-итальянски означает просто "сеточка". Это кружево изготавливается по тому же принципу, что и ирландское, с использованием тех же приемов и отличается только рисунком. В нем используются правильные геометрические формы — круг, треугольник, квадрат — в различных сочетаниях.

Порядок выполнения. Узор наносится на кальку. По основным линиям нашивают тесьму швом "вперед иголку". Когда тесемки наметаны, выполняются внутренние баретки простым петельным швом. Затем наносятся несколько рядов кружевного шва.

Испанское шитое кружево

Испанские кружева отличает в первую очередь вид сырья. Они вырабатывались из шелка и металлизированных нитей, золотых и серебряных. Этот вид кружева называют еще "филигранным гипюром".

Нитки. Нить для плетения такого кружева называется "биза". Ее основой служит прочная натуральная шелковая или льняная нить, на которую наматывается тонкая шелковая нить или металлическая проволочка. Основа придает нити необходимую гибкость. Кружева этого вида не бывают белыми — они цветные, золотые или серебряные.

Основа. Как и все подобные, эти кружева требуют временной основы, которая затем будет удалена. Ею может служить любая ткань, калька или клеенка.

Выполнение. Техника выполнения этих кружев несколько отличается от остальных, хотя использует известные нам приемы. Выполнение каждого фрагмента начинают с середины (рисунок 2.104). Контуры (не по краю, а в средней части фрагмента) прокладывают стебельчатым швом ("назад иголку"). По стебельчатому контуру прокладывают двойную металлизированную нить, которую затем закрепляют петельными стежками цветного шелка, прокладываемыми не плотно, а с промежутками, чтобы металлическая нить была видна. Свободное пространство внутри фрагмента покрывают спиральными стежками металлической нити. На заполненных участках в точке поворота нить надламывают. Металлизированную нить прокладывают в несколько рядов. Петельные стежки продевают через стежки предыдущего ряда, скрепляя тем самым ряды. На участке сужения фрагмента обметывают только одну металлическую нить, а вторую протягивают, как бриду, к другому участку. К соседним участкам направляют не только прямые бриды, но и кольца из металлической нити. Соприкасающиеся участки скрепляют петельными стежками из шелка. Петли, образующие "глазки", не обметывают (рисунок 2.105). По окончании работы разрезают и распускают стебельчатый шов и отсоединяют кружево от основы.

Бразильское кружево "соль"

"Соль" в данном случае означает не хлористый натрий, известный хозяйкам как поваренная соль, а "солнце" по-испански. Это, в свою очередь, указывает на форму мотивов — окружность. Родиной этого кружева считают остров Тенериф из группы Канарских островов, откуда оно перекочевало в Латинскую Америку и лишь оттуда — как бразильское кружево — в Европу.

"Солнечное" кружево изготавливается в 3 этапа.

Первый этап — изготовление лучеобразного каркаса. Каркас можно получить двумя способами — вышиванием и сплетением пластинки в виде звездочки. Чаще всего кружево "соль" составляют из кружков, но иногда его элементы могут иметь форму треугольника или квадрата.

Если пользоваться методом вышивки, то на вспомогательную ткань, кальку или клеенку наносят контур мотива. Мотив делят на большое количество одинаковых секторов. Затем берут иголку с ниткой и обшивают контур окружности швом "вперед иголку", прокалывая основу четко по границам намеченных секторов. Чтобы замкнуть линию контура, прокладывают второй шов "вперед иголку" в обратном направлении (рисунок 2.106). Затем через точки накола протягивают "диаметры", следя за тем, чтобы все они пересекались в одной точке. Это можно делать как от краев окружности, так и от центра (рисунок 2.107). При этом нить продевают через отверстие в центре с изнаночной стороны на лицевую. В этом случае удобнее пользоваться челноком для филейных работ, о которых пойдет речь в следующей главе.

Мотив может иметь форму кольца. Для этого внутри большой окружности вычерчивают окружность меньшего диаметра с тем же центром и обшивают ее швом "вперед иголку" (рисунок 2.108). Далее следует заполнение кольца радиальными нитями с использованием полученных точек прокола. Отверстие в середине можно оставить пустым, а можно заполнить "радиусами" с другой плотностью. Таким образом, площадь большого круга будет разбита на несколько кругов.

Второй способ получения лучистого каркаса. Чтобы применить этот способ, нужно взять пластинку нужной формы с зубчатым краем (рисунок 2.109). Например, колесико от старого будильника. Нить по два раза обводят вокруг каждого зубца, пересекая центр.

Второй этап. Заполнение фона. Между натянутыми нитями каркаса прокладывают различные кружевные швы. Чаще всего это штопальный или петельный шов. Нити каркаса стягивают в различные фигуры: овалы, треугольники и "зубчики" (рисунок 2.110). Сочетание различных швов дает большое разнообразие рисунков. Могут получаться цветы, звезды или геометрический орнамент. Кроме каркасных нитей можно натягивать бриды в другом направлении. Существует только одно общее правило. Внешний край заполненного фона должен быть закреплен, начало и конец нити — прочно связаны. Центр мотива закрепляют штопальным швом вкруговую. Если центр оставляют пустым, его можно заполнить петельными стежками по кругу.

Третий этап — соединение готовых частей кружева. Мотивы отделяют от основания. Часто такие мотивы украшают края изделия — салфетки, шали или вырез платья. Мотивы соединяют между собой и пришивают к краю изделия петельным швом. Можно соединить мотивы в полосу-аграмант. Если расстояние между фрагментами большое, его заполняют тонкими бридами, сеткой или "паутинкой" (рисунок 2.111).

Ретичелла

Ретичелла, также ретичелло (итал. reticello , фр. point coupé , фр. point couppe ) — игольное кружево периода XV века, которое оставалось популярным до первой половины XVII века.

Ретичелла изначально было видом техники Ришелье, в которой вырезается фрагмент холста, а оставшаяся «сеточка» (итал. reticello ) заполняется кружевом, в основном петельным швом. В более поздний период ретичелла выполнялось не по тканевой основе, а по нитяной.

Характерным для этого узора является сочетание кругов, треугольников, квадратов с арчатыми или зубчатыми краями.

Книги с узорами ретичелла, созданными Федерико Де Винчоло [en] (Франция, 1587 год) и Чезаре Веччелио [en] (Италия, создано, вероятно, в 1590 году, напечатано в 1617 году) были популярны и часто переиздавались.

Позже ретичелла трансформировался в узор « пунто ин ариа [en] ».

Английская женщина в платье с воротником в технике ретичелла и с накрахмаленными жёлтыми манжетами, ок 1614-1618

Узор ретичелла или point couppe из книги Винчоло Les Singuliers et Nouveaux Pourtaicts, 1609 год, репринт издания 1587 года.

Добавить комментарий