Штопальный шов пошагово

Эта статья содержит следующие подтемы:

Штопальный шов пошагово

Шов «штопка», очень простой в исполнении, применяется при починке изделий, в вышивании и имеет несколько разновидностей. Наиболее простой — переплетение нитей под прямым или косым углом.

Сначала вдоль контура рисунка будущей вышивки (или дырочки) накладываем продольные (или поперечные) стежки, а затем прокладываем рабочей нитью поперечные (или продольные) стежки через одну нить при полотняном переплетении (рис. а,б,в) или по узору через несколько нитей одновременно (рис. г).

Можно делать штопальный шов по настилу (рис. д). Разноцветными нитками техникой штопания можно вышивать цветы, листья, отдельные фигуры на панно, ковриках и подушках (рис. е).

Штопка «петлями» применяется в ремонте вязаных вещей и в вышивании отдельных деталей узоров свободного рисунка. Как и в предыдущем случае, сначала обшиваем контур дырочки или узора стежками шва «вперед иголку». Закрепляем рабочую нить слева и прошиваем первый ряд петель слева направо. Закончив ряд, закрепляем нитку справа и шьем второй ряд петель. Далее третий и все последующие, как показано на рис. а.

Более практична штопка с добавочной поперечной нитью. После обшивки контура закрепляем рабочую нить справа налево выше дырочки и прошиваем первый ряд петель справа налево, набирая на иголку рабочую нить и край ткани. Второй и последующие ряды делаем так: перекрываем дырочку рабочей ниткой справа налево и прошиваем второй ряд петелек слева направо, набирая на иголку нижний край предыдущего ряда петелек и рабочую нить (рис. б).

Книга: "Старинные секреты плетения кружев" (глава 3.2, начало)

3.2. ВЫШИВКА ПО ФИЛЕ

Как бы мы ни варьировали форму сетки, все равно получается простая "авоська" — не столь уж изящное рукоделие. Очевидна необходимость дальнейшего украшательства. Излюбленным занятием у дам на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков была вышивка по филе. В те времена ее называли филе "ришелье", или гипюр "клюни". Вышитое филе по внешнему виду иногда напоминает строчевые работы — вышивку по продернутым нитям, но изготовление его менее трудоемко.

Инструменты и принадлежности. Для вышивки по филе требуется то же, что и для обычной вышивки: пяльцы, нитки, ножницы, иголки.

Пяльцы для филейной вышивки удобнее использовать прямоугольные или квадратные. Если для простой вышивки предпочитают пользоваться маленькими пяльцами, то для филейной вышивки удобнее взять пяльцы побольше. Если пялец подходящей формы и размеров нет, можно использовать любую рамку — металлическую, или деревянную, например рамку для картины. Филейную сетку приматывают к рамке, пропуская через ячейки шнур или тесьму. Если сетка меньше рамки, то к ней по краям пришивают полоски ткани. Обычно для филейной вышивки используют стационарно укрепленные пяльцы.

Особенность. При филейной вышивке работают обе руки. Правая рука вкалывает иголку с лицевой стороны, а левая принимает ее с изнаночной стороны сетки. Поэтому пяльцы или рамку рекомендуется укрепить на ножках в вертикальном положении с учетом того, что левая рука должна находиться с изнаночной стороны работы. Если рамку устанавливают на столе, то с нижней стороны рамки должно быть свободное пространство не менее 15 см.

Иголки используют довольно длинные и тонкие, как всегда при вышивке — с притупленным концом и большим ушком. Острие иголки притупляют, чтобы она не расщепляла вышивальную нить.

Нитки потребуются разной фактуры. Для кружевных и полотняного швов используют крученые хлопчатобумажные или льняные нитки, а для штопального шва и контуров — мягкие вышивальные, например ирис или гарус.

Ножницы потребуются небольшие с острыми удлиненными концами, подойдут и маникюрные.

А теперь рассмотрим виды швов для вышивки по филе. Некоторые из них уже встречались нам в разделе "Кружева иголкой".

Самый простой и быстрый способ получить рисунок по филейной сетке — заполнить отдельные ячейки штопальным швом. Этот шов иногда называют "настилом". Его применяют в том случае, если нужно заполнить значительную часть сетки — при вышивке гардин, покрывал, скатертей. При этом можно использовать любой рисунок для вышивки крестиком, рассматривая филейную сетку как канву. Одним стежком перекрывают сразу несколько клеточек филе, пропуская иголку то под перегородку, то поверх нее (рисунок 3.18). Следующий ряд настила обходит перегородки с другой стороны.

Штопальный шов с обвивкой

Нити настила, выполненного таким образом, не раздвигаются, и сам шов является более прочным.

Если нужно заполнить одну филейную клетку, нить закрепляют в левом верхнем углу ячейки и проводят под противоположной вертикальной перегородкой. Затем нить возвращается к левой перегородке, описывая восьмерку. Такими восьмерками плотно заполняется вся ячейка (рисунок 3.19). Затем заполняется следующая по рисунку ячейка.

Когда требуется заполнить несколько клеток, расположенных рядом, нить закрепляют в левом верхнем углу и проводят к крайней правой перегородке ряда так же, как в простом штопальном шве. Затем нить проводят к левой крайней перегородке, обвивая по пути все вертикальные перегородки. Нити при этом будут перевиваться, образуя восьмерки в каждой ячейке (рисунок 3.20). Левую крайнюю перегородку обвивают и снова направляют нить направо.

Вышивка штопальным швом по филейному фону считается простой филейной вышивкой. При этом рисунок располагается строго по клеточкам сетки филе. Для этого вида вышивки можно использовать нитки как одного, так и нескольких цветов. Вышивка по филе с использованием различных кружевных швов называется филе-гипюр. При этом сетка филе является не самостоятельной единицей, а лишь опорой для нанесения различных швов.

Сначала рассмотрим швы для заполнения больших площадей. Их называют фоновыми швами.

Этот шов особенно часто встречается в старинных филейных работах. Он имитирует полотняное переплетение. Нить закрепляют в углу филейной клеточки и протягивают через ячейку филе как нить основы, поперек ячейки натягивают как бы дополнительные перегородки. Если рисунок захватывает несколько смежных ячеек, "основа" натягивается на весь ряд ячеек. Перегородки сетки при этом то прихватывают иголкой, то пропускают. Поперек полученной "основы" прокладывают штопальный шов, захватывая нитки "основы" через одну. Нити "основы" нельзя натягивать слишком туго, поэтому на последнюю ячейку полотняного рисунка кладут спицу, и "основу" натягивают через нее. Затем спицу убирают и делают полотняные стежки в другую сторону. Из клеточек, заполненных полотняным швом, можно составлять узоры (рисунок 3.21). Полотняный шов смотрится более нежно, чем штопальный, и требует более тонких ниток.

Шов "паутинка" с различными модификациями используется чаще других. Этот шов состоит из воздушных петель. Воздушные петли можно располагать как рядами, так и по кругу.

Первый ряд ячеек, верхняя часть. Работа выполняется слева направо. Рабочую нить прикрепляют к середине вертикальной перегородки ячейки филе и делают петлю, захватывая горизонтальную перегородку посередине. Петля делается только справа налево. Иголку при этом направляют сверху вниз под филейную нить и поверх рабочей нити (рисунок 3.22). Нитку не затягивают, а оставляют висеть свободно. Нитка должна свисать до середины вертикальной перегородки. Затем нитку ведут под вертикальную перегородку к середине горизонтальной перегородки смежной справа клетки. Продолжают выполнять петельные стежки. Петля то остается перед вертикальной перегородкой, то заходит за нее.

Нижнюю часть первого ряда ведут по нижним перегородкам тех же ячеек таким же образом. При этом свободно висящие петли закрепляются.

Для перехода к нижнему ряду ячеек обвивают левую вертикальную перегородку первой ячейки. Выполняя петельные стежки, иглу вводят в петельки верхнего ряда. Получается узор колечками, сходный с тюлевым переплетением (рисунок 3.23), поэтому "паутинку" иногда называют тюлевым швом.

"Паутинка" по кругу

Рабочую нить закрепляют за середину вертикальной перегородки.

Первый круг. Делают петельку, захватывая середину горизонтальной перегородки этой же клетки. Делают вторую петельку за середину горизонтальной перегородки смежной клетки справа. Затем делают петельку, захватывая вертикальную перегородку этой же клетки. Следующую петельку делают за вертикальную перегородку верхней клетки. Так петельным швом обходят четыре смежных ячейки (рисунок 3.24)

Второй круг. От середины горизонтальной перегородки четвертой по кругу ячейки нить пропускают в висячие петли первого круга и под перегородки ячеек, образуя колечко. Колечко закрепляют за горизонтальную перегородку и направляют рабочую нить к началу работы. В результате полученный рисунок не отличается от "паутинки" рядами.

Этот шов (рисунок 3.25) можно считать модификацией шва "паутинка".

Нить закрепляют в нижнем левом углу ячейки и проводят к середине нижней перегородки. В этой точке обвивают перегородку рабочей нитью и направляют нить к середине правой перегородки. Нить проводят под правой перегородкой сверху вниз, чтобы образовалась маленькая петля. Затем нить направляют к середине нижней перегородки клетки справа к середине верхней перегородки клетки слева поверх вертикальной перегородки. Далее зигзагами нить прокладывают до верхней точки фона. Получается натянутая нить в виде шва "козлик". На верхних и нижних перегородках образуются маленькие петельки. Заполнив весь фон в одном направлении, прокладывают "козлик" в обратном направлении (на рисунке 3.25 — темная нить). При пересечении двух швов образуются ромбики.

Нитку от угла протаскивают через две ячейки по вертикали под филейный узел, на второй ряд переходят обвивкой вертикальной перегородки (рисунок 3.26).

Волнистый шов можно выполнить не через две, а через одну ячейку. Волны могут располагаться чаще или реже (рисунок 3.27).

Если на проложенный шов крест-накрест наложить вторую волну, получится плотная решетка ромбиками (рисунок 3.28).

Шов "двойная паутинка"

Слева направо и сверху вниз иглу пропускают над нижней филейной перегородкой, а затем вверх под филейный узел и т.д. (рисунок 3.29).

Эффектный, но очень сложный рисунок. Сначала выполняют шов "паутинка", а затем поверх этого рисунка прокладывают наклонные нити в обе стороны. Нитки, идущие справа налево, проводят поверх "паутинки" под филейные узлы, а нити, идущие слева направо, — под "паутинку" и поверх филейных узлов. Косые нити нужно натягивать ровно и туго. Рисунок этого фона получается не очень наглядным, и мы его не приводим. Это плотный сетчатый фон по диагонали.

Фон горизонтальными полосами

Этот шов частично дублирует горизонтальные перегородки клеточек. В четырех ячейках делают крестики, а 2 ячейки пропускают, проводя нить вдоль филейной перегородки. Один ряд выполняют в два приема, в направлении то слева направо, то справа налево (рисунок 3.30).

Фон двойным швом

Один ряд заполняют крестиками, три ряда оставляют пустыми, и так до конца. Затем берут длинную иголку и прокладывают косые стежки снизу вверх и справа налево под 2 перегородки третьей верхней ячейки (считая снизу вверх от ряда крестиков). Потом сверху вниз и справа налево под первую после крестиков ячейку. Затем иголку пропускают справа налево через 3 ячейки (рисунок 3.31).

Рабочую нитку проводят взад и вперед под 2 вертикальные перегородки над 3 горизонтальными. Так покрывают весь фон. Затем рабочую нить пропускают справа налево под те перегородки, на которых перекрещиваются нитки первого ряда. После этого нить направляют наискосок через 5 ячеек, чтобы получился длинный полукрестик. В следующем ряду этот полукрестик перекрывают таким же длинным стежком (рисунок 3.32).

Фон русским швом

Удобнее начать работу сверху (рисунок 3.33).

Первый ряд. Нить пропускают слева направо под одну филейную ниточку, затем наискосок через 4 ячейки и захватывают слева направо 1 вертикальную филейную ниточку. Затем снова поднимаются на 4 ячейки вверх слева направо под вторую вертикальную филейную перегородку, снова подняться вверх и покрыть 4 ячейки филе и т.д. до конца ряда.

Второй ряд. Начало первого стежка приходится на середину стежка первого ряда. Выполняется как первый ряд.

Часто фоновые швы строятся на сочетании двух швов, выполненных нитками различной толщины. Многие из этих швов очень древние, дошедшие до нас со времен античности. Обычно это штопальный шов, выполняемый более толстыми нитками, и один из ажурных швов.

Фон из квадратиков штопальным швом и "паутинки"

Квадратики из четырех ячеек заполняют штопальным швом толстой ниткой. Квадратики из четырех ячеек между ними заполняют швом "паутинка" тонкими нитками (рисунок 3.34).

Фон из квадратиков штопальным швом с обвивкой

Ячейки в шахматном порядке заполняют штопальным швом. Затем через свободные ячейки наискосок протягивают нити и обвивают их (рисунок 3.35).

Фон из квадратиков и больших "колесиков"

Квадратики из 9 ячеек заполняют штопальным швом. В свободных квадратах из 9 ячеек выполняют "колесики" (рисунок 3.36) (подробнее о "колесиках" поговорим чуть ниже).

Фон штопальным швом с маленькими "колесиками"

Ячейки филе заполняют штопальным швом, затем по диагонали натягивают нити в двух направлениях и обвивают их, выполняя паучки в точках пересечения (рисунок 3.37).

Рабочую нить прикрепляют к филейному узлу и обводят 3 раза вокруг 4 филейных узлов (рисунок 3.38). Ромбы выполняют последовательно слева направо, затем вниз и справа налево. От одного ромба к другому переходят обвивкой нижней горизонтальной перегородки филейной сетки. После этого выполняют следующий ромб. Цепочкой из переплетающихся ромбов можно отделить одну часть рисунка от другой. Переплетение ромбов может образовать различные узоры (рисунки 3.39, 3.40, 3.41). Эту идею можно развивать бесконечно, выполняя, например, переплетение треугольников (рисунок 3.42) или окружностей.

Штопальный стежок

Штопальный стежок — Сметочный стежок, Дамасский стежок.
Этот длинный сметочный стежок для заполнения цветных участков выполняется рядами из поочередно размещенных с интервалами групп стежков, создавая геометрические и орнаментальные узоры.

1. Выполните ряд горизонтальных прямых стежков, вводя и выводя иглу с одинаковыми интервалами. Работайте справа налево, стежки и ряды должны быть ровными.
2. Выполните ряды одинакового размера и с одинаковыми интервалами. Продолжайте работать справа налево и слева направо, заполняя поочередно отдельные участки.

Штопальный шов пошагово

Внимание к мелочам — стремление к совершенству!

19 сент. 2020 г.

Ручные швы:сметочные, козлик,через край, штуковка, штопка на сукне и др..

Сопутствующая страница в блоге "Лебединая песня реконструктора": Старинные ручные швы.Подлинники.Швы в моих работах.

Все большее место в нашей повседневной жизни занимают работы, выполненные вручную.
Добавила бы: теперь это становится ретро-шиком.

В 18-19 веках ткань на одежду очень экономно расходовали по разным причинам,и особенно, на военные нужды .
Из-за этого мы можем увидеть на подлинных вещах частенько детали изделия состоящие из нескольких кусочков, пришитых встык.
Как сделать такой шов на сукне?
Читаем из книги Полная энциклопедия женских рукоделий перевод с французского,которая в начале 20-го века входила в 40 самых читаемых книг во Франции:

«Шов через край для белья и тонких тканей.
— Этот шов употребляется для соединения двух кромок. Для правильности лучше сначала сметать шов.
Иголку вкалывают сзади, на одну нитку от края. Следующий шов делается левее, через две нитки. Не надо очень притягивать нитку, чтобы стежки вышли свободными. Когда шов доведен до конца, куски материи разгибают и шов расправляют с изнанки наперстком. Кромки должны прийтись край в край, но не заходить одна за другую.

Самая читаемая статья за сегодня:  Подиумные модели крючком

*именно так сшивали детали рубах, белья и проч. в прошлые века.Это был один из основных швов соединения краев деталей.Так же этот шов применялся для обметки срезов.

Лучше всего сначала приметать и придержать материю только большим и указательным пальцами, чтобы не вытянуть какой-нибудь стороны.»

Сама же соединяю детали из суконных и толстых пальтовых тканей так:
-Соединяю швом через край стороны детали ребрами к друг другу, протыкая насквозь большими стежками,чтобы при шитье кусочки детали не двигались;
затем уже на чистовую захватываю за половину толщины ткани с обеих сторон линии пришива с лицевой стороны тонкой ниткой в цвет ткани(если нет в цвет,сейчас можно купить тонкие мононити светлые и темные)ширина строчки не более 5 мм,
затем повторяю все это с изнаночной стороны, чтобы закрепить шов намертво,т.к. нынешние ткани сыпятся.
После приутюживаю через мокрую тряпочку.
И вот какой шов получается:

P/S/.: специально, чтобы было понятно, ГДЕ сам шов, оставила краешек от пришиваемого кусочка и дополнительно обвела красным.
Иногда в моей практике приходилось вот таким способом надставлять по всей длине шинели кусок ткани, а так же составлять борта из кусочков, воротники, подворотники, и даже обшлага рукавов(естественно с согласованием,а иногда по просьбе, клиента).
Но!! Это только на драпе и суконных тканях.

В наше время такой шов называется встык или штуковочный. И он подробно описан в моей старой тетради по технологии пошива верхних изделий за 1979 год(картинку см. ниже)

Теперь этот же шов уже в изделии(если,конечно же, его найдете))):

Декоративные швы в закладки 77

К простейшим швам можно отнести контурные — «вперед иголку», стебельчатый, тамбурный и другие, а также петельный и козлик, петельки с прикрепками и узелки.

Эти швы встречаются во многих вышивках как вспомогательные, например стебельчатым швом часто вышивают стебли растений и веточки; узелки, козлик, тамбурный и др. применяют для вышивки сердцевины цветов.

Такие швы несложны в выполнении, но ими можно выполнять и самостоятельные узоры растительного характера.
Начинающим рекомендуется потренироваться в выполнении этих швов на кусочке ткани, например размером 25 X 30 см.

Лучше, если это будет ткань с четким, полотняным переплетением нитей (лен с лавсаном, рогожка, суровое полотно). Можно выполнить эти швы и по канве, но обязательно в пяльцах.
Для удобства выполнения швов на плотной ткани из нее выдергивают 1—2 нити и выполняют шов по их следу, отсчитывать необходимое число нитей в этом случае будет легко.
Осваивая приемы выполнения простейших швов, можно хорошо потренироваться в приобретении первоначальных навыков в вышивании: в правильной постановке рук, вдевании рабочей нитки в иглу, закреплении ее на ткани и т. д. С самого начала надо приучаться работать аккуратно.

Очень часто используются потайные швы как машинные так и ручные, они просто необходимы для сшивания частей, деталей и частей изделия.

Women Pretty

сайт для женщин и о женщинах

Women Pretty

сайт для женщин и о женщинах

Художественная штопка

Художественная штопка

Уметь хорошо и правильно делать петли тюля или кружева, т. е. штопать его — работа очень полезная. Можно сохранить дорогое кружево на многие годы, если вовремя аккуратно починить его поврежденные места.

Художественная штопка делается одинаково и на толстом, и на тонком тюле, главное — всегда брать для работы нитку, соответствующую толщине ниток тюля.

Первый прием художественной штопки

Наметайте тюль по краям разорванного места на цветную бумагу или клеенку, затем отрежьте края тюля так, чтобы они были совершенно ровными. Когда вы сделаете эту предварительную работу, нитки натяните по горизонтальным линиям, как показано на рисунке. Эти натянутые нитки служат основанием штопки. Рисунок а.

Второй прием художественной штопки

Эту работу начните с угла и проводите стежки косыми линями. Стежки исполняйте по основанию штопки. Как показывает рисунок, стежок обвивает натянутую нитку и затем проводится до следующей нитки. Рисунок б.

Третий прием художественной штопки

По окончании двух вышеописанных приемов обвейте нитки на основании штопки таким образом, как показано на рисунке. Чтобы скрепить штопку с краями тюля, проведите нитку несколькими стежками по тюлю. Выполняйте работу очень тщательно и так, чтобы штопка как можно меньше отличалась от тюля.

Тюлевое кружево с фестонированным краем

Снимите узор на кальку, наметайте его на тюль и по линиям рисунка проложите штопальный шов тонкими мягкими хлопчатобумажными нитками. Маленькие листики и цветочки заполните вторым рядом штопального шва. Нижний край кружева обшейте штопальным швом с проложенной ниткой.

Еще тюлевое кружево с фестонированным краем

Этот красивый узор исполнен штопальным швом. Прежде всего наметайте тюль на кальку, на которой предварительно нарисуйте узор. Затем все контуры обведите швом «вперед иголку» очень тонкой ниткой, а фигуры заполните штопальным швом, подхватывая иголкой каждую вторую бридочку тюля. Края угла прометайте одной ниткой и обшейте петельным швом.

Контуры вышивайте очень тонкими хлопчатобумажными нитками, а для шитья всего остального узора возьмите такие же нитки средней толщины.

Широкое тюлевое кружево с тамбурными контурами

Это роскошное широкое кружево исполнено по крупному тюлю. Прежде всего обведите контуры фигур мягкими тонкими хлопчатобумажными нитками, а сами фигуры зашейте нитками такой же фактуры, но вполовину тоньше. Для заполнения листьев и цветов вы можете использовать первый и седьмой швы по тюлю, а крупные фигуры зашейте девятым, десятым и двенадцатым швами по тюлю. Когда вы закончите все швы, обшейте листья и цветы шнурочком из тамбурных воздушных петель, а кружочки отделайте тесемкой из тамбурных столбиков. В серединках цветочков и листьев сделайте горошинки штопальным швом.

Верхний край кружева украсьте перекрещивающимся швом и, если вы умеете вязать крючком, можете дополнить его двумя рядами вязаных столбиков. Нижний край кружева обшейте мелкими пике.

Имитация кружева иголкой

Обведите контуры узора, фигуры заполните кружевными швами, которые мы подробно опишем далее, причем каждым стежком захватывайте петельку тюля, как показано на рисунке. Более прозрачные части узора зашейте тюлевыми швами, которые вы можете по своему вкусу выбрать из рисунков.

После окончания всех узоров обшейте контуры петельным швом, для которого проложите 4 нитки. Из кружочков вырежьте тюль и наполните пустые места паутинкой. На больших фестонах вышейте маленькие розетки узелковым швом.

Готовое кружево прикрепите к полотну или батисту петельным швом, а края ткани аккуратно отрежьте острыми ножницами. Для вышивки контуров петельным швом возьмите хлопчатобумажные нитки средней толщины, а для остальной вышивки — нитки такой же фактуры, но в полтора раза толще.

Угол. Накладное шитье по тюлю

Эта модель совершенно другого типа, чем все предыдущие образцы. Здесь фигуры рисунка сделаны из батиста.Прежде всего нарисуйте узор на батисте и очень аккуратно приметайте его к мелкому тюлю. Затем тюль вместе с батистом наметайте на клеенку, все контуры узора прометайте очень мелкими стежками и обшейте их петельным швом, захватывая иголкой оба слоя ткани.

После этого по рисунку вырежьте батист маленькими острыми ножницами, а фон между узорами наполните бридами и паутинками. Для петельного шва используйте хлопчатобумажные вышивальные нитки, а бриды и паутинки можно вышить шелком.

В посте использованы материалы из книги «Шью, плету, вышиваю. Лучшие идеи для домашнего рукоделия», автор Варава Л.В.

Гладьевые швы

Виды швов в ручной вышивке

Техника вышивания

В русской, как и во многих вышивках других славянских народов, можно выделить четыре способа работы:

— вышивание на основе отсчета ниток (счетная вышивка);

— вышивание по переведенному рисунку;

Вышивание на основе отсчета ниток (счетная вышивка). Этим способом выполняют такие виды глухой вышивки, как прокладывание нити по прямой, счетная гладь и крест в комбинации с другими основными швами, а также строчная вышивка на продернутых нитках — простые и сложные мережки.

Вышивание по переведенному рисунку. Сюда относятся гладь, прорезная гладь и вышивка на тюле. Материалом для вышивки гладью бывает обычно тонкое полотно, шелк, батист, то есть такой материал, на котором невозможно считать нитки. Основой вышивки является точно переведенный рисунок (чаще всего это растительные мотивы цветов с листьями и орнаменты), который затем заполняется плотно лежащими стежками. Вышивка гладью получается рельефной, если сначала проложить настил тамбурным швом или швом «вперед иголку». Для прорезной глади намечаем контуры рисунка швом «вперед иголку», затем ткань крестообразно про­резаем, загибаем внутрь, а края отверстия обшиваем плотными стежками краевым или петельным швом в валик. Для вышивки на очень тонкой ткани рисунок переводим на кальку и подкладываем его под ткань. Закрепив рисунок на ткани, вышиваем.

Тамбур. Имеется в виду вышивка тамбурным швом обычной швейной иголкой или специальной, так называемой кривой иглой.

Аппликация. В этом случае узор не вышивают, а вырезают из одной (отделочной) ткани и затем накладывают, нашивают на другую (основную) ткань. Основным материалом часто бывает тюль, на который нашиваются узоры, вырезанные из шелка, поплина или тонкого батиста.

Гладьевые швы бывают односторонними (с обратной стороны виден только контур) и двухсторонними; контурная и настилом; прорезная гладь и ажурная гладь с бридами (столбики из нитей); теневая (т.е. несколько оттенков).

Гладь — вид вышивки, позволяющий наиболее полно использовать возможности шелка, шерсти, мулине не только при отделке белья и одежды, мелких изделий, но и при создании вышитых картин. При хорошем подборе тонов и полутонов, различных оттенков цветовой гаммы этот вид вышивки сравним с техникой акварели.

Вышивание гладью — это в основном сплошное заполнение стежками плоскости узора, нанесенного на ткань.

Вышивать гладью можно на любой материи, нитки лучше выбирать мягкие, слабо крученые (мулине, шелк).

Гладь может быть белой и цветной, наносится по счету ниток и свободно, по контуру рисунка. По характеру стежков гладь может давать односторонний или двусто­ронний узор.

Гладь включает многие приемы, рассмотренные выше: швы «вперед иголку» и «назад иголку», стебельчатый, тамбурный и т. д., а также специальные швы, употребляемые при вышивании гладью: прямая гладь, косая гладь, восьмерка и т. п.

Узоры, вышиваемые гладью, состоят в основном из растительных орнаментов, цветов, листьев.

Счетная прямая гладь. Этот шов широко применяют в белой и цветной вышивках. Он дает двусторонний рисунок. Стежками прямой глади вышивают по контуру узора весь элемент рисунка. Счетной гладью вышивают в основном геометрические орнаменты.

Белая гладь. Вышивают по настилу из толстых ниток. Служит для оформления рисунков, имеющих закругленные линии. Вышивку начинают с прокладочных стежков швом «вперед иголку» по контуру рисунка.

Стежки глади кладут ровно и плотно один к другому, не затягивая сильно нитку.

Шов белой глади имеет ряд разновидностей: шнурочек, пышечка, узелки, листики и др.

«Шнурочек» состоит из прямых вертикальных стежков. Используется для оформления контуров. Контур предварительно прометывают швом «вперед иголку».

Рис. 81. Шов «шнурочек» (1 способ)

Рис. 82. Шов «шнурочек» (2 способ)

«Пышечка». Обводят контур кружочка швом вперед иголку», после чего прокладывают настил, а по настилу вышивают двусторонней гладью.

Рис. 83. Шов «пышечка»

Навивные узелки. Этот шов используют при вышивании растительных орнаментов. Продолговатыми навивными узелками украшают края воротников, детскую одежду, салфетки. Шов выполняют следующим образом. Закрепляют нитку, делают стежок «назад иголку» и, не выводя иглу из ткани, навивают на кончик иглы нитку. Затем протаскивают иглу через ткань и образовавшуюся спираль придерживают пальцем, чтобы она не растянулась. Узелок закрепляют в ткани.

Рис. 84. Навивные узелки

Швы «штопальный» и «корзина» представляют собой ряд вертикальный стежков с последующим их переплетением горизонтальными рядами. Используя нитки разных цветов, можно вышивать различные геометрические орнаменты.

Рис. 85. Шов «штопальный»

Рис. 86. Шов «корзина»

Косая гладь. Применяют в белой и цветной вышивке. Косой гладью вышивают по настилу и без настила. Используют для вышивания листиков, толстых стеблей, лепестков. Косой гладью вышивают узоры, форма которых не допускает равномерного распределения стежков.

Рис. 87. Косая гладь

Рис. 88. Краевой шов

Краевой шов. Этот петельный шов используют для обшивки контуров рисунка. Закрепительные петли делают внизу. Шов выполняют слева направо.

Прорезная гладь. Относится к белой вышивке, ею украшают белье, блузки, салфетки. Узоры прорезной глади содержат в основном прорези круглой и каплеобразной формы.

Ткань для вышивания выбирают тонкую, прочную, эластичную. Нитки для работы тоже нужны тонкие, слабого кручения, с блеском, чтобы выделить контурную линию дырочек. Иглу выбирают короткую и тонкую.

Кружочки. Кружочек по контуру прометывают швом «вперед иголку», затем ткань с центра круга разрезают на четыре сектора ножницами с острыми концами. С помощью иглы секторы по очереди при вышивании подгибают по ли­нии наметки на изнаночную сторону и обшивают кру­жочки через край швом «шнурочек».

Рис. 89. Прорезная гладь

При этом время от времени поворачивают кружочек на пальце, чтобы окружность контура была ровной. После того как кружочек будет обшит, с изнаночной стороны изделия останутся кончики разрезанной ткани. Их аккуратно обрезают до вышивки.

«Капля». Для нее вырезают более крупное отверстие. С половины диаметра края кружочка вышивают гладью с настилом. Настил вышивают с середины нижней широкой части капли. По настилу вышивают с узкой части капли, постепенно удлиняя стежки по узору.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8875 — | 7199 — или читать все.

91.105.232.30 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Гладьевые швы

Виды швов в ручной вышивке

Техника вышивания

В русской, как и во многих вышивках других славянских народов, можно выделить четыре способа работы:

— вышивание на основе отсчета ниток (счетная вышивка);

— вышивание по переведенному рисунку;

Вышивание на основе отсчета ниток (счетная вышивка). Этим способом выполняют такие виды глухой вышивки, как прокладывание нити по прямой, счетная гладь и крест в комбинации с другими основными швами, а также строчная вышивка на продернутых нитках — простые и сложные мережки.

Вышивание по переведенному рисунку. Сюда относятся гладь, прорезная гладь и вышивка на тюле. Материалом для вышивки гладью бывает обычно тонкое полотно, шелк, батист, то есть такой материал, на котором невозможно считать нитки. Основой вышивки является точно переведенный рисунок (чаще всего это растительные мотивы цветов с листьями и орнаменты), который затем заполняется плотно лежащими стежками. Вышивка гладью получается рельефной, если сначала проложить настил тамбурным швом или швом «вперед иголку». Для прорезной глади намечаем контуры рисунка швом «вперед иголку», затем ткань крестообразно про­резаем, загибаем внутрь, а края отверстия обшиваем плотными стежками краевым или петельным швом в валик. Для вышивки на очень тонкой ткани рисунок переводим на кальку и подкладываем его под ткань. Закрепив рисунок на ткани, вышиваем.

Тамбур. Имеется в виду вышивка тамбурным швом обычной швейной иголкой или специальной, так называемой кривой иглой.

Аппликация. В этом случае узор не вышивают, а вырезают из одной (отделочной) ткани и затем накладывают, нашивают на другую (основную) ткань. Основным материалом часто бывает тюль, на который нашиваются узоры, вырезанные из шелка, поплина или тонкого батиста.

Гладьевые швы бывают односторонними (с обратной стороны виден только контур) и двухсторонними; контурная и настилом; прорезная гладь и ажурная гладь с бридами (столбики из нитей); теневая (т.е. несколько оттенков).

Гладь — вид вышивки, позволяющий наиболее полно использовать возможности шелка, шерсти, мулине не только при отделке белья и одежды, мелких изделий, но и при создании вышитых картин. При хорошем подборе тонов и полутонов, различных оттенков цветовой гаммы этот вид вышивки сравним с техникой акварели.

Самая читаемая статья за сегодня:  Рукавицы с индийским клином для большого пальца

Вышивание гладью — это в основном сплошное заполнение стежками плоскости узора, нанесенного на ткань.

Вышивать гладью можно на любой материи, нитки лучше выбирать мягкие, слабо крученые (мулине, шелк).

Гладь может быть белой и цветной, наносится по счету ниток и свободно, по контуру рисунка. По характеру стежков гладь может давать односторонний или двусто­ронний узор.

Гладь включает многие приемы, рассмотренные выше: швы «вперед иголку» и «назад иголку», стебельчатый, тамбурный и т. д., а также специальные швы, употребляемые при вышивании гладью: прямая гладь, косая гладь, восьмерка и т. п.

Узоры, вышиваемые гладью, состоят в основном из растительных орнаментов, цветов, листьев.

Счетная прямая гладь. Этот шов широко применяют в белой и цветной вышивках. Он дает двусторонний рисунок. Стежками прямой глади вышивают по контуру узора весь элемент рисунка. Счетной гладью вышивают в основном геометрические орнаменты.

Белая гладь. Вышивают по настилу из толстых ниток. Служит для оформления рисунков, имеющих закругленные линии. Вышивку начинают с прокладочных стежков швом «вперед иголку» по контуру рисунка.

Стежки глади кладут ровно и плотно один к другому, не затягивая сильно нитку.

Шов белой глади имеет ряд разновидностей: шнурочек, пышечка, узелки, листики и др.

«Шнурочек» состоит из прямых вертикальных стежков. Используется для оформления контуров. Контур предварительно прометывают швом «вперед иголку».

Рис. 81. Шов «шнурочек» (1 способ)

Рис. 82. Шов «шнурочек» (2 способ)

«Пышечка». Обводят контур кружочка швом вперед иголку», после чего прокладывают настил, а по настилу вышивают двусторонней гладью.

Рис. 83. Шов «пышечка»

Навивные узелки. Этот шов используют при вышивании растительных орнаментов. Продолговатыми навивными узелками украшают края воротников, детскую одежду, салфетки. Шов выполняют следующим образом. Закрепляют нитку, делают стежок «назад иголку» и, не выводя иглу из ткани, навивают на кончик иглы нитку. Затем протаскивают иглу через ткань и образовавшуюся спираль придерживают пальцем, чтобы она не растянулась. Узелок закрепляют в ткани.

Рис. 84. Навивные узелки

Швы «штопальный» и «корзина» представляют собой ряд вертикальный стежков с последующим их переплетением горизонтальными рядами. Используя нитки разных цветов, можно вышивать различные геометрические орнаменты.

Рис. 85. Шов «штопальный»

Рис. 86. Шов «корзина»

Косая гладь. Применяют в белой и цветной вышивке. Косой гладью вышивают по настилу и без настила. Используют для вышивания листиков, толстых стеблей, лепестков. Косой гладью вышивают узоры, форма которых не допускает равномерного распределения стежков.

Рис. 87. Косая гладь

Рис. 88. Краевой шов

Краевой шов. Этот петельный шов используют для обшивки контуров рисунка. Закрепительные петли делают внизу. Шов выполняют слева направо.

Прорезная гладь. Относится к белой вышивке, ею украшают белье, блузки, салфетки. Узоры прорезной глади содержат в основном прорези круглой и каплеобразной формы.

Ткань для вышивания выбирают тонкую, прочную, эластичную. Нитки для работы тоже нужны тонкие, слабого кручения, с блеском, чтобы выделить контурную линию дырочек. Иглу выбирают короткую и тонкую.

Кружочки. Кружочек по контуру прометывают швом «вперед иголку», затем ткань с центра круга разрезают на четыре сектора ножницами с острыми концами. С помощью иглы секторы по очереди при вышивании подгибают по ли­нии наметки на изнаночную сторону и обшивают кру­жочки через край швом «шнурочек».

Рис. 89. Прорезная гладь

При этом время от времени поворачивают кружочек на пальце, чтобы окружность контура была ровной. После того как кружочек будет обшит, с изнаночной стороны изделия останутся кончики разрезанной ткани. Их аккуратно обрезают до вышивки.

«Капля». Для нее вырезают более крупное отверстие. С половины диаметра края кружочка вышивают гладью с настилом. Настил вышивают с середины нижней широкой части капли. По настилу вышивают с узкой части капли, постепенно удлиняя стежки по узору.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9657 — | 7597 — или читать все.

91.105.232.30 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Простые швы с прямыми стежками

Простые швы с прямыми стежками являются самыми древними и традиционно служат основой для выполнения множества швов. Вместе с тем они довольно разнообразны: прямой стежок, шов вперед иголку, двойной шов вперед иголку, шов назад иголку, строчный шов, стебельчатый шов, и т.д.. Стебельчатый стежок, например, был популярен еще 900 лет до нашей эры в Египте и Перу. Расщепляющими нитку стежками часто пользовались в средние века для изображения метафорических образов. Простой штопальный стежок в 18 в. был не менее популярен, чем сегодня стежок крестом.

Разнообразные вышивки создавались за счёт искусного использования стежков разной длины, направления, структурности и цвета, в результате чего появлялись изысканные эффекты светотени.

Прямые стежки применяются как для заполнения, так и для создания контуров. В современном вышивании прямые стежки часто служат для придания рельефности вышивке. Они выполняются в произвольном порядке, чтобы передать картину дождя или по фону вышивки изображают колышущуюся на ветру траву. Прямые стежки используются для того, чтобы придать вышивке колорит или для контрастности текстуры. Могут быть использованы как в счётной вышивке, так и в свободной.

Пошаговое описание выполнения простых швов со стежками с фотографиями:

1. Прямой стежок или стежок «чёрточкой» — одиночный стежок, использующийся для создания рисунков на ткани, сплошного заполнения узора, а также для вышивания простых цветов. Прямой стежок самый главный из всех вышивальных стежков и может быть любой длины, его можно вышить под любым углом и любыми нитками.

  • Для выполнения отдельного прямого стежка выведите иглу на лицевую сторону, затем выведите иглу на изнаночную сторону, образуя одиночный стежок необходимой длины.
  • Для выполнения группы прямых стежков делайте отдельные прямые стежки разной длины и в разных направлениях в соответствии с узором.
  • Чтобы вышить простой цветок прямыми стежками, выполняйте нужное количество стежков, направленных от центрального круга или овала цветка.

2. Шов «вперёд иголку» образует прямую, ломаную или главную изогнутую линию, подходит для вышивания контуров.

  • Из исходной точки выведите иглу на лицевую сторону. Вколите и выведите иглу через ткань, следуя линии. Если вы работаете не на пяльцах, выполняйте за один раз несколько стежков, следя за равномерным натяжением нити и длинной стежков.

3. Двойной шов «вперёд иголку» — внешне очень похож на шов «назад иголку», но образует более тонкую линию.

  • Швом «вперед иголку» выполните ряд стежков, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга по всей линии, включая боковые стежки. Разверните работу и выполните следующий ряд стежков, заполняя промежутки между стежками и вводя иглу в те же проколы.

4. Шов «назад иголку» образует тонкую, слегка выпуклую линию. Прекрасно подходит для вышивания контуров и выполнения деталей, особенно в вышивке крестом.

  • Выполняется справа налево. На расстоянии одного стежка от начала шва выведите иглу на лицевую сторону. Затем введите иглу в исходную точку шва, проведите ее с изнаночной стороны на два стежка вперед и выведите на лицевую сторону.
  • Вытяните нить, делая один стежок на лицевой стороне. Затем повторите первый этап, введя иглу в точку окончания предыдущего стежка. Продолжайте таким же образом, следя за тем, чтобы стежки были одинаковой длины.

5. Строчный шов — это ряд мелких стежков одного размера, выполненных точно по размеченной линии.

  • Напоминает стежок «назад иголку», но отличается от него только тем, что первый стежок начинается от начала шва: игла выводиться на лицевую сторону в начале шва и первый стежок кладётся справа налево. Затем на изнаночной стороне иглу проводят на стежок вперёд, а на лицевой возвращаются к концу первого стежка.

6. Стебельчатый шов формирует немного выпуклую толстую линию и идеально подходит для выполнения изогнутых линий, например, стеблей в цветочных узорах. Стебельчатый шов также может быть использован для сплошного заполнения узоров.

  • Выполняется в направлении вверх, с рабочей нитью справа от иглы. Выведите иглу на лицевую сторону и вколите ее в полотно в центре предыдущего стежка. Набрав с изнаночной стороны половину длины стежка, снова выведите иглу на лицевую сторону.
  • На расстоянии в половине стежка от конца предыдущего стежка вколите иглу в полотно. Выведите иглу на лицевую сторону через точку окончания предыдущего стежка. Продолжайте таким же образом.
  • Для того, чтобы шов был более широким, вводите иглу в полотно под небольшим наклоном и делайте более мелкие стежки.
  • Стебельчатый шов выглядит неровным и неряшливым, если стежки слишком длинные и игла при выполнении стежков не вводится точно в середину линии. Делайте более мелкие стежки и следите, чтобы они были одинаковой длины, тогда линия шва получится ровной.

Также можно ознакомиться с другими видами швов в вышивке.

Декоративные швы в закладки 77

К простейшим швам можно отнести контурные — «вперед иголку», стебельчатый, тамбурный и другие, а также петельный и козлик, петельки с прикрепками и узелки.

Эти швы встречаются во многих вышивках как вспомогательные, например стебельчатым швом часто вышивают стебли растений и веточки; узелки, козлик, тамбурный и др. применяют для вышивки сердцевины цветов.

Такие швы несложны в выполнении, но ими можно выполнять и самостоятельные узоры растительного характера.
Начинающим рекомендуется потренироваться в выполнении этих швов на кусочке ткани, например размером 25 X 30 см.

Лучше, если это будет ткань с четким, полотняным переплетением нитей (лен с лавсаном, рогожка, суровое полотно). Можно выполнить эти швы и по канве, но обязательно в пяльцах.
Для удобства выполнения швов на плотной ткани из нее выдергивают 1—2 нити и выполняют шов по их следу, отсчитывать необходимое число нитей в этом случае будет легко.
Осваивая приемы выполнения простейших швов, можно хорошо потренироваться в приобретении первоначальных навыков в вышивании: в правильной постановке рук, вдевании рабочей нитки в иглу, закреплении ее на ткани и т. д. С самого начала надо приучаться работать аккуратно.

Очень часто используются потайные швы как машинные так и ручные, они просто необходимы для сшивания частей, деталей и частей изделия.

Ажурная вышивка на салфетке и виды швов в филейно-гипюрном рукоделии

Эффектный способ украшения скатертей и салфеток, это ажурная вышивка. Простая салфетка превращается в произведение искусства, когда она имеет ажурные вставки или окантовку.

Что такое вышивка по сетке

Если вы создаете узор на специальной сетке, это называется филейной вышивкой. Многие покупают заранее подготовленную сетку для работ, но ее выполняют и самостоятельно разными способами:

  1. Для этого воспользуйтесь специальными иголками, и получается филейная классическая вышивка.
  2. Сетка выполняется при помощи вязального крючка.
  3. Обвитую сетку вырезают из ткани. Для этого подрежьте нити, и обвивайте каждую клеточку.

Существует два вида филе:

  1. Обычное: как все счетные вышивки. При этом чередуются пустые и заполненные клетки.
  2. Вышивка, которая называется гипюрной, гораздо сложнее, но позволяет создавать интересные узоры. Применяя ее, выполняют листики, цветы или звезды.

Виды швов для филейной и гипюрной вышивки

По сетке вышивают с помощью швов:

Штопальный шов

Он применяется для заполнения ячеек. Техника предполагает одновременное перекрывание несколько клеток филе. Иголка с ниткой проходит поочередно над и под перегородкой. Начиная новый ряд, перегородки обходят.

Шов с обшивкой штопальный

Штопальный шов с обшивкой

Он получается прочным потому, что нити настила не раздвигаются. Закрепите рабочую нить в левом углу верхней ячейки, и проведите ее под вертикальную перегородку напротив. Верните нить, чтобы получилась восьмерка, и продолжите заполнять клетку.

Полотняный шов

Чаще встречается в работах под старину. Закрепите нитку в углу ячейки, и протяните ее через всю клетку. Получаются дополнительные перегородки. Если рисунок находится на нескольких смежных ячейках, растяните основу на них, пропуская и прихватывая иголкой перегородки. Поперек проложите штопальный шов. С его помощью захватите через одну нитки основы. Выполняйте стежки сначала в одну, а затем в обратную сторону. Старайтесь не делать чрезмерного натяжения нити. Для полотняного шва возьмите нитки средней толщины, чтобы узоры получились воздушными.

Шов “Паутинка”

Его выполняют с помощью воздушных петель, расположенных рядами или по кругу. Такая гипюрная вышивка эффектно смотрится на салфетке.

Прикрепите рабочую нить к центру вертикальной перегородки, и сделайте петлю, захватив горизонтальную перегородку. Петли делайте слева направо. Иголку двигайте сверху вниз, проводя под филейной ниткой, чтобы она «легла» на рабочую нитку. Оставьте ее свободно свисать практически до середины перегородки.

Проведите нить под вертикальной перегородкой к центру горизонтальной, у ближайшей клетки справа.

Нижний ряд выполняется такой же техникой, с закреплением свободных петель. Переходите к нижнему ряду, обвивая вертикальную перегородку первой левой ячейки. На салфетке получается узор из колечек.

Волнистый шов

Протяните нить от угла через 2 клетки по вертикали, под филейным узелком. Переходите на следующий ряд, обвивая перегородку, расположенную вертикально.

Нитка протягивается через две или одну ячейку, чтобы регулировать плотность зашивки.

Использование такого шва позволяет создать решетку из ромбиков. Для этого наложите следующую волну на готовый шов крест-накрест.

Вышивка, называемая гипюрной, представляет собой растительные орнаменты. Так украшают салфетки и скатерти, накидки, платья и рубашки.

Как украсить края салфетки ажурной вышивкой

Заключительным аккордом в украшении работы является вышивка по краю изделия.

Закончите основной узор, и приступайте к украшению края. Определитесь с формой краев. Возьмите лист бумаги, и нарисуйте нужную форму.

Перенесите рисунок на салфетку. Для этого используйте копировальную бумагу. Можно создать свой вариант, приложить его к ткани, и обвести мелком.

Проложите по контуру одну строчку петельным швом, и обметайте край салфетки.

Следующий ряд обметки не должен затрагивать ткань, а только свободные стежки.

Сделайте еще один ряд, после чего вышивка будет ажурной.

Переходите к заключительному этапу. Обрежьте лишнюю ткань, не затрагивая ажурную окантовку.

Стирать работу нужно в теплом мыльном растворе, затем отжать, и расположить на махровом полотенце до высыхания.

Сухую салфетку гладят с изнаночной стороны, через влажную марлю.

Ручные швы

Виды ручных швов и их применение

Для того, чтобы пользоваться арсеналом ручных швов, предлагаем познакомимся с ними поближе. Такие знания могут пригодиться вам в работе, поскольку пошив каждого изделия начинается именно с ручных работ — копировальные строчки, сметку деталей и многие другие швейные операции мы выполняем вручную. Стежок за стежком рождаются строчки, хоть и не поэтические, а созданные при помощи ниток, но не менее прекрасные. Итак, давайте разбираться со стежками и строчками — какие они бывают, какие из них мы регулярно применяем в работе, а о каких, возможно, забыли, но стоит вспомнить!

Ручные строчки — классификация

Все ручные стежки разделяют по расположению стежков на ткани (прямые косые, крестообразные, петлеобразные, петельные). А сами строчки делят по назначению: сметочные выметочные, заметочные, подшивочные, отделочные и т. д. Для простоты картины и большей наглядности представим ручные стежки и строчки в виде таблицы.

Таблица. Виды ручных стежков и строчек

Строчки, как уже говорилось выше, состоят из стежков, а стежки подразделяются на прямые косые, крестообразные, петлеобразные, петельные. Давайте их изучим подробнее.

Прямые стежки

Прямые стежки применяются для временного соединения и закрепления деталей при подготовке изделия к примерке. При помощи прямых стежков обозначают меловые линии припусков швов, разметок настрочных деталей (карманов, шлевок), контрольных меток для втачивания рукавов, воротников и т. п. , образования сборок.

Рис. Прямые стежки

Прямыми стежками можно выполнить сметочные, заметочные, наметочные, выметочные, копировальные и строчки для образования сборок. Из прямых стежков состоят строчки, которые мы рассмотрим ниже.

Рис. Перенос разметки на лицевую сторону детали прямыми стежками

Самая читаемая статья за сегодня:  Платье оливия крючком

Сметочная строчка

Сметочная строчка выполняется для временного соединения (сметывания) деталей изделия. Детали складывают, срезы уравнивают по краю, детали сметывают без натяжения или с небольшой посадкой одной из деталей (сметывают плечевые и боковые срезы, швы рукавов, вметывают рукава в пройму, детали воротников и т. п.). Длина стежков может меняться в зависимости от ткани и назначения строчки (от 0,5 до 5 см). При выполнении строчки без посадки длина стежков составляет от 1,5 до 2 см, с посадкой — от 0,7 до 1,5 см.

Заметочная строчка

Рис. Заметочная строчка прямых стежков

Заметочными строчками прямым стежком подгибают и закрепляют припуски по низу изделия и рукавов. Длина стежка заметочной строчки составляет в зависимости от вида ткани 1-3 см.

Наметочная строчка

Рис. Наметочная строчка прямых стежков

Наметочными прямыми строчками скрепляют детали изделия между собой путем накладывания одной детали на другую и дальнейшим наметыванием. Наметывают бортовую прокладку на полочку, карманы и т. п. Строчки выполняют без посадки и с посадкой.

Копировальная строчка

Рис. Копировальная строчка прямых стежков

Копировальные строчки используются для переноса контуров и разметок на парных деталях. Детали накладываются друг на друга, уравниваются по срезам, По разметке прокладываются копировальные стежки длиной 0,5-1,5 см (в зависимости от вида ткани), вытягиваются петли высотой 1-1,5 см. Затем детали аккуратно раздвигаются и разрезаются по центру стежков.

Строчка для сборок

Рис. Строчка для сборок

Для образования сборок применяют прямой стежок. Две строчки прокладывают на расстоянии 0,2-0,4 см друг от друга длиной стежка 0,5-0,7 см. Нитки стягивают на нужную длину с образованием складок.

Косые стежки

Косые стежки также применяются для временного и постоянного скрепления деталей, но косые стежки, в отличие от прямых стежков, создают более прочные и эластичные соединения. Косыми стежками временного назначения выполняют наметочные и выметочные строчки, постоянного назначения – обметочные, а также стегальные, подшивочные и штуковочные (используются для незаметного соединения деталей).

Рис. Косые стежки

Косыми стежками выполняются следующие виды строчек.

Наметочная строчка

Рис. Наметочная строчка косыми стежками

Наметочную строчку косых стежков применяют в тех случаях, когда требуется получить устойчивое прочное соединение нескольких слоев ткани. Такая строчка исключает смещение деталей в процессе дальнейшей обработки. Наметывают детали карманов, воротников, подборта на полочках и т. п. Длина стежка 0,5-2 см.

Рис. Карманы рубашки с подогнутыми припусками

Выметочная строчка

Рис. Выметочная строчка косыми стежками

Выметочная строчка косыми стежками применяется для обработки краев стачанных деталей. Для начала детали стачивают машинной строчкой, припуски подрезают, детали отгибают на лицевую стороны, швы выправляют и выметывают косыми стежками с лицевой стороны. Припуски остаются внутри.

Рис. Выметывание клапана кармана

Обметочная строчка

Рис. Обметочная строчка косыми стежками

Обметочные строчки косыми стежками выполняются при обметывании срезов деталей, с целью предохранить их от осыпания. Такую строчку выполняют и на изделиях с подкладкой. Обметочная строчка, выполненная тонкими шелковыми нитками при пошиве изделий из тонких тканей практически не видна и не создает излишней толщины припуска шва, что важно для внешнего вида изделия. Как правило, выполняют 3-4 стежка на каждые 10 мм длиной 0,5-0,7 см.

Стегальная строчка

Рис. Стегальные строчки

Стегальные строчки применяются для соединения нескольких слоев деталей — как правило из основной и прокладочной тканей, для получения детали, хорошо держащей форму и для придания ей определенного изгиба для посадки по фигуре. Прокладочную ткань прошивают насквозь, основную ткань на половину толщины. С лицевой стороны стегальная строчка не должна быть видна.

Рис. Стегальные строчки при пошиве жакета

Простегают полочки мужских костюмов и пальто, подборта, воротники. При этом косые стежки выполняют по всей поверхности детали. В зависимости от ткани, длина и расстояние между стежками можгут меняться: длина стежка 0,5-1,5 см, ширина 0,5-0,7 см, расстояние между строчками 0,5-0,7 см.

Подшивочная строчка

Подшивочная строчка косыми стежками используется при закреплении припусков и подогнутых деталей с открытыми срезами и выполняется аналогично обметочной (рис. Обметочная строчка косыми стежками). Такой строчкой обрабатывают припуски и подгибы низа рукавов в жакете с подкладкой на сыпучих тканях и т. п. Выполняют 3-4 стежка на каждые 10 мм, длина стежка 0,4-0,5 см.

Штуковочная строчка

Рис. Штуковочная строчка

Штуковочная строчка используется в основном для ремонта одежды. С ее помощью сшиваются плотные неосыпающиеся ткани в местах разрыва или прореза. Выполняется 6-7 стежков на каждые 10 мм, длиной 0,2-0,3 см.

Крестообразные стежки

Крестообразные стежки применяются для подшивания низа изделий. Особенностью ручного подшива является отсутствие шва с лицевой стороны изделия. Стандартно выполняется 2-3 стежка на каждые 10 мм длины для легко осыпающихся тканей и 1 стежок на 5 мм для обычных тканей. Ширина стежка 0,3-0,5 см в зависимости от вида ткани. Подгиб может выполняться в открытом виде по краю или потайным — внутри припуска на подгиб. Крестообразными стежками также выполняются отделочные строчки при изготовлении женской и детской одежды.

Крестообразная строчка

Рис. Крестообразная строчка

Крестообразные строчки подразделяются на подшивочные и отделочные. Подшивочные строчки очень гибкие, за счет переплетения стежков крест-на-крест и применяются для фиксации подгиба низа изделия и рукавов. Также крестообразные строчки используются для отделки женской и детской одежды.

Рис. Подшивочная крестообразная строчка

Петлеобразные стежки

Петлеобразные стежки применяют для наиболее прочных и эластичных строчек. Используя петлеобразные стежки можно выполнить постоянные строчки для прочного потайного скрепления деталей. С помощью петлеобразных стежков выполняют стачные, подшивочные, вспушные, разметочные строчки. Само название «петлеобразные»говорит о том, что стежки выполняются в форме петли.

Стачная строчка

Рис. Стачная ручная строчка

Стачная строчка напоминает машинный шов и выполняется в тех местах, где выполнить машинную строчку не представляется возможным или затруднено. Ее особенность в том, что между стежками не делают промежутков, а вход иглы производят в выход предыдущего стежка.

Вспушная строчка

Рис. Вспушная строчка

Вспушная отделочная строчка применяется для отделки краев манжет, рукавов, лацканов пиджаков и пальто, бортов и т. п. Расстояние между стежками, а также длина стежков определяется дизайнером.

Рис. Вспушной ручной шов

Еще такой ручной шов называют «назад иголку». Верхний слой ткани прокалывается насквозь, нижний наполовину. Вспушная строчка может также применяться для фиксации внутренних припусков с целью их закрепления в изделии (обтачки, подборта и т. п. ).

Разметочная строчка

Разметочные строчки выполняются аналогично вспушной и используются в основном для гибкого постоянного скрепления двух и более слоев ткани в местах, где это необходимо (например, фиксируют припуски на подкладке рукавов, подборта, пришивают подплечики и т. п. ) Длина стежков — 1,5-2 см.

Копировальная строчка

Рис. Копировальная строчка петлеобразных стежков

Копировальная строчка петлеобразным стежком применяется для переноса разметки контуров на парные детали. После выполнения каждого стежка нить вытягивается на 1-1,5 см. Длина стежков 0,5-0,7 см, 1-2 стежка на каждые 10 мм строчки. После того, как стежки проложены, детали раздвигают и разрезают нити по центру.

Подшивочная строчка

Рис. Подшивочная петлеобразная строчка

Подшивочная строчка применяется для постоянного закрепления подгибок низа изделия и рукавов, подкладки, карманов. Припуск предварительно обметывают оверложным швом. Изделие отгибают вниз от припуска и выполняют петлеобразную подгибочную строчку. Особенностью этой строчки является то, что стежки не видны ни с лицевой, ни с изнаночной стороны изделия, а полностью скрыты внутри подгиба. Выполняют 3-4 стежка на каждые 10 мм длиной стежка 0,3 — 0,4 см.

Для закрепления строчек

Петельные стежки применяются для для закрепления концов строчек после выполнения ручных работ, таких как пришивание пуговиц, крючков, кнопок. А также для выполнения закрепок на концах петель, карманов и т.д. Длина стежка 0,3 — 0,4 см.

Петельные стежки

Петельные стежки применяют для обметывания ручных петель — прямых, фигурных с глазком.

Рис. Петельные стежки

Петельная строчка

Петельная строчка используется для обметывания петель, а также ее выполняют как отделочную для обработки краев салфеток, покрывал, одежды.

Рис. Петельная строчка

Частота и длина стежков определяются задачами дизайнера. Для выполнения петель частота стежков 6-10 на каждые 10 мм, ширина 0,2-0,3 см.

Рис. Ручные петли, выполненные петельными стежками

Специальные стежки

Специальными стежками выполняют закрепки и пришивают фурнитуру к изделию: пуговицы, крючки, петли, кнопки и т. п. . Прямые закрепки выполняют на карманах (для закрепления углов), концов петель. Фигурные закрепки применяют для закрепления концов складок и рельефов. При помощи стежков могут быть выполнены воздушные нитяные петли (разновидность прямых закрепок).

Рис. Ручная закрепка на подкладке юбки

Пуговицы с двумя отверстиями пришивают 4 – 5 стежками, с четырьмя – 3 – 4 стежками в каждую пару отверстий, под пуговицу подкладывают спичку для формирования «ножки» высотой 0,1 – 0,2 см в зависимости от толщины ткани. Ножку обвивают 2 – 3 витками нитей, конец нити закрепляют и обрезают.

Теперь вы знаете больше о ручных стежках и строчках и сможете использовать их при пошиве вашей неповторимой одежды. Подпишитесь на бесплатные новости Школы шитья Анасстасии Корфиати и шейте стильные модели вместе с нами!

Штопальный шов пошагово

Кто бы мог подумать! С помощью декоративных швов можно любую невзрачную *тряпочку* превратить в роскошную красивую вещицу!

Каким образом можно скрыть *замаскировать* возможные погрешности в шитье? Незакрытые участки лоскутков, или какой-то некрасивый на ваш взгляд участок изделия. Так вот декоративные швы — то, что нам нужно!

Предлагаю и Вам освоить несколько несложных швов, с помощью которых можно создавать разные красивости, вот по этим схемкам

Итак, поехали

Козлик
Вы можете изменять внешний вид этого шва, экспериментируя с шириной и длиной стежков.

Козлик двойной Если вам требуется подчеркнуть четкость линии — выбирайте двойной шов «козлик». Вы можете варьировать расстояние между стежками, а также их размеры.

Делается тем же образом контрастной нитью, только работая в промежутках между стежками предыдущего шва и проводя иголку под перекладиной

Цепочка
Этот декоративный шов можно выполнять как тонкими, так и толстыми нитками. Он подходит для узоров из непрерывных линий, а также для контурного квилтинга.

Цепочка с листиками Этот декоративный шов состоит из диагональных звеньев, напоминающих листья на шпалерах. Узор можно делать шире или уже.

Этот шовчик красиво смотрится с бисером, и он очень прост в исполнении

Плюмаж Вы можете экспериментировать с этим элегантным швом, изменяя угол наклона стежков, а также их длину и удаленность друг от друга.

Тоже очень красивый и легчайший в исполнении шов. Он быстро шьется. А так же возможность видоизменять добавляя столько "веточек" сколько требуется, получается очень красиво и за кратчайшее время можно "простегать" или украсить довольно большую площадь изделия

Обметочный Шов часто используют для обметывания краев ткани или деталей аппликации. Использованный для квилтинга, он придаст вашему изделию воздушность. Его используют как "закрытым" так и "открытым" в зависимости от желаемого эффекта.

Так же видоизменяется в сочетании нитей и самом шитье. Например, на предпоследней фотке с розочками "веера" сделаны с помощью обметочного шва

И еще пару схематических изображений. Может кому-то пригодится

И еще немножко фоток

Как правильно выполнять петельный шов – Полезные советы

Основной особенностью петельного шва является то, что изнаночные и лицевые стежки прокладываются перпендикулярно краю ткани или контура рисунка при вышивке. Петельный шов проходит слева направо, а край ткани или контур рисунка при этом находится снизу.

С самого начала работы, после закрепления нити, ткань прокалывается с изнаночной стороны на лицевую, то есть «игла к себе», а дальнейшие проколы идут наоборот. Выглядит это так — прокалывается ткань сверху «по лицу» вниз на изнанку, с изнанки внизу прокалывается к себе «на лицо», игла протаскивается через петлю и затягивается.

Шов петельный можно сочетать со штопальным швом «вперед иголку». Так мы получаем плотную цветную полоску, очень красивую, если, к примеру, петельный шов выполнялся красными нитками, а штопальный белыми. Также существует масса вариантов петельного шва. Это когда стежки выполняются разного размера, когда проколы делают в одно место, а вытаскивают нить из разных мест ткани, тогда получается узор из стежков под разным углом наклона. Такое сочетание швов хорошо применять при вышивке.

Начальные швы и их варианты

Эти швы очень посты в исполнении и применяются в шитье и вышивании. Если в шитье начальные швы служат для соединения отдельных частей ткани, то в вышивании на их основе создано множество вариантов декоративных швов.

Шов «вперед иголку» — самый простой и легкий в работе, выполняется справа налево стежками разной длинны.Если менять длинны стежков и расстояние между ними, увеличивать количество рядов и выполнять их разноцветными нитками, можно создать множество вариантов шва для оформления одежды и предметов быта. Таким швом можно вышивать цветы и листья только по контуру или зашив всю площадь рисунка.

Шов «за иголку» применяется в шитье как соединительный, для скрепления отдельных деталей, и в вышивке. С лицевой стороны он напоминает шов «вперед иголку» , а с изнаночной «стебельчатый». Прокладывают стежки справа налево так, что иголка с ниткой все время входит в ткань назад от прокола — начала стежка, а выходит на полтора-два стежка впереди (рис а). Стежками «за иголку» вышивают бисерный шов или «насыпь», в виде очень мелких точек, применяемых в «белой глади». Шьют его в два-три стежка, выходящих из одного прокола длинной 2-3 мм (рис.б). На основе шва «назад иголку» делают декоративные швы с перевивом, зашивают фон отдельных деталей рисунка петлями разной длинны в ковриках и гобеленах, что придает изделию объемность (рис. в).

Шов «строчка» напоминает машинную строчку, состоящую из плотно прилегающих стежков. Шьют его справа налево мелкими стежками одинаковой длинны. В вышивке «строчка» применяется при обшивке контура и вышивании узора в счетных швах, для настила и декорирования стежков.

Шов «петельный» или «краевой» применяется в шитье для обшивки петель, обметывания краев изделия и в вышивке. Выполняется слева направо и состоит из петлеобразных стежков. Ткань прокалываем иголкой сверху вниз вертикально, нитка всегда при этом остается под иголкой, и протягиваем рабочую нить до образования петли. Высота стежка определяется по предварительно проложенным ниткам, или по контуру узора. Петельным швом вышивают цветы и листья.

Шов «козлик» представляет собой перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне, а на изнанке — два ряда параллельных мелких стежков. Выполняют шов слева направо стежками разной длинны. Игла при работе всегда повернута острым концом налево. В зависимости от расстояния между стежками шов можно делать узким и широким, редким и частым. Козлик вышитый цветными нитками в 2-3 ряда называется «бархатным».

«Шнурочек» — очень простой декоративный шов, выполняемый на основе начальных. Ряды стежков швов «вперед иголку», «назад иголку», «строчка» можно украсить перевивом цветными нитками. Сначала по ткани по линии рисунка или по контуру узора прокладывают ряды простых стежков, а затем цветной ниткой,не прокалывая ткань, обвивают их, создавая «змейки» и «барашки».

Шов «штопка», очень простой в исполнении, применяется при починке изделий, в вышивании и имеет несколько разновидностей. Наиболее простой — переплетение нитей под прямым и косым углом. Сначала вдоль контура рисунка будущей вышивки накладываем продольные/поперечные стежки, а затем прокладываем рабочей нитью поперечные/продольные стежки через одну нить при полотняном переплетении или по узору через несколько нитей одновременно. Можно делать штопальный шов по настилу. Разноцветными нитками техникой штопания можно вышивать цветы, листья, отдельные фигуры на панно, ковриках и подушках.

Сегодня Вы познакомились с тем какие бывают начальные швы, наиболее часто встречающимися в рукоделии. в следующей статье мы рассмотрим декоративные швы.

Добавить комментарий